Файл: Великие реформы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первая курия — землевладельческая — составлялась из землевладельцев уезда,

владевших 200—800 десятинами земли или собственностью в 15 тыс. руб. Вторая — городская — объединяла собственников городских промышленных и торговых заве­дений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Третья — сельских крестьянских обществ — избиралась многоступенчато. На сельских сходах избирались выборщики на волостной сход, на нем — выборщики в курию на уездный съезд. Уездный съезд из трех курий избирал гласных в уездное земское собрание, последнее избирало гласных в губернское зем­ское собрание.

Компетенция земских органов включала: • назначение денежных сборов на местные нужды; • распределение земских налогов и государственных податей;

• заведование земскими имуществами и капиталами; • устройство и поддержание местных путей сообщения; • «меры обеспечения народного продовольствия»; • «попечение о развитии местной торговли и промышленности»; • дела благотворительности; • взаимное земское страхование имуществ от огня; • «попечение» о построении церквей и школ,

• «участие преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении о народ­ном

образовании»; • попечение о народном здравии; • меры по охране скота от эпизоотии и растений от вредителей; • содействие воинским и гражданским властям в их местных мероприятиях; • представления правительству сведений и ходатайств о местных пользах и нуж­дах.

Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все сторо­ны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к предста­вительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало за­метно стремление удержать

деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний. «Городовое положение» 1870 года вводило в городах бессословные органы — городские думы, также формировавшиеся на основе имущественного ценза. В за­висимости от размеров уплачиваемого налога городские избиратели делились на три курии. Каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу (таким образом, голос небольшой группы богатых плательщиков равнялся голосу нескольких сот средних плательщиков и нескольких тысяч мелких). В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей.


Таким образом, ос­новная масса городского населения была устранена от участия

в городском само­управлении. Городской голова был одновременно председателем и городской думы, и город­ской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чи­новников. Компетенция думы ограничивалась хозяйственными вопросами городского строительства и торговли, промышленности, здравоохранения и образования.

в) Судебная реформа (1864)

В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит су­дебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредст­венное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. По судебной реформе старый сословный суд заменялся бессословным. Вводи­лись новые принципы судопроизводства и судоустройства: • гласность; • открытость, публичность;

• состязательность процесса (в процессе участвовали обвинитель и защитник);

• независимость судей от администрации (они утверждались царем и могли быть

уволены только по собственному желанию или по суду) • власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без вся­кого участия административной власти;

• дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях • по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, связанные с

лише­ниями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение

виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных

обывателей всех сословий; • устраняется канцелярская тайна; • и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, со­ставляемых из той же корпорации.

Вводился суд присяжных. Была упрощена и структура судов. Они делились на мировые, общие и военные. Мировой суд решал незначительные уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировой суд осуществлялся единолично мировым судьей. Решение мирового суда можно было обжаловать во 2-й инстанции — съезде ми­ровых судей данного округа. Общий суд состоял из трех инстанций. Низшей инстанцией были окружные су­ды, существовавшие в губерниях. Гражданские дела решались без присяжных засе­дателей, уголовные — с присяжными из гражданского населения. Присяжные выно­сили вердикт о виновности подсудимого, судья определял меру наказания. Апелля­ций по приговору суда присяжных не принималось. Во второй инстанции — судеб­ных палатах рассматривались более важные дела (например, о государственных преступлениях, политические дела). При рассмотрении дел в судебных коллегиях участвовали сословные представители. Сенат был высшей судебной ин­станцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию (он мог отменять приговоры низших судебных инстанций лишь в тех случаях, если эти приговоры были постановлены с нарушением установленных законом правил судопроизводст­ва). Прокуратура стала органом судебного надзора, тогда как до реформы она осу­ществляла общий надзор за законностью. Учреждались должности судебных следо­вателей. Учреждалась адвокатура присяжные и частные поверенные.



г) Военные реформы.

По освобождении дворянства от обязанностей службы (1762 г.) воинская по­винность легла всею тяжестью на низшие классы (богатые люди из городского клас­са имели легальную возможность от нее откупиться). Солдатская служба продолжа­лась 25 лет и была связана, помимо военных опасностей, с тягостями и невзгодами (включая непрерывную муштровку, плохое медицинское обслуживание, жестокие телесные наказания), что население, отдавая свою молодежь в «рекруты», проща­лось с ней в большинстве случаев навсегда. Поражение в Крымской войне поставило задачу скорейшего реформирования всей военной системы. Необходимость создания сильного военного потенциала дик­товалась еще и тем, что во второй половине XIX века в Европе складываются устой­чивые военные коалиции и начинается борьба держав за раздел сфер влияния.

д) Реформа образования.

Развитие отечественной промышленности требовало квалифицированных кад­ров, а их нехватка сказывалась не только в армии и в государственном бюрократиче­ском аппарате, но в обществе в целом. Низкий образовательный уровень тормозил не только экономическое, но и политическое развитие страны, делая нововведенные политические институты доступными только узкому кругу образованных.

Новая реформа системы образования существенно расширила сеть учебных за­ведений в стране и количество обучавшихся в них. Реформа школы установила в образовании три ступени. Первой ступенью ста­ли начальные школы различных типов; государственные, земские, церковноприходские и воскресные, со сроком обучения 3 года.

Второй ступенью были гимназии классические (с упором на гуманитарные науки и иностранные языки), Высшей ступенью в системе образования оставались университеты.

По новому Университет­скому уставу 1863 года универси­тетам была возвращена прежняя автономия: университет имел право: • избирать ректора; • назначать преподавателей; • утверждать смету расходов; • присуждать ученые степени; • назначать стипендию студентам; • число обучавшихся студентов было увеличено.

Но учащиеся в университетах студенты рассматривались как «отдельные посе­тители», не имеющие права на корпоративное устройство, а доступ посторонних лиц к слушанию университетских лекций был вовсе воспрещен. Такое положение студенчества

вызвало большое недовольство, поэтому в царствование Александра II часто происходили «студенческие беспорядки», сопровождавшиеся уличными демонстрациями,


столкновениями с полицией, аре­стами и исключениями студентов и даже временным закрытием высших школ. В связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.
е) Реформы в области печати.

Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати. В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензур­ного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общест­венной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодиче­ских изданий (1860 год - 230) и наименований книг (1860 год -2058).

Периодическая печать получила такую широкую возможность обсуждения по­литических и социальных вопросов, которой она никогда не имела прежде и кото­рую она использовала в полной мере. Духовными вождями чрезвычайно возросшей количественно разночинной русской интеллигенции в 60-х годах становятся два журнала — «Современник» Чернышевского и Добролюбова и «Русское Слово» Пи­сарева. Первый сосредоточивал свое внимание на вопросах политических и особенно социальных и проповедовал переустройство общества на социалистических началах; в «Русском Слове» «нигилисты» (или, как они называли себя, «мыслящие реали­сты») во главе с Писаревым проповедовали полное освобождение личности от вся­ких авторитетов, традиций и «предрассудков», причем в понятие «предрассудков», «обветшалой рухляди» или «хлама» включались не только религиозные верования и моральные принципы, но и семейные «путы» и даже — поэзия Пушкина! Проповедь «Современника» и «Русского Слова» находила горячий отклик в той массе разно­чинного студенчества, которое заполнило русские университеты после снятия огра­ничений доступа в высшую школу, установленных в последние годы царствования Николая.

ж). Финансовые реформы

При проведении реформ правительство неизбежно сталкивалось с финансовы­ми

проблемами. Государственных доходов не хватало на покрытие расходов, требо­вались займы для погашения ежегодных дефицитов. Правительство было вынужде­но обращаться к кредиту: оно занимало деньги за границей, прибегало к внутренним (выигрышным) займам и делало новые выпуски кредитных билетов все в большем и большем количестве. Последствия таких мер выражались в том, что платежи про­центов по займам очень отягощали бюджет, а кредитные билеты стали падать в цене, как в былое время падали ассигнации. Перед правительством становилась задача — упорядочить государственное хозяйство, чтобы восстановить равновесие в бюд­жете и поднять курс бумажных денег. Были предприняты некоторые финансовые реформы (1863): • установление определенного и точного порядка составления ежегодных смет прихода и расхода по всем ведомствам. Общая государственная рос­пись доходов и расходов ежегодно публиковалась во всеобщее сведение; • введение «единства кассы», при котором движение всех денежных сумм в казначействах империи подчинялось общему распоряжению Министерства финансов, тогда как прежде каждое министерство имело свои особые кассы и само собирало свои доходы и производило расходы; • введение независимого от администрации государственного контроля (в губерниях контрольных палат) с целью пресечь казнокрадство; • создание Государственного банка взамен убыточных Заемного и Коммер­ческого банков; • отмена откупной системы, существовавшей со времени Екатерины II. Была разрешена свободная продажа вина, табака и других товаров, на них вводи­лись акцизные сборы; • постройка сети железных дорог, связывающих центральные области евро­пейской части России.


Не имея возможности строить дороги казенными средствами, правительство привлекало к этому делу на очень льготных условиях частных лиц и иностранные капиталы. В связи с по­стройкой дорог экспорт вырос в десять раз; почти так же увеличился и ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий, фабрик и заводов заметно увеличилось. Именно в это время создаются первые угледобывающие и металлурги­ческие предприятия на Украине и нефтедобывающие в Баку. В налоговой политике обсуждался вопрос всесословного подоходного налого­обложения, однако по ряду причин эта мера не была осуществлена.

II. Значение реформ Александра II для экономического развития России

Итак, мы рассмотрели основные преобразования и реформы, прове­денные Александром II. Основная реформа его царствования - осво­бождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы.

Уничтожение крепостного права и последовавшие за ним реформы способст­вовали культурному развитию и быстрому экономическому росту страны. Прави­тельство (в частности, министр финансов М. X. Рейтерн) стремилось к упорядоче­нию государственного хозяйства и поднятию общей производительности страны; особое внимание правительства привлекала постройка железных дорог и развитие внешней торговли. Торговая и промышленная жизнь страны начала быстро развиваться. Харак­терным показателем этого развития был быстрый рост акционерных обществ: за пя­тилетие 851—55 гг. по всем отраслям народного хозяйства было учреждено 18 ак­ционерных обществ с капиталом около 6 млн. рублей; за пятилетие 1866—70 гг.— 104 общества с капиталом около 700 млн. рублей; правда, после кризиса в начале 70-х гг. рост акционерных предприятий несколько замедлился, но все же положение ак­ционерного дела

теперь было совершенно несравнимо с дореформенной эпохой.

В начале царствования Александра II линия железных дорог в России составляла не­много более одной тысячи км, к концу 1880 г.— немного менее 23 тыс. км. Оборот внешней торговли, составляющий в 1860 г. около 340 млн. руб. (вывоз около 180 млн. руб., ввоз около 160 млн. руб.), в 1880 г составлял около 1120 млн. руб. (вывоз около 500 млн. руб., ввоз около 620 млн. руб.). Города расцвели с освобождением крестьян, потому что падение крепостных хозяйств и освобождение крестьянского труда создало для городских рынков новых потребителей, открыло новые сферы для предприимчивости, привлекло рабочие ру­ки. Между городами и уездами создались новые связи, уничтожавшие прежнюю со­словную разобщенность. Жизнь получала характер бессословный и относительно демократический. Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед су­дом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и об­щественной жизни. Мне хотелось бы закончить словами А.А. Кизеветтера о правле­нии Александра II: "Если искусство править состоит в умении, верно, определять назревшие потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям/с высоты бесп­ристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, - то нельзя не признать, что император Александр Николаевич, верно, понял сущность своего призвания в достопамятные 1855-1861 годы своего царствования".