Файл: Принцип социальноправовой защищенности сотрудников правоохранительных органов один из основных принципов государственной службы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


б) родителям или супругу, приобретшим право на пенсию в связи с утратой ими источника средств к существованию, — со дня обращения за пенсией.

Сотрудникам, имеющим специальное звание полковника юстиции и выше, переведенным приказом Председателя Следственного комитета в интересах службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее 3 календарных лет, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу не менее 20 лет, пенсия при последующем увольнении их с этой должности может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода.

Пенсии семьям сотрудников, научных и педагогических работников органов и учреждений Следственного комитета, умерших в период службы, исчисляются исходя из денежного содержания по последней занимаемой штатной должности. Семьям умерших пенсионеров пенсии исчисляются исходя из денежного содержания, учтенного при исчислении пенсии кормильцу, с повышением (индексацией) его на день назначения пенсии семье.

Пенсия за прошлое время при несвоевременном обращении назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней. Пересмотр пенсий при повышении денежного содержания либо увеличении расчетного размера пенсии производится пенсионными службами независимо от обращения пенсионера. Перерасчет пенсий по другим основаниям производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие изменение размера пенсии. При этом, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии до обращения за перерасчетом, разница в пенсии ему может быть выплачена не более чем за 12 месяцев со дня возникновения такого права.

Пенсионное обеспечение работников Следственного комитета из числа федеральных государственных гражданских служащих, а равно иных лиц осуществляется в соответствии с положениями ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а равно принятых на их основе подзаконных нормативных правовых актов.

Для сотрудников, обладающих потенциальным правом на получение пенсии, в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством, продолживших прохождение службы, законодатель предусматривает дополнительные меры материального стимулирования в виде назначения и выплаты им ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена. Вторым обязательным условием выплаты указанной надбавки является наличие выслуги 20 лет и более.


Таким образом, осуществление социальной защиты сотрудников правоохранительных органов является одной из важнейших гарантий обеспечения их независимости. В Российской Федерации государством (государственными органами) предусмотрен целый комплекс мер по обеспечению социальной защиты сотрудников правоохранительных органов, предусматривающих оказание правовой, материальной, финансовой, социально-бытовой и иной помощи и защиты.

 
1>


Заключение

 

В заключении исследования необходимо сделать определенные выводы.

Так, социальное обеспечение является одной из важных гарантий для сотрудников правоохранительных органов, поскольку в данной сфере, как в зеркале, отражаются проблемы правового регулирования статуса указанных сотрудников, прохождения службы. Кроме того, со спецификой деятельности правоохранительных органов связана повышенная государственная, в том числе социальная, защита как сотрудников этих органов, так и членов их семей, отличающаяся от государственной защиты прочих государственных служащих.

Кроме мер обеспечения безопасности, направленных на воспрепятствование причинению вреда, федеральными законами гарантируется социальная поддержка защищаемых лиц, а именно меры социальной поддержки судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Они возникают, когда защищаемому лицу был нанесен имущественный ущерб или иной вред, причинены телесные повреждения или вред здоровью (в том числе и в случае наступления в результате этих действий инвалидности) либо наступила его гибель (смерть). Вред, причиненный здоровью защищаемого лица или члена его семьи в связи с осуществлением деятельности, возмещается в полном объеме в соответствии с законодательством РФ. Право на социальное обеспечение сотрудников правоохранительных органов реализуется многими нормативными актами.

Специфика их деятельности предопределила выделение законодателем службы, осуществляемой гражданами в вышеперечисленных правоохранительных органах, как особого вида государственной службы. Это, безусловно, повысило статус сотрудника как государственного служащего, выполняющего специфические обязанности, зачастую связанные с повышенной ответственностью и сопряженные с риском для жизни и здоровья как самого сотрудника, так и его близких, с ограничением прав и свобод такого сотрудника.

Сотрудники правоохранительных органов относятся к категории лиц с особыми условиями труда. Характеризуются эти условия важностью решаемых задач по обеспечению правопорядка, повышенными нервно-психологическими нагрузками, а также опасностью для жизни и здоровья, наличием установленных законодательством ограничений.


Законодательством, регулирующим особенности прохождения службы в правоохранительных органах, правовой статус работника (государственного служащего) определяется исходя из понятия «сотрудник», что предполагает более заинтересованное участие работника в общем деле — налагает повышенную ответственность за совместные действия и достижение определенного результата, которые не требуются от обычного наемного работника. Законодателем выделяются два признака «сотрудника»: 1) лицо должно занимать должность в соответствующем правоохранительном органе, 2) ему должно быть присвоено специальное звание, классный чин. При этом сотрудники прокуратуры именуются прокурорскими работниками.

Законодательством определены особенности в сфере социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов. Преамбула Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» указывает на то, что данный Закон устанавливает основы правового положения государственных служащих, а особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами на основании указанного Закона. Следовательно, социальное обеспечение сотрудников правоохранительных органов по отношению к социальному обеспечению государственных служащих является специальным и требует более детального правового регулирования.

Если рассматривать национальное законодательство о социальном обеспечении работников правоохранительных органов через призму международного права, то можно сделать вывод о его соответствии общепризнанным принципам и нормам международного права .

Отсутствие единого нормативного правового акта, который бы охватывал все вопросы социального обеспечения и защиты сотрудников правоохранительных органов, по нашему мнению, связано с расширением круга субъектов обеспечения, появлением нормативных правовых актов, устанавливающих особенности исчисления выслуги лет, и т.д. Однако приведение к единому знаменателю всех ныне существующих нормативных актов необходимо для устранения возможных противоречий в правовом регулировании социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов.

Еще одна особенность системы социальной защиты заключается в уровне осуществления правового регулирования. Например, пенсионное обеспечение работников правоохранительных структур и членов их семей осуществляют правоохранительные министерства и ведомства, а пенсионное обеспечение гражданских государственных служащих и обычных граждан — территориальные органы Пенсионного фонда РФ. Такой неодинаковый подход объясняется, во-первых, различными источниками финансирования и во-вторых, особенным правовым положением правоохранительных органов, с тем повышенным риском, который присутствует в правоохранительной деятельности.


И последнее, для того чтобы система социальной защиты правоохранительных органов начала эффективно работать на благо государства, необходимо пересмотреть отдельные приоритетные направления российской социальной политики, обеспечить соответствующие социальные мероприятия адекватным финансированием, а также осуществлять должный контроль за адресностью мер социальной поддержки сотрудников правоохранительных органов.

 

Список использованных источников

 

Нормативно-правовые акты

  1. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.10.1991 г.

  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод / Совет Европы подписан 1950 г.

  3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.// Российская газета от 25 декабря 1993 года.

  4. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1992. № 32

  5. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1992. № 3

  6. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2001. № 37.

  7. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2004. № 37.

  8. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»// Собрание законодательства РФ. 1995. № 12.

  9. Федерального закона от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1996. № 4.

  10. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»// Собрание законодательства РФ. 2011. № 7.

  11. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2011. № 34.

  12. Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2011. № 27.

  13. Федеральный от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»// Собрание законодательства РФ. 2005. № 29.

  14. Федеральный закон Российской Федерации от 28.03.1998 г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»// Собрание законодательства РФ. 1998. № 14.

  15. Федеральный закон от 12.01. 1995 № 5-ФЗ ред. от 16.10.2015 № 169-ФЗ «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3.

  16. Федеральный закон от 12.01. 1996 № 8-ФЗ ред.от 28.07.2013 № 138-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3.

  17. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ ред. от 29.02.2015 № 16-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31.

  18. Федеральный закон от 17.07. 1999 № 178-ФЗ ред. от 25.12.2016 № 258-ФЗ «О государственной социальной помощи» » (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29.

  19. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ ред. от 11.07.2011 № 200-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29.

  20. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 17.

  21. Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 04.06.2014) «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 39.

  22. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г., утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 17.

  23. Национальная стратегия противодействия коррупции, утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 // Собрание законодательства РФ. 2010. № 15.

  24. Указ Президента Российской Федерации № 248 от 01.03.2011 «Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7.

  25. Постановление Правительства РФ от 13.10.2011 № 835 (ред. от 26.02.2015) «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2011. № 36.

  26. Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 40. Ст. 3753.

  27. Постановление Правительства РФ от 21.03.2016 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016 — 2020 годы»// Собрание законодательства РФ. 2016. № 7.

  28. Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223 (ред. от 25.03.2016) «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2011. № 42.

  29. Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 № 460 (ред. от 10.03.2014) «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников»// Собрание законодательства РФ. 1994. № 19.

  30. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 47.

  31. Приказ Минздравсоцразвития России от 17 ноября 2009 г. № 906н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» // РГ. 2009. № 21.

  32. Приказ МВД России от 31.01.2013 № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // РГ. 2013. № 2.

  33. Приказ МВД России от 18.06.12 г. № 590 «Об утверждении инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам»// РГ. 2012. № 12.

  34. Приказ МВД России от 07.08.2003 г. № 610 «Об утверждении положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях МВД России»// РГ. 2003. № 18.

  35. Приказ МВД России от 03.07.12 г. № 663 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»// РГ. 2012. № 15.

  36. Положение об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России, утв. приказом МВД России от 8.11.2006 г. № 895.