Файл: Автореферат докторской диссертации Сальникова Екатерина Викторовна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В конце XVIII – XIX вв. театральная развлекательная культура вводит в обиход иллюзионистские декорации и эффекты, предвосхищая принципы построения кинематографического пространства. «Вторая реальность» сцены оказывается спасительным окном, позволяющим зрителю временно отрешаться от капиталистического бытия. Романтический театр подходит к созданию визуальной материи с безграничными возможности.
Визуальное искусство, самое развлекательное и самое массовое, остается в своей генетической основе серьезным предприятием. Оно организовано подсознательным убеждением, что образам истинного или мечтаемого бытия не место в профанной реальности, потенциально доступной для прямого тактильного контакта. Зримые эссенции смыслов должны быть сконцентрированы где-то вовне – в кинофильме, на телеэкране, на веб-сайте, на фотографии.
Восьмой раздел «В мизансценах Нового и Новейшего времени» посвящен развитию визуальности в контексте зрелищной городской среды в XVII-XXI вв. Регулярность городского ландшафта предлагает легкое, ускоренное движение тела и взгляда. Прямые улицы позволяют современному транспорту развивать большие скорости. Они также дают глазу свободно уходить в самую даль, ощущая бесконечность мира через бескрайность города. Возможности обзора делают каждого человека в городе движущимся наблюдателем, психофизическим носителем органов зрительного восприятия реальности.
Глава 8.1. «Вектор углубления в информационно-образные миры». В Новое время модифицируются горизонтальные векторы освоения мира – бесконечного, лишенного абсолютного центра и абсолютного авторитета. Освоить его с помощью непосредственного физического восприятия оказывается невозможно, а желание освоения необоримо. Если моделировать визуальность, создавать иллюзийную вымышленную среду обитания еще можно с помощью живописи, действия в рамках сцены-коробки или посредством архаических приспособлений вроде «волшебного фонаря», то фиксировать сами фрагменты зримого внешнего мира и тем более хранить зафиксированное невозможно. Для фиксации окружающей человека реальности, а не для подражательного ее моделирования механическими и физическими средствами, необходима техника нового поколения. Поэтому начинают появляться «магические» корпусные формы, внутри которых можно увидеть то, что уже объективно имеет или имело место в реальном времени и пространстве. Фотоаппарат, телевизор, видеокамера, компьютер, сотовый телефон с функцией видеокамеры и пр. Зритель осваивает окружающую реальность дистанционно – посредством углубления, внедрения взора и сознания в статичные и динамические картины запечатленного мира, расположенные внутри корпуса аппарата, на искусственном носителе, вне которого находится человек смотрящий.
Зафиксированные и отображенные миры являют информационно-образную бесконечность. Доступ к отражениям бесконечности и способность манипулировать ими есть основа принципов ориентации, креативной деятельности, управления миром, в котором человек продолжает пребывать физически.
В социокультурных обстоятельствах XVII-XIX вв. есть ряд тенденций, способствовавших приближению эры визуальных технологий запечатления и моделирования, о чем сказано в следующей главе 8.2. «Развлекательный бум и развитие документальных зрелищ города». При переходе к Новому времени нарастает потребность городского населения в постоянных, перманентных зрелищах, не ограниченных художественными формами. Рождаются множественные зоны зрелищности, неотделимые от городской повседневности. Люди привыкают к тому, что их жизнь может быть хроническим объектом наблюдения посторонних, незнакомых персон.
Вместе с тем зрелищное искусство, сняв с себя обязанности соответствия каким-либо канонам, вступает в стадию секуляризированного свободного фантазирования. Подразумевается, что бесконечности внешнего мира и бесконечному спросу на новые зрелища соответствует бездонность внутреннего мира артистических личностей. Однако творческая энергия не самодостаточна и не всесильна, необходима регулярная пища для работы фантазии. Носителем и инициатором новизны, как и актуальным авторитетом становится сама жизнь, непосредственная окружающая действительность. После нескольких веков ренессансного наблюдения за природой, после ориентации на эстетический идеал творчество приходит к потребности более прямого и непредвзятого постижения окружающей действительности. Развитие внестилевого искусства, в том числе живописи и драмы, формирование критического реализма, социального реализма, психологического реализма, импрессионизма, натурализма есть свидетельство переориентации творчества на соотношение с новым авторитетом и источником вдохновения, который является и прямым источником информации о мире.
Однако приемы жизнеподобия имеют свойство устаревать, реалистическое искусство вступает ко второй половине XIX века в пору глубокого кризиса. В новой технической визуальности ищут альтернатив или дополнений личностному творческому мировидению. Новая техника может обеспечить документальное запечатление (а не творческое воспроизведение) фрагментов безусловной, стихийно саморазвивающейся реальности.
Техника визуального запечатления в ХХ веке обнаруживает свою полифункциональность. Она взята на вооружение и искусством, и социальными институтами. С ее помощью человек создал полноценные художественные языки новых искусств и приступил к фиксации бесконечной визуальной информации прямо из окружающей реальности. Развитие демократии и нефизических репрессивных средств, массовизация общества, нарастание урбанизма, интенсивность межнационального взаимодействия, привели к потребности общества более вездесуще и недемонстративно контролировать проявления человеческой свободы.
В главе 8.3. «Предметная дистанционность сегодня» рассматривается феномен компьютера как предмета и изменения последних лет в микросистеме «человек+предмет».
ХХ век обнажил человека в прямом и переносном смысле, снял многие табу или ослабил силу запретов, связанных с физическим контактом и взаимодействием отдельных индивидов. Образовался культ материально-физиологического потребления бытия. Резкое усиление доступности запретных ранее чувственных переживаний должно былы породить новые виды табуирования и соблазна, чтобы сами радости материально-физиологического мира не утратили своей ценности и притягательности. Природа визуального идеально воплотила принцип физической недоступности зримого материального мира, предлагаемого для восприятия и соблазняющего на нереализуемый тактильный контакт.
В главе 8.4. «От глины к компьютеру» выявляется два типа развития мобильных носителей визуальной информации: свиток и кодекс. Кодекс позволяет индивиду корректировать изначально предложенные последовательности восприятия информационных фрагментов, производить их индивидуальную селекцию. Кодекс подразумевает активизацию волевого начала индивида, вариативность его манипуляций с предметным носителем информации. Все это роднит кодекс с компьютером, усаживаясь за который пользователь может сам определять траекторию своего движения от одного информационного блока на экране к другому.
Глава 8.5. «Пространство интернета в контексте современного восприятия времени». Во второй половине ХХ века начитается эпоха одноразовых предметов, которые теснят традиционные вещи. Интернет же оказывается непрерывным пространственно-временным явлением, воплощением вечности, бесконечности и физического нестарения информации (при возможности ее морального устаревания). Позитивные свойства интернета образуют цивилизационное замещение комплекса райского спасения вне парадигмы традиционной нравственности. Потенциальные границы жизни интернета совпадают с границами жизни электрифицированной цивилизации. Компьютерное информационное пространство и интернет намекают своим строением, что главное условие их функционирования – встроенность в современные коммуникационные структуры. Поэтому данные носители визуальности являются зрелищными образами memento mortis современной цивилизации.
В заключении подводятся итоги, формулируются основные выводы, рассматриваются перспективы проблематики исследования, в частности, рассматриваются тенденции визуальной культуры начала XXI в. Определяется научно-практическая значимость данной работы.
Основные положения диссертации отражены в следующих работах:
I. Монографии
1. Сальникова Е. В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. СПб.: Алетейя. 2001. 288 c. (18,0 п. л.)
2. Сальникова Е. В. Советская культура в движении. От середины 1930-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты. М.: URSS. 2008, 2010. 471 c. (29,0 п. л.)
II. Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах:
3. Сальникова Е. В. Парадность «картинок» и реалии непосредственного бытия в отечественном кинематографе 1930-1980-х годов. // Обсерватория культуры. М., 2007. № 3. С. 39-43. (0,5 п. л.)
4. Сальникова Е. В. Человек и зрелище. Линии взаимного притяжения. // Человек. М., 2009. № 5. С. 160-170. (1,0 п. л.)
5. Сальникова Е. В. Средневековая предыстория визуальности. // Обсерватория культуры. М., 2010. № 1. С. 130-136. (0,5 п. л.)
6. Сальникова Е. В. Семантика «коробки» в XVI-XVII вв. Человек перед лицом бесконечности. // Дом Бурганова. Пространство культуры. М., 2011.
№ 2. С. 93-105. (0,5 п. л.)
7. Сальникова Е. В. Храмовый интерьер как часть истории визуальной культуры. // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск. Декабрь, 2011. С. 450-452. (0, 3 п. л.)
8. Сальникова Е. В. Иллюзионизм и иллюзионисты начала XVII в. как предисловие к технической визуальной культуре конца XIX-XX вв. // Знание. Понимание. Умение. М., 2011, № 4. С. 129-134. (0,5 п. л.)
9. Сальникова Е. В. Трансформация отношения к ночи и темноте на переломе от средневековья к Новому времени. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. Грамота. 2012 № 2 (16) в 2-х ч. Ч. I. С. 177-181. (0,4 п. л.)
10. Сальникова Е. В. Звездное небо как пространство визуальной информации. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, экономика, юриспруденция, политология, культурология». Вып. 4 (88). Майкоп: Изд-во АГУ. 2011. С. 230-237. (0,5 п. л.)
11. Сальникова Е. В. Феномен визуальности. // Обсерватория культуры. М., 2012. № 1. С. 49-55. (0,7 п. л.)
III. Публикации в других научных изданиях:
12. Сальникова Е. В. Драма как часть театральной культуры. М.: Институт молодежи (Московский гуманитарный университет). 1998. (6,2 п. л.)
13. Сальникова Е. В. Психология идеального героя и хеппи-энд. К вопросу об одной из мелодраматических форм. // Театр. М., 1995. № 4. С. 146-155. (1,0 п. л.)
14. Сальникова Е. В. Английские предтечи абсурда. // Театр абсурда. Сборник статей и публикаций. М.: Государственный институт искусствознания. 1995, 2005. С. 26-44. (0,8 п. л.)
15. Сальникова Е. В. Искусство актера в романтическом театре Англии конца XVIII – первой трети XIX веков. // Эпохальные рубежи в истории искусства Запада. М.: Государственный институт искусствознания, 1996. С. 148-162. (1,0 п. л.)
16. Сальникова Е. В. Вещь и человек в пространстве телерекламы. // Ракурсы. М.: Государственный институт искусствознания. 1996. С. 44-63. (1,0 .п. л.)
17. Сальникова Е. В. Логика жанра. // Современная драматургия. М., 1997. № 2. С. 162-170. (1,0 п. л.)
18. Сальникова Е. В. Реклама эпохи модерна. Ощущение мира. // Ракурсы. Выпуск 2. М.: Государственный институт искусствознания. 1998. С. 44-59. (1,0 п. л.)
19. Сальникова Е. В. Эволюция интриги в драматургии. Античность – Ренессанс. // Теория художественной культуры. Вып. 2. М.: Государственный институт искусствознания. 1998. С. 30-50. (1,0 п. л.)
20. Сальникова Е. В. Советская околорекламная эпоха, или Мир, не данный нам в ощущениях. // Ракурсы. Вып. 3. М.: Государственный институт искусствознания. 2001. С. 204-221. (0,7 п. л.)
21. Сальникова Е. В. Жизнь бритой головы в отечественном кино (с 1970-х годов и до наших дней). // Ракурсы. Вып. 4. М.: Государственный институт искусствознания. 2002. С. 215-239. (1,0 п. л.)
22. Ekaterina Sal’nikova. Entdeckung eines neuen Lebens. Fruhe Fernsehwerbung in Russland. / Kommerz, Kunst, Unterhaltung. Die neue Popularkultur in Zentral- und Osteuropa. Bremen, Edition Temmen 2002. P. 576-592. (1,0 п. л.)
23. Сальникова Е. В. Англия. Театр. (В соавторстве с Образцовой А. Г.) // История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. Искусство XIX века. Англия. Скандинавия. Восточная Европа. Коллективная монография. III книга. СПб.: Дмитрий Буланин. 2004. (Федеральная целевая программа «Культура России»). С. 47-99. (1,0 п. л.)
24.