Файл: Учебное пособие Воронеж 2006 гоувпо Воронежский государственный технический университет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 542
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учитывая процесс приватизации предприятий, настоящая статья создает правовую основу решения вопросов защиты сведений и их носителей, которые скопились на указанных предприятиях за время их функционирования в системе государственного управления. Положения настоящей статьи, предоставляют возможность избежать процесса несанкционированной "приватизации" государственной собственности в виде сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей. Возможность передачи составляющих государственную тайну сведений должна быть санкционирована, должны быть обеспечены сохранение установленных для передаваемых сведений требований режима секретности и персональная ответственность за их обеспечение.
Раздел VI. ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
Статья 20. Органы защиты государственной тайны
“К органам защиты государственной тайны относятся:
-
межведомственная комиссия по защите государственной тайны; -
органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и государственной тайны при Президенте Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации) и их органы на местах; -
органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны”.
Определяя перечень органов защиты государственной тайны, статья не расставляет их по принципу формальной подчиненности, а - только по функциональной значимости в системе защиты государственной тайны.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является головным органом в стране, координирующим деятельность в этой важнейшей сфере государственной деятельности. При разработке Закона “О государственной тайне” статус межведомственной комиссии, как коллегиального органа, координирующего деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны, был выбран исходя из критерия недопустимости создания в стране одной “вертикально” организованной и иерархически разветвленной структуры, аккумулирующей в себе все циркулирующие в государстве засекреченные сведения. Такая структура из охраняющей секреты могла превратиться в основной источник их утечки. Кроме того, построение подобной структуры противоречило бы одному из важнейших концептуальных положений Закона - наделению конкретных руководителей органов государственной власти полномочиями по отнесению и распоряжению от лица государства сведениями, составляющими государственную тайну, а также возложению на них персональной ответственности за организацию защиты государственной тайны в подведомственных структурах.
Структура органов по защите государственной тайны представлена на рис. 3.2.
Статья устанавливает персональную ответственность руководителей за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, что соответствует сложившейся практике, а также определяет статус структурных подразделений по защите государственной тайны. Необходимо уточнить, что численный состав подразделений не устанавливается, он зависит от объема осуществляемых работ по защите государственной тайны. Вопросы создания такого подразделения - прерогатива руководителя.
Важное принципиальное значение имеет закрепленные в Законе положения о том, что защита государственной тайны является видом основной деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций. Оно направлено, прежде всего, на то, чтобы защита государственной тайны не рассматривалась в качестве вспомогательной функции, а осуществляющие ее подразделения не низводились на уровень подразделений, обеспечивающих основную деятельность. Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан
к государственной тайне
Под допуском к государственной тайне понимается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений. Это понятие следует отличать
Рис. 3.2. Структура органов по защите государственной тайны в Российской Федерации
от близкого по звучанию понятия доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.
Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - это санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
“Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:
-
принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; -
согласие на частные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона; -
письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; -
определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных настоящим Законом; -
ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; -
принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну”.
Данная статья одна из самых больших по объему в Законе, поскольку описывает одну из основных форм отношений - отношения между государством в лице органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций и должностными лицами и гражданами, допускаемыми к государственной тайне. Детализация положений данной статьи |ряда последующих статей была вызвана тем, что они напрямую затрагивают права и свободы граждан и не должны допускать ни свободной трактовки их положений, ни незаконного ущемления прав граждан.
Основой допуска является его добровольность. Взаимные обязательства администрации организации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Выделение из более широкой категории “граждан” категории “должностных лиц” связано с положениями статьи 1 Закона, в соответствии с которой принцип добровольности рассматривается с двух позиций:
-
для граждан - в качестве условия при поступлении на работу или при привлечении их к работам, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну; -
должностных лиц - в качестве условия для занятия определенных должностей, статус которых, независимо от желания лиц их замещающих, предполагает ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну.
Положения, касающиеся проведения проверочных мероприятий, корреспондируются с положениями Закона Российской Федерации “Об оперативно-розыскной деятельности”. Статья содержит также существующее положение о том, что до окончания проверочных мероприятий администрация не имеет права вступать с допускаемым лицом в договорные отношения.
Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
“Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:
-
права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; -
права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; -
права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне”.
Для правильного применения указанной статьи важно обратить внимание на ее рекомендательный характер. Это - не статья прямого действия. Применение этой статьи предполагает тесную связь с действующим законодательством Российской Федерации, поскольку для каждого из видов возможных ограничений существует своя правовая база в виде самостоятельного закона. Поэтому статья только декларирует перечень возможного ограничения конституционных и гражданских прав, но не регламентирует механизм их осуществления на практике.
В статье подчеркнут временный характер ограничений и наступление их только по факту (выезд за границу, изобретение или открытие, содержащее государственную тайну, осуществление проверочных мероприятий). Все ограничения увязаны с положениями Конституции Российской Федерации и Декларацией прав человека и гражданина.
Вопросы ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд за границу в связи с его осведомленностью в государственной тайне и сроки таких ограничений отражены в Законе “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (статья 15.1), введенном в действие 22 августа 1996 г.
Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации о государственной тайне
Обязанность соблюдать законодательство о государственной тайне вытекает из общеправовой обязанности органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Нормы ответственности за правонарушения, связанные с государственной тайной, предусмотрены Уголовным кодексом. Новый УК РФ, введенный в действие с 01.01.97 года, содержит статьи: ст. 275 “Государственная измена”, ст. 276 “Шпионаж”, ст.283 “Разглашение государственной тайны” и ст. 284 “Утрата документов, содержащих государственную тайну”. Закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации” предусматривает возможность увольнения государственного служащего при однократном нарушении им своих обязанностей по защите государственной тайны.
Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну
Положениями настоящей статьи вводится одна из важнейших норм Закона - лицензирование деятельности предприятий, учреждений и организаций при их допуске к выполнению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, к созданию средств защиты государственной тайны, а также к осуществлению мероприятий и (или) оказанию услуг по защите государственной тайны.
Принципиально важным является закрепление порядка и условий получения лицензии, а также положение об обязательной государственной аттестации руководителей предприятий, учреждений и организаций, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну.
Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты государственной тайны, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 333 от 15 апреля 1995 года.
Вопросы организации и проведения государственной аттестации руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, отражены в решениях Межведомственной комиссии по защите государственной тайны № 3 от 13.03.96 г. и № 9 от 24.09.96г.
Статья 28. Порядок сертификации средств защиты государственной тайны
“Средства защиты государственной тайны должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.
Организация сертификации средств защиты государственной тайны возлагается на Государственную техническую комиссию при Президенте Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и государственной тайны при Президенте Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации. Сертификация осуществляется на основании требований государственных стандартов Российской Федерации и иных нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации”.