Файл: тверской государственный университет юридический факультет кафедра гражданского процесса и.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА И

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



40.03.01 Юриспруденция
КУРСОВАЯ РАБОТА



ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Выполнил: студент 1 курса 13 гр.

Лопата А.С.


Научный руководитель: к.ю.н, доцент

Замрий О.Н.

Тверь 2017


Содержание




стр.


Введение…………………………………………………………………….............

3

Глава 1.

Правовые основы взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества…………………………………...

5

Глава 2.

Формы взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества в современной России………………………

13

Заключение………………………………………………………………………….

18

Список использованной литературы………………………………………………

19

Введение

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью закреплено Конституцией РФ. Правовое демократическое государство признаёт приоритет прав человека, ограничивая этими правами свои властные функции. Но помимо признания прав человека, важна их реализация и защита, которая происходит в процессе взаимодействия различных институтов гражданского общества и органов государства, в частности органов внутренних дел. Благодаря тому, что государство выступает гарантом реализации и защиты прав человека, происходит укрепление связей правоохранительных органов с населением, общественными объединениями.

До недавнего времени, вопросы, касающиеся взаимодействия органов внутренних дел и общества не решались на государственном уровне и доверие граждан к полиции было минимальным. В большинстве случаев люди, попросту не обращались в органы правопорядка за защитой нарушенных прав и не сообщали о совершённых преступлениях, о которых им известно, считая их деятельность не эффективной. Но проведённые исследования показали, что в тех странах, где установлены партнёрские отношения между полицией и обществом, проблемы обеспечения общественного спокойствия и правопорядка, защиты основных прав и свобод человека и гражданина, предотвращения и раскрытия преступлений, решаются наиболее эффективно.


На основании этого в Российской Федерации был предпринят ряд мер по совершенствованию взаимодействия органов внутренних дел с различными институтами гражданского общества. В частности это проявилось в принятии различных федеральных законов, которые закрепили участие граждан в охране общественного порядка, возможность осуществления общественного контроля за деятельностью органов полиции. Так же был урегулирован вопрос о взаимодействии органов правопорядка со СМИ и общественными объединениями. Но все эти формы взаимодействия имеют свои специфические особенности и скорее всего, требуют доработки. Этим и обуславливается актуальность данной темы для исследования.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение организационных форм взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть правовые основы взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества;

2) рассмотреть формы взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества в современной России, изучить особенности.

Глава 1. Правовые основы взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества

Существующие в наше время проблемы модернизации системы общественных отношений не могут быть решены без усиления внимания государства и институтов гражданского общества к соблюдению правопорядка, пресечению различных видов преступной деятельности и девиантного поведения граждан. Тем не менее, осуществляются попытки формирования в общественном сознании образа государства, его органов управления и, прежде всего, правоохранительных органов как органов насилия над гражданами. При этом совершенно упускается из вида, что сотрудники данных органов являются гражданами, с такими же интересами в общественном развитии, какие присущи и всем гражданам России. Нельзя забывать, что правоохранительные органы – это в первую очередь, органы по обеспечению правопорядка и безопасности в обществе, наделённые соответствующими правами, обязанностями и ответственностью. Полномочия, делегированные им государством по борьбе с правонарушениями, совершенно не исключают, а, наоборот, подразумевают, что они являются частью общества и сотрудничают с институтами гражданского общества в обеспечении безопасности жизнедеятельности граждан.



В современной России в последние годы сложилась ситуация, когда до 15% экономически активного населения не смогла найти работу по специальности, обеспечивающую достойный уровень и качество жизни, а 20-25% населения проживает на грани так называемой черти бедности. В ряде регионов страны безработица среди молодёжи достигает 40-50 % и почти столько же молодых специалистов, неудовлетворённых свои положением в обществе, испытывают отчуждённость от общественных процессов и готовы при определённых условиях осуществлять деятельность по своей сути криминальную 1.

Во многом преодоление этих негативных явлений, способствующих асоциальному поведению значительной группы населения страны, возможно при формировании и развитии институтов гражданского общества, основная деятельность которых связаны не только с борьбой за свободу слова, достоинство человека и гражданина, но и с модернизацией политической, экономической и социальной системы государства. Несомненно, эта деятельности сталкивается с препятствиями: коррупцией, рекетом, рейдорством, вымогательством, то есть всем тем, что принято называть организованной преступностью.

Масштабность и многоаспектность преступной деятельности, отставание законодательства от реальной ситуации в противодействии преступности не позволяет правоохранительным органам в полном объёме реализовать свои задачи по обеспечению общественной безопасности. И одна из важнейших причин состоит в отсутствии их социального взаимодействия с институтами гражданского общества.

Основания для такого взаимодействия закрепляются в Законе РФ «О безопасности» в виде одного из основных принципов обеспечения безопасности, сформулированного как «взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности» 1.

Взаимодействие правоохранительных органов и институтов гражданского общества предполагает системную оценку криминогенной ситуации, определение политических, экономических, организационных, психологических и правовых последствий, формирование комплексных мер по противодействию преступности; применение превентивных мер против лиц, групп, сообществ, зафиксированных как субъекты преступной деятельности или девиантного поведения; неукоснительное соблюдение прав граждан, ставших объектом преступной деятельности; разработка и создание системы неотвратимости наказания за совершённые преступления и т.д. Подобное взаимодействие позволяется не только усилить противодействие преступности, но и изменить мнение о правоохранительных органах и институтах гражданского общества, как о защитниках прав граждан России.


Сложившаяся проблемная ситуация в обществе объективировала необходимость формирования социального механизма взаимодействия правоохранителей и различных институтов общества.

Социальное взаимодействие правоохранительных органов и общества включает в себя:

- мотивационно - целевой элемент, в частности обеспечение безопасности жизнедеятельности и жизнеспособности людей в счёт системной борьбы с преступностью;

- морально – психологический элемент, реализуемый в виде настойчивости, активности, целенаправленности совместных действий по борьбе с преступностью;

- социально-ориентированный элемент, состоящий в желании добиваться целей по обеспечению уровня и качества жизни за счёт ликвидации теневой экономики, «серых» схем деятельности, борьбы с коррупцией, воровством и мошенничеством;

- предметно-деятельный элемент, связанный с приобретением знаний, опыта, методов профессионального и общественного противодействия различным видам преступной деятельности;

- духовно-нравственный элемент, связанный с воспитанием морально-нравственного облика человека, чувства ответственности перед обществом, активной гражданской позиции;

- элемент общедоступной концентрации усилий и средств по противодействию различным видам преступной деятельности;

- элемент социальной справедливости и социальной ответственности перед обществом;

- элемент диссеминации, предполагающий формирование единого социокультурного пространства, в котором разнообразные профессиональные и общественные практики являются открытыми и доступными 1.

Как было сказано ранее, до определённого момента доверие граждан к правоохранительным органам было не велико. В частности, Я.И. Гилинский писал, что в сознании граждан сформировался стереотип правоохранительных органов, характеристиками которых стали: абсолютная незащищённость от физического насилия – 65,7% респондентов; опасение в отношении правоохранителей – 48,6% респондентов; опасение преступников – 40,9% респондентов 2. То есть граждане боялись представителей власти больше, чем преступников. Всё это обусловило реформу правоохранительной системы и принятие Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции». Нормы второй главы данного закона закрепляют принципы деятельности полиции. Систематизированные и сконцентрированные в одной главе, эти принципы как концептуальные идеи функционирования полиции в современной России, её взаимоотношений с институтами гражданского общества и отдельными гражданами, обретают юридическую природу, превращаясь в нормативные предписания, определяющие юридические границы в которых и должна осуществляться повседневная деятельность полиции. Так, например, в п.1 ст.8 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» говорится о том, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации
3. Закрепляется положение о регулярном информировании полицией государственных и муниципальных органов, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами 1. Так же в п.1, п.6 ст.9 того же федерального закона закреплены положения о том, что полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел 2. Помимо этого предусмотрено взаимодействие и сотрудничество полиции с общественными объединениями, организациями и гражданами при осуществлении деятельности, а так же оказание поддержки развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка 3.

Новая роль правоохранителей в общественном развитии соотносится с формированием гражданственности и гражданской активностью. В современной интерпретации оно означает субъект, член гражданского общества, имеющий права и обязанности, адекватные его развитию. Граждане тем самым являются субъектами демократического развития, его активными членами, а гражданские права – это, прежде всего, права по закону, которые даются всем гражданам независимо от национальной, профессиональной и статусной принадлежности, гарантированными Конституцией РФ.

Считается, что взаимодействие выражает процесс воздействия, влияния различных объектов друг на друга, их взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимопереход, порождение одним объектом другого. Институты гражданского общества выполняют функции контроля этого взаимодействия, персонификации, направленности и эффективности. Роль полиции при этом состоит:

– в защите личности, общества, государства от противоправных посягательств;

– в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений;

– в выявлении и раскрытии преступлений, в производстве дознания по уголовным делам;

– в обеспечении правопорядка в общественных местах, и иные полномочия, предусмотренные федеральным законом.

Эти и иные направления деятельности полиции могут быть осуществлены при взаимодействии с конкретными гражданами или институтами гражданского общества, которые выражают интересы различных социальных групп. Общество и его институты осуществляют своеобразный мониторинг и контроль за процессом социально-экономических преобразований.