Файл: 1. Криминогенная мотивация, ее виды и значение в механизме преступного поведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.Криминогенная мотивация, ее виды и значение в механизме преступного поведения

Криминогенная ситуация – внешние причины преступного поведения, относительно длительное состояние отношений, по меньшей мере между двумя сторонами направленное на причинение все возрастающего вреда общественным отношениям (собственности человеку и так далее). Ее функциональная роль состоит в том, что она запускает в действие, как бы активизирует криминогенную мотивацию.

Криминогенная ситуация образуется:

1.     взаимодействием по меньшей мере двух сторон;

2.     складывается довольно длительное время;

3.     обретает специфические закономерности толкающие к преступлению  максимально ограничивая свободу выбора;

4.     наблюдается возрастание причинения вреда каким либо общественным отношениям;

5.     ситуация реализуется в преступлении внутренней причиной складывающейся внутри той или иной стороны взаимодействия.

Субъекты криминогенной ситуации – это отдельные лица или группы, отношения между которыми существенно определяют возникновение предкриминогенных, ситуаций, их перерастание в криминогенные и исход в преступлении1.

Объекты криминогенной ситуации – это те или иные ценности, бывающие трех видов:

а) Общие или одноразовые - это ценности, из-за которых вообще возникают жизненные ситуации;

б) Концентрирующие – это ценности, вокруг которых концентрируется криминогенная ситуация;

в) Предельные – это ценности, из-за которых, в конце концов совершаются преступления.

Содержание криминогенной ситуации — это характер связей, какие отношения складываются между субъектами, и тенденцииразвития отношений, т. е. в какую сторону они между ними развиваются.  Методы ситуаций — это способы, при помощи которых субъекты управляют друг другом, воздействуют друг на друга. При этом приемы, средства воздействия могут как осознаваться субъектами, так и не осознаваться. 

С точки зрения влияния на ход отношений в ситуации они могут быть: активно - негативные; активно - позитивные; пассивные.

По субъективному основанию можно выделить:

1) определение, восприятие ситуации, как криминогенной, т.е. опасной, угрожающей преступлением;

2) «выбор стратегии» поведения, метода, определяющего дальнейший  ход развития отношений;

3) выбор деяния в рамках общей «стратегии» взаимодействия.

По объективным основаниям выделяется также три стадии:  1) Образование жизненной ситуации или предкриминогенной, определяемой в литературе как объективное стечение жизненных обстоятельств для лица, субъективно воспринимаемых и оцениваемых.


Жизненная ситуация имеет много типов:

а) Проблемная когда жизнь ставит перед человеком важный вопрос и требует скорейшего принятия решения. Подобного типа ситуации возникают всегда перед, особенно, впервые осужденными.

6) Стрессовая — как совокупность факторов, воздействующих на лицо и вызывающих у него состояние нервного психического напряжения,  требующего снятия, разрешения1.

Стрессовых ситуаций у осужденных ежедневно возникает множество.  Главное здесь — помочь найти адекватную и законно-приемлемую разрядку.

в) Фрустрационная — возникающая в результате воздействия препятствия, субъективно-воспринимаемого как непреодолимое, для достижения жизненно-важных целей, приводящее чаще всего к дезорганизации его сознания и деятельности.

г) Конфликтная ситуация — это относительно длительное, напряженное состояние взаимодействия, по меньшей мере, двух сторон, образуемое неоднократными конфликтами.

д) Стихийные бедствия, в качестве каковых могут быть и землетрясения, и наводнения, и оползни, и вихри, и цунами, и др.

2) Перерастание жизненной предкриминогенной ситуации в криминогенную, вследствие возникновения опасности преступления, например, в результате обострения отношений, усложнения проблемы, утяжеления фрустратора, отягощения последствий стихийного бедствия и т.п.

3) Исход криминогенной ситуации в совершении преступления.  Познание механизма развития ситуаций поможет сотруднику практически любого звена всякого уголовно-исполнительного учреждения, войти в криминогенную ситуацию разных типов и разрешить ее законоприемлемым способом.

Содержание криминогенной мотивации:

1. Потребности (недостаток лишение нужда испытываемые индивидом и побуждающие его действовать);

2.Интересы (это актуализированная потребность то есть оцененная преступником как существенная и подлежащая удовлетворению);

3.Ценностные ориентации (это устоявшаяся иерархия ценностей конкретного индивида и внутренняя готовность следовать им в своем поведении);

4. Установки (сложившиеся на бессознательном уровне стереотипы социально значимого поведения);

5.Эмоции (это субъективные переживания лицом отношений в окружающей среде и процессов происходящих в его организме и психике);

6. Мотивы (это внутренние побуждения);

7. Цели (результат к которому стремиться индивид).



Список использованных источников Правовые акты

1.Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. №9. Ст.859.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ (в актуальной редакции) //Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

Научная литература

1.Гладких В. И., Борбат А. В., Кулакова В. А. Криминология. Учебно-методический комплекс; Экзамен - Москва, 2014. - 416 c.

2. Долгова, А. И. Криминология / А. И. Долгова. – Москва: Норма: Инфра–М, 2013. – 383 с.

3. Курганов С. И. Криминология; Юнити-Дана - Москва, 2015. - 184 c.

4. Ананич, В. А. Введение в криминологию: лекции / В. А. Ананич. – Минск: Академия МВД, 2014. – 159 с.

5. Криминология: практикум: учебное пособие / С. М. Иншаков и др. – Москва: Юнити–Дана, 2015. – 367 с.

6. Криминология: учебник / В. И. Авдийский и др. – Москва: Юрайт, 2015. – 351 с.

7. Криминология. Учебник для вузов; Юстицинформ/А.Ю.Решетников - Москва, 2014. - 544 c.

8. Криминология: учебник / Ю. М. Антонян и др. – Москва: Норма: Инфра–М, 2014. – 799 с.


2.Криминологическая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств - серьезное общественно опасное деяние, аккумулирующее в себе существенную часть как неблагоприятных объективных условий, так и личности, занимающей особое место в системе происходящих в обществе социальных явлений. Следует отметить, что место и роль личностного фактора в механизме умышленного и неосторожного преступления значительно различаются, поскольку психологическое содержание неосторожного преступного поведения весьма специфично. Лица, совершающие неосторожные преступления, характеризуются определенными особенностями, отличающими их от умышленных преступников. Для неосторожных преступников менее чем для умышленных характерно наличие криминогенных свойств личности. Нарушитель правил дорожного движения и эксплуатации транспорта, выполняя определенные действия (бездействия), не осознает их общественно опасного характера, не предвидит их возможных последствий либо легкомысленно рассчитывает на предотвращение вредных последствий, и в то же время обязан осознавать и предвидеть их.


Проблема личности преступника занимает одно из главных мест в комплексе вопросов, образующих предмет криминологии. Поэтому изучению личности преступника ученые уделяют особое внимание, в частности профессор Г.М. Миньковский утверждает, что особенности личности преступника, которые могут быть связаны с механизмом преступного поведения, можно выразить следующей структурной характеристикой:

-демографические признаки;

-культурно-образовательные признаки;

-потребности, интересы и отношения ведущей деятельности; потребности, интересы и отношения быта и досуга;

-эмоционально-волевые признаки, в том числе обусловленные соматически и психопатологически;

-непосредственные мотивы и другие моменты, характеризующие преступление и его ситуацию;

-признаки, интегрирующие социально-мотивационную позицию личности; особенности (направленность, ориентация).

Дорожно-транспортные происшествия, в основном, совершаются мужчинами. По данным за 2000 год женщинами совершено данных правонарушений лишь 1,5% от общего количества данных преступлений.

Малое участие женщин в дорожно-транспортных происшествиях В.В. Иванова обосновывает двумя моментами:

-водительская специальность - мужская;

-доля женщин на авто-предприятиях значительно меньше.

Такое положение характеризуется двумя факторами: физиологическими и психологическими1.

1)Физиологический фактор: работа профессионального водителя требует больших физических усилий и предполагает не только управление транспортным средством, но и осуществление ремонта автомобиля. Поэтому женщина пользуется автомобилем, в основном, как средством передвижения, в связи с чем данная профессия признается мужской, и удельный вес женщин среди водителей всех категорий, а тем более среди тех, которые осуществляют массовые перевозки людей и грузов, невелик.

2)Психологический фактор: женщины более аккуратны в обращении с автомобилем, не признают рискованной езды и в основном соблюдают правила дорожного движения.

Как известно, опыт, приобретаемый с возрастом, позволяет человеку выработать необходимые морально-этические правила, стать сравнительно более выдержанным и терпеливым. Если молодые люди совершают противоправные действия с большей легкостью, то люди среднего и старшего возраста становятся осмотрительнее, чаще задумываются о последствиях, которые могут наступить вследствие их поступков, глубже осознают свои обязанности перед обществом и необходимость соблюдения установленных правил поведения.


Во взаимозависимости с возрастом лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления, находится водительский стаж. Например, наибольшей частотой совершения данных правонарушений характеризуются водители со стажем до двух лет. На их долю приходится 19,2% от всех дорожно-транспортных происшествий, причем их доля ежегодно увеличивается. Это объясняется недостаточным опытом управления транспортом, переоценкой своих возможностей, недостаточным знанием складывающихся дорожных ситуаций и поведением в них участников дорожного движения.

Отмечается резкое снижение вероятности совершения аварий у лиц, чей водительский стаж выше 10 лет. Это объясняется опытом вождения автомобиля в любых ситуациях.

Оценка снижения «аварийности» среди водителей со стажем свыше тридцати лет не имеет большого значения, поскольку эти лица, как правило, пенсионного возраста, а именно от шестидесяти лет и выше, - редко используют принадлежащий им автомобильный транспорт, не работают в качестве профессионального водителя, вследствие чего их удельный вес среди рассматриваемых лиц, управляющих транспортным средством, невелик:

Из приведенных данных можно сделать вывод, что наличие большого стажа работы можно рассматривать в качестве иммунитета от совершения дорожно-транспортных происшествий.

Необходимо отметить, что доля водителей, не имеющих постоянного источника дохода, виновных в совершении дорожно-транспортных происшествий, последние годы существенно увеличилась. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что все больше виновных в дорожно-транспортных происшествиях не подвергаются социальному контролю, а, следовательно, у данных лиц отсутствует общая направленность на правомерное поведение. Образовательный уровень особого влияния на безопасность дорожного движения, на наш взгляд, не оказывает, хотя водители с высшим образованием реже являются участниками дорожного движения:

Среди лиц, совершивших преступное нарушение действующих на автомобильном транспорте правил безопасности дорожного движения, состоящие в семейном браке составляют около 60%:

Общеизвестно, что воспитание, в том числе и культура поведения на дороге, начинается с семьи, однако, из приведенного анализа, как нам представляется, можно утверждать, что функции социального контроля, которые реализуются семьей, в большинстве своем не работают. В этой связи существует необходимость поиска путей решения этой проблемы