ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Практическое задание (кейс) 4 семестр
Дисциплина: Гражданское право
Выполнил:
Барлебен Дмитрий Вячеславович
40.03.01 Юриспруденция, Группа ЮН-118(2)
Омск 2021 г
Кейс 1
Ситуация 1. Тимохин обратился в коммерческий банк с просьбой предоставить ему кредит под залог принадлежащей ему на праве собственности квартиры. Однако руководство банка информировало его о том, что залог квартиры в качестве средства обеспечения кредита их не устраивает, поскольку в случае невозврата кредита реализация заложенного имущества возможна только в судебном порядке и с публичных торгов, что занимает много времени. Поэтому Тимохину была предложена следующая схема. Тимохин заключает с банком договор купли-продажи квартиры, который надлежащим образом удостоверяется и регистрируется. В договоре будет пункт, в соответствии с которым в случае возврата Тимохиным банку взятой взаймы суммы, договор купли-продажи признается недействительным, и стороны возвращаются в первоначальное положение (т.е. квартира будет принадлежать Тимохину).
Как называются такого рода сделки?
Законна ли предложенная схема?
Ответ: Сделка, предложенная Тимохину коммерческим банком, является притворной. Согласно ч. 2 ст. 170 ГК РФ, притворная сделка - это сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.
Среди обстоятельств, указывающих на притворность совершаемой сделки
, можно выделить следующие:
- указанная в договоре купли-продажи цена договора в оплату за квартиру Тимохину не передается;
- Тимохин будет продолжать жить в указанной квартире, неся бремя ее содержания и все расходы за коммунальные услуги.
Притворная сделка не направлена на возникновение вытекающих из нее правовых последствий, прикрывает иную волю участников сделки и в силу этого признается ГК ничтожной. В этих случаях применяются правила о сделке, которую участники действительно имели в виду.
В рассматриваемой ситуации вместо договора купли-продажи подлежат применению правила о договоре залога.
Следовательно, предложенная банком Тимохину схема является незаконной.
Ситуация 2. Шульгин сдал Милюкову в субаренду на один год склад, арендованный им у Романова на полгода для складирования строительных материалов. Милюков установил в складском помещении швейные машины и организовал пошив пальто на продажу. Узнав об этом, Романов потребовал от Шульгина досрочного расторжения договора аренды.
Законны ли действия арендатора Шульгина и арендодателя Романова?
Ответ:
Согласно ст. 620 ГК РФ, По требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда:
1) арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества;
2) переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора;
3) арендодатель не производит являющийся его обязанностью капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки;
4) имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования.
Действия арендатора Шульгина неправомерны, т.к. они противоречат нормам ст. 615 ГК РФ.
Требования арендодателя Романова о досрочном расторжении договора законны в соответствии с ГК РФ, в котором говорится, что если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков (п.3 ст.615 ГК РФ), так же по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями (п.1 ст.619 ГК РФ).
По общему правилу договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды (п.2 ст.615 ГК РФ). Но субарендатор Милюков может попытаться договориться с арендодателем Романовым о заключении между ними договора аренды, ссылаясь на п.1 ст.618 ГК РФ, где говорится, что досрочное прекращение договора аренды влечет прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды. Субарендатор в этом случае имеет право на заключение с ним договора аренды на имущество, находившееся в его пользовании в соответствии с договором субаренды, в пределах оставшегося срока субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды.
Следовательно, действия Шульгина законны. Милюков нарушил существенные условия договора аренды, а именно сдал помещение в субаренду третьим лицам без разрешения арендодателя и не по назначению. Этот момент прописан в гражданском кодексе.