Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первая курия — землевладельческая — составлялась из землевладельцев уезда,
владевших 200—800 десятинами земли или собственностью в 15 тыс. руб. Вторая — городская — объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Третья — сельских крестьянских обществ — избиралась многоступенчато. На сельских сходах избирались выборщики на волостной сход, на нем — выборщики в курию на уездный съезд. Уездный съезд из трех курий избирал гласных в уездное земское собрание, последнее избирало гласных в губернское земское собрание.
Компетенция земских органов включала: • назначение денежных сборов на местные нужды; • распределение земских налогов и государственных податей;
• заведование земскими имуществами и капиталами; • устройство и поддержание местных путей сообщения; • «меры обеспечения народного продовольствия»; • «попечение о развитии местной торговли и промышленности»; • дела благотворительности; • взаимное земское страхование имуществ от огня; • «попечение» о построении церквей и школ,
• «участие преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении о народном
образовании»; • попечение о народном здравии; • меры по охране скота от эпизоотии и растений от вредителей; • содействие воинским и гражданским властям в их местных мероприятиях; • представления правительству сведений и ходатайств о местных пользах и нуждах.
Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать
деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний. «Городовое положение» 1870 года вводило в городах бессословные органы — городские думы, также формировавшиеся на основе имущественного ценза. В зависимости от размеров уплачиваемого налога городские избиратели делились на три курии. Каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу (таким образом, голос небольшой группы богатых плательщиков равнялся голосу нескольких сот средних плательщиков и нескольких тысяч мелких). В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей.
Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия
в городском самоуправлении. Городской голова был одновременно председателем и городской думы, и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Компетенция думы ограничивалась хозяйственными вопросами городского строительства и торговли, промышленности, здравоохранения и образования.
в) Судебная реформа (1864)
В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. По судебной реформе старый сословный суд заменялся бессословным. Вводились новые принципы судопроизводства и судоустройства: • гласность; • открытость, публичность;
• состязательность процесса (в процессе участвовали обвинитель и защитник);
• независимость судей от администрации (они утверждались царем и могли быть
уволены только по собственному желанию или по суду) • власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти;
• дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях • по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, связанные с
лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение
виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных
обывателей всех сословий; • устраняется канцелярская тайна; • и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации.
Вводился суд присяжных. Была упрощена и структура судов. Они делились на мировые, общие и военные. Мировой суд решал незначительные уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировой суд осуществлялся единолично мировым судьей. Решение мирового суда можно было обжаловать во 2-й инстанции — съезде мировых судей данного округа. Общий суд состоял из трех инстанций. Низшей инстанцией были окружные суды, существовавшие в губерниях. Гражданские дела решались без присяжных заседателей, уголовные — с присяжными из гражданского населения. Присяжные выносили вердикт о виновности подсудимого, судья определял меру наказания. Апелляций по приговору суда присяжных не принималось. Во второй инстанции — судебных палатах рассматривались более важные дела (например, о государственных преступлениях, политические дела). При рассмотрении дел в судебных коллегиях участвовали сословные представители. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию (он мог отменять приговоры низших судебных инстанций лишь в тех случаях, если эти приговоры были постановлены с нарушением установленных законом правил судопроизводства). Прокуратура стала органом судебного надзора, тогда как до реформы она осуществляла общий надзор за законностью. Учреждались должности судебных следователей. Учреждалась адвокатура присяжные и частные поверенные.
г) Военные реформы.
По освобождении дворянства от обязанностей службы (1762 г.) воинская повинность легла всею тяжестью на низшие классы (богатые люди из городского класса имели легальную возможность от нее откупиться). Солдатская служба продолжалась 25 лет и была связана, помимо военных опасностей, с тягостями и невзгодами (включая непрерывную муштровку, плохое медицинское обслуживание, жестокие телесные наказания), что население, отдавая свою молодежь в «рекруты», прощалось с ней в большинстве случаев навсегда. Поражение в Крымской войне поставило задачу скорейшего реформирования всей военной системы. Необходимость создания сильного военного потенциала диктовалась еще и тем, что во второй половине XIX века в Европе складываются устойчивые военные коалиции и начинается борьба держав за раздел сфер влияния.
д) Реформа образования.
Развитие отечественной промышленности требовало квалифицированных кадров, а их нехватка сказывалась не только в армии и в государственном бюрократическом аппарате, но в обществе в целом. Низкий образовательный уровень тормозил не только экономическое, но и политическое развитие страны, делая нововведенные политические институты доступными только узкому кругу образованных.
Новая реформа системы образования существенно расширила сеть учебных заведений в стране и количество обучавшихся в них. Реформа школы установила в образовании три ступени. Первой ступенью стали начальные школы различных типов; государственные, земские, церковноприходские и воскресные, со сроком обучения 3 года.
Второй ступенью были гимназии классические (с упором на гуманитарные науки и иностранные языки), Высшей ступенью в системе образования оставались университеты.
По новому Университетскому уставу 1863 года университетам была возвращена прежняя автономия: университет имел право: • избирать ректора; • назначать преподавателей; • утверждать смету расходов; • присуждать ученые степени; • назначать стипендию студентам; • число обучавшихся студентов было увеличено.
Но учащиеся в университетах студенты рассматривались как «отдельные посетители», не имеющие права на корпоративное устройство, а доступ посторонних лиц к слушанию университетских лекций был вовсе воспрещен. Такое положение студенчества
вызвало большое недовольство, поэтому в царствование Александра II часто происходили «студенческие беспорядки», сопровождавшиеся уличными демонстрациями,
столкновениями с полицией, арестами и исключениями студентов и даже временным закрытием высших школ. В связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.
е) Реформы в области печати.
Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати. В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год - 230) и наименований книг (1860 год -2058).
Периодическая печать получила такую широкую возможность обсуждения политических и социальных вопросов, которой она никогда не имела прежде и которую она использовала в полной мере. Духовными вождями чрезвычайно возросшей количественно разночинной русской интеллигенции в 60-х годах становятся два журнала — «Современник» Чернышевского и Добролюбова и «Русское Слово» Писарева. Первый сосредоточивал свое внимание на вопросах политических и особенно социальных и проповедовал переустройство общества на социалистических началах; в «Русском Слове» «нигилисты» (или, как они называли себя, «мыслящие реалисты») во главе с Писаревым проповедовали полное освобождение личности от всяких авторитетов, традиций и «предрассудков», причем в понятие «предрассудков», «обветшалой рухляди» или «хлама» включались не только религиозные верования и моральные принципы, но и семейные «путы» и даже — поэзия Пушкина! Проповедь «Современника» и «Русского Слова» находила горячий отклик в той массе разночинного студенчества, которое заполнило русские университеты после снятия ограничений доступа в высшую школу, установленных в последние годы царствования Николая.
ж). Финансовые реформы
При проведении реформ правительство неизбежно сталкивалось с финансовыми
проблемами. Государственных доходов не хватало на покрытие расходов, требовались займы для погашения ежегодных дефицитов. Правительство было вынуждено обращаться к кредиту: оно занимало деньги за границей, прибегало к внутренним (выигрышным) займам и делало новые выпуски кредитных билетов все в большем и большем количестве. Последствия таких мер выражались в том, что платежи процентов по займам очень отягощали бюджет, а кредитные билеты стали падать в цене, как в былое время падали ассигнации. Перед правительством становилась задача — упорядочить государственное хозяйство, чтобы восстановить равновесие в бюджете и поднять курс бумажных денег. Были предприняты некоторые финансовые реформы (1863): • установление определенного и точного порядка составления ежегодных смет прихода и расхода по всем ведомствам. Общая государственная роспись доходов и расходов ежегодно публиковалась во всеобщее сведение; • введение «единства кассы», при котором движение всех денежных сумм в казначействах империи подчинялось общему распоряжению Министерства финансов, тогда как прежде каждое министерство имело свои особые кассы и само собирало свои доходы и производило расходы; • введение независимого от администрации государственного контроля (в губерниях контрольных палат) с целью пресечь казнокрадство; • создание Государственного банка взамен убыточных Заемного и Коммерческого банков; • отмена откупной системы, существовавшей со времени Екатерины II. Была разрешена свободная продажа вина, табака и других товаров, на них вводились акцизные сборы; • постройка сети железных дорог, связывающих центральные области европейской части России.
Не имея возможности строить дороги казенными средствами, правительство привлекало к этому делу на очень льготных условиях частных лиц и иностранные капиталы. В связи с постройкой дорог экспорт вырос в десять раз; почти так же увеличился и ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий, фабрик и заводов заметно увеличилось. Именно в это время создаются первые угледобывающие и металлургические предприятия на Украине и нефтедобывающие в Баку. В налоговой политике обсуждался вопрос всесословного подоходного налогообложения, однако по ряду причин эта мера не была осуществлена.
II. Значение реформ Александра II для экономического развития России
Итак, мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы.
Уничтожение крепостного права и последовавшие за ним реформы способствовали культурному развитию и быстрому экономическому росту страны. Правительство (в частности, министр финансов М. X. Рейтерн) стремилось к упорядочению государственного хозяйства и поднятию общей производительности страны; особое внимание правительства привлекала постройка железных дорог и развитие внешней торговли. Торговая и промышленная жизнь страны начала быстро развиваться. Характерным показателем этого развития был быстрый рост акционерных обществ: за пятилетие 851—55 гг. по всем отраслям народного хозяйства было учреждено 18 акционерных обществ с капиталом около 6 млн. рублей; за пятилетие 1866—70 гг.— 104 общества с капиталом около 700 млн. рублей; правда, после кризиса в начале 70-х гг. рост акционерных предприятий несколько замедлился, но все же положение акционерного дела
теперь было совершенно несравнимо с дореформенной эпохой.
В начале царствования Александра II линия железных дорог в России составляла немного более одной тысячи км, к концу 1880 г.— немного менее 23 тыс. км. Оборот внешней торговли, составляющий в 1860 г. около 340 млн. руб. (вывоз около 180 млн. руб., ввоз около 160 млн. руб.), в 1880 г составлял около 1120 млн. руб. (вывоз около 500 млн. руб., ввоз около 620 млн. руб.). Города расцвели с освобождением крестьян, потому что падение крепостных хозяйств и освобождение крестьянского труда создало для городских рынков новых потребителей, открыло новые сферы для предприимчивости, привлекло рабочие руки. Между городами и уездами создались новые связи, уничтожавшие прежнюю сословную разобщенность. Жизнь получала характер бессословный и относительно демократический. Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни. Мне хотелось бы закончить словами А.А. Кизеветтера о правлении Александра II: "Если искусство править состоит в умении, верно, определять назревшие потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям/с высоты беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, - то нельзя не признать, что император Александр Николаевич, верно, понял сущность своего призвания в достопамятные 1855-1861 годы своего царствования".