Файл: Принцип социальноправовой защищенности сотрудников правоохранительных органов один из основных принципов государственной службы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Принцип социально-правовой защищенности сотрудников правоохранительных органов — один из основных принципов государственной службы.
Актуальность вопросов социальной защиты обусловлена объективной потребностью общества в эффективной системе обеспечения правопорядка, способной гарантировать защиту личности, общества и государства от преступных посягательств. Кроме того, социальная защита сотрудников правоохранительных органов является одним из условий антикоррупционной политики государства (подп. «с» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460; п. 48 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537).
Особенностью системы социальной защиты сотрудников правоохранительных органов является специфика главного элемента данной системы — субъекта обеспечения, которым выступает сотрудник того или иного правоохранительного органа. Указанная специфика находит отражение в различных видах социального обеспечения и в нормативных правовых актах.
Социальная защита — система мероприятий, осуществляемая обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека. Система социальной защиты включает в себя действия бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном. Социальная защита — это помощь, предоставляемая государством, а также частными организациями всему населению либо наиболее нуждающимся в ней категориям лиц: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т.д. В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например страховыми компаниями.
Круг вопросов, входящих в компетенцию правоохранительных органов в соответствии с законодательством, довольно обширен. Отправление правосудия, борьба с преступлениями и другими правонарушениями сопряжены с посягательствами на безопасность лиц, исполняющих данные функции.
В целях создания надлежащих условий для деятельности правоохранительных органов определен круг лиц, на которых распространяется государственная защита жизни, здоровья и имущества: судьи, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, а также их близкие (ст. 1 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»). В систему государственной защиты указанных лиц входят меры обеспечения их безопасности и социальной поддержки.
В настоящее время законодательно не определено, какие органы относятся к правоохранительным. В общем смысле правоохранительными органами можно считать органы, основной или специальной функцией которых является защита правопорядка, прав и свобод граждан, борьба с преступностью, другими правонарушениями, обеспечение охраны общественного порядка и безопасности государства, восстановление нарушенных гражданских прав, в необходимых случаях — применение предусмотренных законом санкций.
Исходя из этого к правоохранительным органам относятся: прокуратура, органы внутренних дел, федеральная служба безопасности, таможенные органы, нотариат, частные детективные, охранные службы и др. Относительно суда распространено мнение, что он не является правоохранительным органом, но всей своей деятельностью обеспечивает правоохрану.
Целью исследования является комплексное исследование правовых вопросов социальной защиты сотрудников правоохранительных органов, а также разработка предложений по совершенствованию соответствующего законодательства.
Достижение этой цели осуществлено через решение следующих задач:
— исследовать понятие социальной защиты сотрудников правоохранительных органов;
— изучить систему нормативных правовых актов о социальной защите сотрудников правоохранительных органов;
— провести анализ современного законодательства и основные направления социальной защиты сотрудников внутренних дел;
— выявить проблемы социальной защищенности сотрудников полиции, пути их разрешения;
— изучить особенности правового регулирования отдельных категорий правоохранительных органов.
Объектом исследования является правовое регулирование социальной защиты сотрудников правоохранительных органов.
Предмет исследования составляют общие вопросы социальной защиты сотрудников правоохранительных органов, а также предоставление им отдельных мер социальной защиты.
С методологической точки зрения работа подготовлена с использованием диадектико-материалистического метода исследования, общенаучных методов (индукции и дедукции, анализа и синтеза и др.), а также частных методов (сравнительно-правового, системного, формально-юридического и др.).
Глава 1. Особенности современного состояния социальной защиты сотрудников правоохранительных органов
1.1 Понятие социальной защиты сотрудников правоохранительных органов
Социальная защита сотрудников правоохранительных органов является составной частью социальной защиты государственных служащих и социальной защиты населения в целом. Являясь родовым понятием, социальная защита населения в Российской Федерации включает в себя деятельность государства, органов местного самоуправления, организаций по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения . В качестве таковой социальная защита населения охватывает широкий круг мер, направленных, с одной стороны, на эффективное осуществление гражданами своих трудовых (служебных) обязанностей, а с другой — на обеспечение их существования и воспроизводства как биологических существ. В случае если граждане еще или уже не осуществляют трудовую деятельность, их социальная защита имеет лишь одностороннюю направленность. В социальную защиту населения входят такие сферы как обеспечение семьи, матери и ребенка, охрана здоровья, подготовка к профессиональной деятельности, содействие занятости, регулирование трудовых отношений, включая оплату труда и охрану труда, социальное обслуживание, пенсионное обеспечение, обеспечение денежными пособиями, компенсациями и страховыми выплатами, государственная социальная помощь, социальная поддержка и др. Правовое регулирование социальной защиты населения осуществляется нормами конституционного, административного, гражданского, финансового, трудового права, права социального обеспечения. Социальная защита государственных служащих как структурный элемент социальной защиты населения имеет более узкую сферу деятельности, чем социальная защита населения. Ее рамки определяются субъектным составом — государственными служащими и членами их семей, а так же особенностями правового статуса служащих, т.е. их службой. Поэтому социальная защита государственных служащих может быть подразделена на две составляющих: 1) меры, непосредственно направленные на обеспечение государственных служащих; 2) меры, направленные на обеспечение членов семей государственных служащих.
Как часть системы социальной защиты государственных служащих социальная защита сотрудников правоохранительных органов характеризуется следующими основными признаками. Во-первых, она включает отношения между сотрудниками правоохранительных органов (а в ряде случаев — и (или) членами их семей), с одной стороны, и государственными органами, органами местного самоуправления учреждениями, организациями — с другой. Во-вторых, социальная защита призвана обеспечить нормальные условия служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов, а также компенсацию повышенных психологических и физических нагрузок, служебных ограничений и неблагоприятных последствий наступления социальных случаев, влекущих необходимость социальной защиты.
В третьих, социальная защита осуществляется за счет специальных финансовых источников. В — четвертых, осуществление социальной защиты производится па основе соответствующих нормативных правовых актов. В -пятых, мерами социальной защиты выступают денежные выплаты, натуральное обеспечение, услуги.
Рассмотрим содержание каждого из перечисленных выше признаков. Первый признак социальной защиты включает управомоченных и обязанных субъектов в правоотношениях по социальной защите.
При этом возникает вопрос о том, кто относится к сотрудникам правоохранительных органов, т.е. проходит (проходил) правоохранительную службу. Федеральный закон от 27 мая 2003г. «О системе государственной службы Российской Федерации» в статье 7 определяет правоохранительную службу как вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Пока не принят самостоятельный Федеральный закон о правоохранительной службе, определить какие субъекты осуществляют правоохранительные функции и, соответственно являются правоохранительными органами, непросто. Для решения этой задачи необходимо исходить из функций, выполняемых соответствующими государственными органами и указанных в статье 7 упомянутого выше Федерального закона от 27 мая 2003г.: обеспечение безопасности, законности и правопорядка; борьбы с преступностью; защита прав и свобод человека и гражданина.
1.2 Анализ современного законодательства и основные направления социальной защиты сотрудников внутренних дел
Законодательными актами установлен определенный объем льгот и компенсаций, формирующих правовые основы для осуществления государственных гарантий защиты прав и интересов персонала органов внутренних дел, чья деятельность в значительной степени связана с риском для жизни и здоровья. Очень часто они становятся объектом посягательства преступников. В этой связи социальная защищенность сотрудников предполагает создание необходимых условий для нормальной деятельности персонала.
Социальная защита сотрудников правоохранительных органов характеризуется степенью реализации социальных прав и гарантий, реальным уровнем удовлетворения их материальных потребностей, интересов, соответствием целей и задач, которые призвана решать правоохранительная служба, той ролью, которую играют ее сотрудники в обществе, а также ограничениями и рисками, с которыми связана правоохранительная деятельность.
Одним из видов социальных гарантий полиции на основании Приказа министерства внутренних дел «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел российской Федерации» является денежное довольствие сотрудников полиции, которое состоит из должностного оклада и оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Основанием для выплаты денежного довольствия является приказ руководителя. Должностные оклады и дополнительные выплаты сотрудникам устанавливаются и изменяются приказом руководителя с указанием оснований и конкретных размеров для каждого сотрудника и выплачиваются с даты, определенной этим приказом, а если дата не определена, то с даты его подписания. Должностные оклады по типовым должностям и оклады по специальным званиям выплачиваются в размерах, установленных Правительством Российской Федерации.
Сотруднику, переведенному на нижестоящую должность в полиции, сохраняется должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность, если перевод осуществлен по следующим основаниям:
— по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;
— в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности;
— в связи с восстановлением сотрудника в должности, которую он замещал ранее, в случае, если эту должность замещает другой сотрудник и отсутствует равнозначная должность.
Выплата сохраненного должностного оклада производится впредь до возникновения у сотрудника права на получение более высокого должностного оклада вследствие его повышения в установленном порядке или назначения сотрудника на должность в органах внутренних дел с более высоким должностным окладом.
Приказом предусмотрены ежемесячные дополнительные выплаты.
Ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в процентах в следующих размерах при стаже службы (выслуге):