Файл: Великие реформы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



РЕФЕРАТ

По дисциплине «Экономическая история России»

На тему « «Великие реформы» Александра II и их значение для экономического развития России»
Казань

2021


Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………….3
I.Основная часть………………………………………………………………………………..4

1. «Великие реформы» 1863-1874 годов……………………………………………………….4

1.1. Предпосылки реформ……………………………………………………………………….4

1.2. Проведение реформ……………………………………………………………...………….6

а) Отмена крепостного права…………………………………………………………………...6

б). Земская и городская реформы…………………………………………………………...…..8

в) Судебная реформа………………………………………………………………………...…..9

г). Военная реформа……………………………………………………………………….…...10

д). Реформы в области просвещения……………………………………………….………. ..10

е). Реформы в области печати…………………………………………………………..……...11

ж). Финансовые реформы……………………………………………………………….…......12

II. Значение реформ Александра II в истории государства…………………………......13

Заключение………………………………………………………………………………….....14

Список использованной литературы.....................................................................................15

Введение
В настоящее время говорят о том, что Александр II – царь – реформатор, освободитель крестьян от крепостной зависимости. Его называли Царь-Освободитель.

Его предшественники прекрасно понимали, что крепостное право - это зажженная пороховая бочка, на которой сидели российские императоры, Александр II тоже это понимал. Но он не просто это понимал, он действовал, проводил реформы.

Александр II отменил крепостное право, и большая часть населения России того времени получила долгожданную свободу, провёл земскую, военные и судебную реформы. Для проведения столь сложных реформ требовалось не мало сил, которые нашёл в себе Александр II. И именно по этой причине реформы Александра II привлекли моё внимание больше всего. Потом, углубившись в историю Александра II, я уже

точно поняла, что это именно то, что мне надо для реферата по истории.

1. Основная часть


1. Великие реформы Александра 60 – 70 – х годов

1.1. Предпосылки реформ

Экономические предпосылки

По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки

Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России: "Да утверждается и совершенствуется её внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах её, да развивается повсюду и с новой силой стремление к про­свещению и всякой полезной деятельности..."

На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. В середи­не XX века крепостные крестьяне составляли 37,5% всего населения страны.

В своей речи перед представителями московского дворянства Александр II ска­зал: «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Другого выхода не было, так как крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинская форма эксплуата­ции крестьянина, что и вызывало кризисные ситуации. В первую очередь начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели произ­водить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наибо­лее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному (Например, об этом писал крупный помещик А.И. Кошелев в своей статье «Охота пуще неволи» в 1847 году). Но наем работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был даро­вым.

Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, при­менять новейшую технику, закупать улучшенные сорта породистый скот и т.д. К сожалению, такие меры приводили их к разорению и, соответственно, к усилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений перед кредитны­ми учреждениями. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной системе было не­возможным. К тому же оно, просуществовав в России значительно дольше, чем в европейских странах приняло очень жесткие формы. И это привело к тому, что крепостной строй становится тормозом дальнейшего экономического роста. Это несоответствие проявилось во всех сферах экономиче­ской жизни:

Сельское хозяйство.

Низкая производительность крестьянского барщинного труда. Преимущества вольнонаемного труда перед крепостным при отсутствии широкого рынка наемной рабочей силы. Вложение капитала в сельское хозяйство (покупка машин, оборудования) не давало больших результатов, так как крепостные не были заинтересованы в исправной работе этой техники. К машинам нанимали вольнонаемных рабочих.



Промышленность

Нехватка вольнонаемной рабочей силы тормозила развитие промышленности. Применение сложных ма­шин при крепостном труде на ма­нуфактурах было невозможно — рабочие ломали машины. Отсутствие квалифициро­ванных кадров и сезонный харак­тер работы при отходнической системе. Отставание России в эконо­мическом развитии от

промыш­ленных стран Запада, которое вы­явило поражение в Крымской войне.

Политические предпосылки

Освобождение крестьян было тайной целью многих монархов российском тро­не и внушало опасения нескольким поколениям российских землевладельцев. Еще Екатерина в письмах к Вольтеру заявляла о своем стремлении уничтожить рабство в России. Эта тема обсуждалась в Негласном комитете ее внука Александра I, а проб­ным камнем будущей крестьянской реформы в 1804—1805 годах стала Прибалтика. В царствование «реакционера» Николая I его личным распоряжением по крестьян­скому вопросу было создано свыше 100 секретных комитетов. Реформа государст­венной деревни 1837—1841

годов должна была послужить образцом для дальней­ших преобразований деревни крепостнической.

Почему реформа, о необходимости которой говорили больше полувека, столь долго пробивала себе путь к осуществлению? Сколь своевременным было ее прове­дение

в середине XIX века? Одни исследователи считают, что до этого времени не было необходимости освобождать крестьян, так как феодальный способ производст­ва себя не исчерпал, и приписывают стремление к отмене крепостничества мораль­ным качествам русских монархов, их желанию выглядеть в глазах европейцев про­свещенными правителями в стране без средневекового рабства. Другие полагают, что даже при явной необходимости реформы ее проведение было нереальным при сопротивлении помещиков.

Александр II предпринимал очередную попытку преодолеть это сопротивле­ние. Однако реформаторы в России всегда находились в необычайно сложном поло­жении: правительство вынуждено было проводить свою политику под давлением не только слева, со стороны радикального революционного лагеря, но и справа, со сто­роны консервативно настроенного дворянства.

    1. Проведение реформ


а) Отмена крепостного права (1861).

19 февраля 1861 года были изданы «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провоз­глашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости. «Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых на­считывалось 112 000 помещичьих имений.


Гражданские права. Крестьяне объявлялись лично свободными от власти по­мещика. Они становились юридическими лицами, то есть могли совершать от своего имени сделки, владеть движимым и недвижимым имуществом, открывать торговые и промышленные заведения, предъявлять иски, переходить в иное гражданское со­стояние (мещан, купцов).

Права собственности на землю. Крестьянские надельные земли не были собственностью отдельных крестьян или крестьянских «дворов» (семейств), но бы­ли переданы во владение крестьянским обществам, которые «уравнительно» рас­пределяли полевые земли между своими членами и сообща пользовались общими угодьями (пастбищами, сенокосами и др.). Выкупные платежи и все подати (госу­дарственные, земские и мирские) крестьяне платили сообща, миром, который был связан «круговою порукою», т. е. коллективной ответственностью, и потому должен был платить подати за своих неисправных или несостоятельных членов.

Поэтому каждый крестьянин был «приписан» к своему обществу и без согласия

«мира» не мог из него выйти. Органом крестьянского мира был сельский сход, в котором уча­ствовали, все крестьяне-домохозяева и который в своих внутренних делах имел ши­рокую компетенцию. Сельский сход выбирал сельского старосту, а также уполномо­ченных (по одному от каждых 10 дворов), которые образовывали волостной сход, выбиравший волостного старшину, и состав волостного суда — от 4 до 12 судей, из коих не менее трех должны были присутствовать в судебных заседаниях.

Была объявлена обязательность, для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями; само об­щество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. Земля переходила в руки крестьян с пра­вом «постоянного пользования», помещик уже не мог ее отнять. В перспективе предполагалось, что из разряда пользователей крестьяне перейдут в разряд собст­венников земли. Поскольку право собственности на землю было признано за по­мещиками, то крестьяне должны были выкупить землю в свою собственность. За 2 года должны были быть составлены уставные грамоты (добровольные между зем­левладельцами и крестьянами соглашения) определявшие на местах конкретные ус­ловия освобождения крестьян. Затем крестьяне переводились в разряд временнообязанных до момента перехода на выкуп. Чтобы уплатить выкуп за землю, государство предоставляло крестьянам ссуду в размере 80% от стоимости надела. Остальные 20% крестьянин платил помещику сам. Ссуду государству крестьянин должен был вернуть с учетом 6% годовых в течение 49 лет.


Размер выкупа определялся не из расчета рыночной стоимости земли, а из рас­чета доходности крестьянского оброка: полученная помещиком сумма выкупа, по­ложенная в банк в расчете на прибыль из 6% годовых, должна была давать тот же доход, какой давал ему ранее оброк с крестьян. Так правительство стремилось огра­дить помещиков от возможных финансовых потерь. До выплаты 20% помещику крестьянин переходил в разряд временнообязанных и должен был нести определенные повинности в пользу помещика. Однако теперь эти повинности были зафиксированы, и произвольно

увеличить их помещик уже не мог. Повинности были те же: оброк и барщина, однако, основной повинностью при­знавался оброк. Если крестьянин ранее платил только оброк, без его согласия его нельзя было перевести на барщину. Если крестьянин отрабатывал барщину, то он имел право перейти на оброк через 2 года без согласия помещика. Барщина огра­ничивалась 40 мужскими и 30 женскими днями работы в год.

На практике выкупная операция затянулась на долгие годы.

Проведение реформы было отдано на местах в руки мировых посредников, на­значаемых из числа местных потомственных дворян. Они имели значительную власть над органами крестьянского самоуправления. На уездном уровне делами по крестьянской реформе ведал уездный съезд мировых посредников, на губернском — губернское по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях – и особых поверочных комиссий.

Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной во­ли», организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие факты, как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у помещика, были обяза­ны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части земли, а те наделы, которые предоставляли им в собственность, должны были выкупать у по­мещика. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших считаются выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии. Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государ­ственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местно­го управления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Это были дейст­вительно крупные изменения, сравнимые разве что только с реформами Петра I.

б) Земская (1864) и городская (1870) реформы.

1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного са­моуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок. Выборы в земские распорядительные органы - собрания гласных (депутатов) - про­водились на основе имущественного ценза, по куриям.