Файл: 1. Особенности исследовательской деятельности в социальной, экономической и политической сфере.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
необходимостью стало преодоление представлений о свободе личности как единственной цели социально-политического развития. В связи с этим второй критерий прогресса может определяться как Уровень развития социально-политических средств обеспечения потребности членов общества в свободе и ответственности. Однако мало того, что формулировка второго критерия представляется некомплексной. Нетрудно заметить, что в самом наборе критериев социального прогресса пока имеется существенный пробел. Традиционно комплексный анализ жизни общества, социальных изменений осуществляется через исследование состояния трех основных сфер - экономической, социально-политической и духовной. Последняя (очевидно, не по значению) пока никак не отражена в критериях прогрессивности общественного развития. По- видимому, это можно объяснить тем, что, с одной стороны, духовной сфере очень часто в социологии отводилась роль необязательного украшения, орнамента, оформляющего «реальные» экономические и политические процессы; с другой - даже увидев и поняв, сколь велико значение духовной сферы в жизни общества, чрезвычайно затруднительно выделить определенный, операбельный критерий, характеризующий уровень духовной жизни общества, позволяющий сопоставить прогрессивность духовной жизни разных обществ. И все же попытки такого рода предпринимаются. На наших глазах ценностный подход все глубже проникает в ткань социологических исследований.
В социологии выявляется третий критерий, позволяющий определять уровень прогрессивности того или иного общества - уровень нравственности в обществе. По-видимому, именно третьему критерию прогресса предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, сводящим воедино все многообразие подходов к проблеме прогресса, отражающим тенденцию гармонизации социальных изменений.
В третьем критерии прогрессивности социальных изменений отражены также два критерия, которые выделил А. Энштейн для характеристики научного познания: критерий изящества (соответствие научного познания внутреннему совершенству) и критерий красоты (соответствие научного познания внешнему оправданию, сочетающемуся с внутренним совершенством).
Социальные изменения прогрессивны при условии, что они отвечают «критерию изящества», (оптимальность по времени, по затрате социальной энергии) решают определенную социальную задачу, и
«критерию красоты», т. е. эти изменения не только позволяют решить определенную социальную проблему, но и получить позитивную суммарную «отдачу» в общественном организме от предпринятого изменения.
1 1
Тема 4 Социальные изменения и социальный прогресс. Высшая школа экономики. Режим доступа: chrome- extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/viewer.html?pdfurl=https%3A%2F%2Fecsocman.hse.ru
%2Fdata%2F838%2F649%2F1219%2Ft4.pdf&clen=267508&chunk=true
В социологии выявляется третий критерий, позволяющий определять уровень прогрессивности того или иного общества - уровень нравственности в обществе. По-видимому, именно третьему критерию прогресса предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, сводящим воедино все многообразие подходов к проблеме прогресса, отражающим тенденцию гармонизации социальных изменений.
В третьем критерии прогрессивности социальных изменений отражены также два критерия, которые выделил А. Энштейн для характеристики научного познания: критерий изящества (соответствие научного познания внутреннему совершенству) и критерий красоты (соответствие научного познания внешнему оправданию, сочетающемуся с внутренним совершенством).
Социальные изменения прогрессивны при условии, что они отвечают «критерию изящества», (оптимальность по времени, по затрате социальной энергии) решают определенную социальную задачу, и
«критерию красоты», т. е. эти изменения не только позволяют решить определенную социальную проблему, но и получить позитивную суммарную «отдачу» в общественном организме от предпринятого изменения.
1 1
Тема 4 Социальные изменения и социальный прогресс. Высшая школа экономики. Режим доступа: chrome- extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/viewer.html?pdfurl=https%3A%2F%2Fecsocman.hse.ru
%2Fdata%2F838%2F649%2F1219%2Ft4.pdf&clen=267508&chunk=true
Субъекты социальных процессов определяют направленность происходящих изменений, создают условия для протекания данного процесса или сопротивляются его распространению.
Среди субъектов социальных процессов, можно выделить:
личность (пример процесса – социализация);
социальную группу;
культуру (наличие материальных и духовных предпосылок для формообразования социальных систем).
Современные социальные процессы находятся в тесной взаимосвязи с экономической сферой жизни общества. К примеру, увеличением доли бедных, может быть обусловлено несовершенством экономического механизма, не обеспечивающего оптимального распределения материальных ресурсов между людьми. В большинстве случаев решение социальных проблем может зависеть от экономического развития страны, структуры хозяйствования и имеющихся ресурсов. Рассматривая социальные процессы следует также указать, что природа их возникновения связана с процессов создания и распределения материальных благ. В результате чего наблюдается тесная взаимосвязь процессов протекающих в обществе и экономических процессов.
Под понятием экономический процесс понимается развитие материального производства, производительных сил и складывающихся на их основе производственных отношений меду индивидами. К примерам подобных отношения относятся: отношения собственности, разделение труда и проч.
Все социальные процессы имеют двойственный характер, с одной стороны экономический (зависимость от экономических факторов развития), с другой политический (зависимость от распределения власти).
Для понимания данной зависимости социальных процессов от экономической и политической сферы, западный социолог Людвиг
Гумплович обратил внимание на способы удовлетворения индивидами своих интересов и установил, что существуют только два средства благодаря которым общественные группы добиваются своих целей и удовлетворяют потребности, это: труд (экономический способ) и грабеж или эксплуатация
(политическое средство). Таким образом, наблюдается зависимость между социальными, политическими и экономическими процессами.
Под политическим процессом понимают борьбу различных групп за власти и ее использование в своих интересах, а также реализации экономических и социальных процессов. Объектом исследования политических процессов являются политические субъекты (носители и представители власти). Предметом политических процессов выступает их деятельность в определенных ситуациях, политическое реформирование.
Рис. 3.Взаимосвязь политики с основными сферами жизни общества
Отчетливо в научном фокусе взаимосвязь социальных, экономических и политических процессов стала впервые наблюдаться учеными в 70-е г. XX века. Установлению взаимосвязи способствовал глобальный характер, происходящих в обществе перемен и процессов, речь идет в первую очередь о глобальных проблемах (сырьевая, демографическая), решение которых в поле одного научного знания просто невозможно. Это целые связки проблем, которые сформировали представление о метасистеме. Сегодня ключевой задачей для научного знания представляется в совместном поиске путей, способов и механизмов контроля происходящих социально-экономических и политических процессов и их управления.
Социально-экономические и политические процессы – это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности.
Вопросы управления социально-экономическими и политическими процессами всегда затрагивали человеческое общество, истоки развития механизмов и форм социального управления опираются на два подхода, идущие еще от Ф. Тейлора и Э. Мейо в классическом менеджменте.
1. Первый подход программно-целевой, предполагает жесткое директивное взаимодействие между субъектом
(государственными структурами) и объектом управления (в нашем случае – экономика и социальная сфера в целом). Основными этапами данного подхода являются: постановка задач, поиск решений, оценка альтернатив и выбор оптимальной в данный ситуации стратегии. Подход построен на строгой подчиненности любых подсистем объекта управления, которые по каким-либо
характеристикам выбиваются из общего движения к цели.
Рис. 4.Программно-целевой подход в управлении
Программно-целевой подход предполагает:
анализ ситуации
описание возможных сценариев развития (оптимистичный, пессимистичный), рисков,
четкая постановка цели, задачи,
определение индикаторов, характеризующих достижение поставленных целей на определенные даты,
формирование программы действий,
анализ источников финансирования
определение инфраструктуры управления
(система планирования, сбора и анализа данных, обратная связь, корректирующие мероприятия, система контроля).
Например, в рамках Национального проекта «Культура» выделяются
следующие показатели:
Количество поддержанных творческих инициатив и проектов (2830 в
2021 году, 9666 в 2024 году)
Количество граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности, получивших государственную поддержку в форме субсидий бюджетным учреждениям (40 тыс. в 2021 году, 100 тыс. - в 2024 году)
Определены кураторы, руководители проекта, источники и суммы финансирования
Определены конкретные мероприятия и ответственные за их проведение:
Проведен международный волонтерский лагерь для дальнейшего проведения на ежегодной основе с реализацией образовательных программ,
Рис. 4.Программно-целевой подход в управлении
Программно-целевой подход предполагает:
анализ ситуации
описание возможных сценариев развития (оптимистичный, пессимистичный), рисков,
четкая постановка цели, задачи,
определение индикаторов, характеризующих достижение поставленных целей на определенные даты,
формирование программы действий,
анализ источников финансирования
определение инфраструктуры управления
(система планирования, сбора и анализа данных, обратная связь, корректирующие мероприятия, система контроля).
Например, в рамках Национального проекта «Культура» выделяются
следующие показатели:
Количество поддержанных творческих инициатив и проектов (2830 в
2021 году, 9666 в 2024 году)
Количество граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности, получивших государственную поддержку в форме субсидий бюджетным учреждениям (40 тыс. в 2021 году, 100 тыс. - в 2024 году)
Определены кураторы, руководители проекта, источники и суммы финансирования
Определены конкретные мероприятия и ответственные за их проведение:
Проведен международный волонтерский лагерь для дальнейшего проведения на ежегодной основе с реализацией образовательных программ,
исследований, экспедиций, реставрационных практик, культурных мероприятий:
Обеспечена ресурсная поддержка проведения мероприятий, направленных на сохранение и восстановление объектов культурного наследия и деревянного зодчества с привлечением добровольцев.
Данный подход основан на идее постановки четких целей и системы контроля, включающей в себя подчинение действий тех субъектов, которые в той или иной степени отклоняются от заданной управленческой траектории.
Ключевыми методами управления выступают административные методы
2. Второй подход учитывает внутренние возможности и способности самого объекта управления, поэтому называется органический. В различных источниках он упоминается как «концепция модернизации». Подход рассчитан на мягкое устранение нежелательного поведения объекта управления или изменение неприемлемого поведения его подсистем или элементов.
Органический подход (концепция модернизации»)основана на понимании определенных пределов управленческого воздействия, ограниченности «силовых» методов управления. Процесс управления в рамках данной концепции предполагает не столько прямое воздействие на объект управления, сколько косвенное через создание условий, обеспечивающих внутреннюю мотивацию движения к заданным целям. В рамках органического подхода предполагается, что объект управления в силу непосредственной близости к ситуации, обладает более широкими возможностями для выработки оптимальной траектории развития системы, выбора наиболее адекватных методов и средств движения к заданной цели.
Ключевыми методами управления выступают экономические, социально-психологические. Корректировка действий объекта управления осуществляется «мягко» через создание системы мотивации, необходимых условий, обеспечивающих актуализацию
«внутренних» источников саморазвития.
В чистом виде найти на практике тот или иной подход невозможно, реальные управленческие практики опираются на две традиции.
Решение сложных управленческих задач требует системного видения ситуации, опоры на результаты социологических исследований.
Например, поставленная органами власти цель развития предпринимательской активности на отдельных территориях предполагает решение ряда задач: стимулирование спроса на услуги и продукцию, выпускаемую малыми и средними предприятий формирование условий повышения уровня производительности труда на малых и средних предприятиях расширение портфеля информационных, консультационных услуг, предоставляемых малым и средним предпринимателям, в том числе оказание им финансовой и инфраструктурной поддержки.
Обеспечена ресурсная поддержка проведения мероприятий, направленных на сохранение и восстановление объектов культурного наследия и деревянного зодчества с привлечением добровольцев.
Данный подход основан на идее постановки четких целей и системы контроля, включающей в себя подчинение действий тех субъектов, которые в той или иной степени отклоняются от заданной управленческой траектории.
Ключевыми методами управления выступают административные методы
2. Второй подход учитывает внутренние возможности и способности самого объекта управления, поэтому называется органический. В различных источниках он упоминается как «концепция модернизации». Подход рассчитан на мягкое устранение нежелательного поведения объекта управления или изменение неприемлемого поведения его подсистем или элементов.
Органический подход (концепция модернизации»)основана на понимании определенных пределов управленческого воздействия, ограниченности «силовых» методов управления. Процесс управления в рамках данной концепции предполагает не столько прямое воздействие на объект управления, сколько косвенное через создание условий, обеспечивающих внутреннюю мотивацию движения к заданным целям. В рамках органического подхода предполагается, что объект управления в силу непосредственной близости к ситуации, обладает более широкими возможностями для выработки оптимальной траектории развития системы, выбора наиболее адекватных методов и средств движения к заданной цели.
Ключевыми методами управления выступают экономические, социально-психологические. Корректировка действий объекта управления осуществляется «мягко» через создание системы мотивации, необходимых условий, обеспечивающих актуализацию
«внутренних» источников саморазвития.
В чистом виде найти на практике тот или иной подход невозможно, реальные управленческие практики опираются на две традиции.
Решение сложных управленческих задач требует системного видения ситуации, опоры на результаты социологических исследований.
Например, поставленная органами власти цель развития предпринимательской активности на отдельных территориях предполагает решение ряда задач: стимулирование спроса на услуги и продукцию, выпускаемую малыми и средними предприятий формирование условий повышения уровня производительности труда на малых и средних предприятиях расширение портфеля информационных, консультационных услуг, предоставляемых малым и средним предпринимателям, в том числе оказание им финансовой и инфраструктурной поддержки.
Таким образом, мы можем сказать, что управление социально- экономическими процессами означает систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы.
При всех различиях в подходах управленческих воздействий в целом они базируются на общей теории управления. В соответствии с которой любая управленческая практика имеет некий циклический алгоритм построенный на выполнении следующих этапов:
Сбор информации.
В данном случае необходимыми информационными элементами являются сведения отражающие состояние системы управления в целом, а также возможных механизмах управленческих воздействий и недопустимых состояниях системы и её элементов.
Анализ информации для получения всесторонней картины состояния системы в настоящем (данный этап можно назвать диагностикой). На данном этапе также осуществляется определение дальнейших перспектив развития, составление возможных сценариев изменения системы в целом
(прогнозирование).
Обоснование и принятие целей развития на отдаленную перспективу
(проектирование) и ряд промежуточных этапов (программирование и планирование). Разработка критериев оценки развития, оптимальности и эффективности принимаемых решений.
Организация постоянного текущего и выборочного контроля выполнения управленческих решений.
Выделятся три основных направления управления социально- экономическими процессами:
1. Первое нацелено на процессы, обусловленные фазами экономического цикла или необходимостью проведения достаточно масштабных экономических преобразований (Спад производства, высокий уровень безработицы, низкий уровень жизни населения). В рамках данного направления государство воздействует на социально-экономические процессы через антикризисные меры для прекращения или ликвидации банкротства, преодоления спада производства и достижение к стабилизации с последующим наращиванием объема конкурентоспособной продукции и услуг, снижения безработицы и роста доходов населения.
2. Второе нацелено на управление общеэкономическими процессами в целом. В данном случае используются следующие регуляторы экономики: кредитование, налогообложение, ценообразование и инвестирование в развитие предпринимательства и технологической базы товаропроизводителей.
3. Третье направление носит обеспечивающий характер и охватывает процессы, связанные с улучшением использования имеющихся природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Наблюдая за происходящими в обществе изменениями, давая им оценку, не всегда можно точно предсказать последствия, к которым могут привести те или иные изменения. В целях необходимости прогнозировать ситуацию и социально-экономические изменения усиливается важность научного обоснования управленческой деятельности.
Прежде чем рассмотреть современные направления изучения социально-экономических и политических процессов, определим, что собой представляет непосредственно исследовательская деятельность. Понятие исследование включает в себя деятельность, направленную на изучение какого-либо объекта, явления или процесса, с целью выявления закономерностей и тенденций его возникновения, развития и возможных направлений преобразования объекта в интересах социума. Процесс исследования включает в себя: определение проблем, их происхождение, выявление особенностей, свойств и закономерностей, установление места данных проблем в системе научных знаний и нахождение путей и возможностей использования новых знаний о данной проблеме на практике.
На рисунке 4 изображены основные функции исследований.
Рис. 5.Основные функции исследований
В науке современные социально-экономические и политические процессы изучают в рамках следующих направлений:
1. Либерализм. Основоположниками данного направления являются
Жд. Локк, А. Смит, Т. Джефферсон, Ш.Л. Монтескье, А. Токвиль. Главным критерием для осмысления общественных процессов, а также политической и культурной жизни общества является идея свободы человека, свобода выражения каждым индивидом своих взглядов и интересов, свобода его деятельности и другие гражданские свободы. Предмет исследования – состояние общества с точки зрения наличия или отсутствия тех или иных