Файл: тверской государственный университет юридический факультет кафедра гражданского процесса и.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так же роль полиции заключается в том, что с одной стороны, она осуществляет контроль за соблюдением норм, установленных в обществе и закрёплённых на законодательном уровне, а с другой – она является непосредственным участником их развития на основе демократии, гуманизма, справедливости.

Перечисленные выше аспекты взаимодействия органов внутренних дел с различными институтами гражданского общества совпадают с представлениями граждан о том, что необходимо применять специальные меры, запрещающие использовать насилие в любых формах его проявления — 80,7%; обязательно освещать любые отклонения правоохранительных органов от их функциональной деятельности в средствах массовой информации — 21,4%; разработать систему ответственности сотрудников правоохранительных органов за действия, противоречащие Федеральному Закону «О полиции» — 78,0%; обеспечивать взаимодействие правоохранительных органов, в частности, полиции, с институтами гражданского общества — 91,0%; предпринять меры по установлению и поддержанию социальной справедливости в обществе — 75,7% 1.

Однако, по мнению автора Соболевой М.М., по прежнему существует проблема во взаимодействии. Проявляется она в отсутствии эффективных механизмов реализации соответствующих положений закона.

При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции.

Основными недостатками указанных советов являются 2:

- рекомендательный а не обязательный характер их решений;

- некомпетентность ряда их членов;

- формализм при принятии решений;

- фактическое влияние на принятие решения

органов государственной власти;

- отсутствие необходимого опыта взаимодействия как у полиции, так и у самих советов.

Подводя небольшой итог, можно сказать о том, что необходимость взаимодействия органов внутренних дел объективно обоснована. Ведь при осуществлении своей деятельности они выполняют различные функции и в частности, обеспечивают общественную безопасность, а это в свою очередь способствует функционированию и развитию различных институтов гражданского общества, их взаимоотношениям как внутри себя, так и между собой. Но для успешного взаимодействия необходимо формирование доверия к деятельности соответствующих правоохранительных органов со стороны граждан.


Однако ряд авторов считают, что в настоящее время отсутствуют эффективные механизмы реализации положений закона о взаимодействии общества и сотрудников органов внутренних дел. Подтверждение или опровержение данных суждений будет содержаться во второй главе данной работы, в которой будут рассмотрены непосредственно формы такого взаимодействия.

Глава 2. Формы взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества в современной России

Как было сказано ранее, в правоохранительной системе России существуют различные формы взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества, в частности это такие формы как:

- участие граждан, общественных организаций и объединений в охране общественного порядка, профилактике правонарушений, обеспечении общественной безопасности;

- взаимодействие со СМИ и общественными объединениями в целях информирования о деятельности органов внутренних дел, обсуждения вопросов, затрагивающих нюансы деятельности правоохранительных органов;

- общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов.

Такие формы взаимодействия предусмотрены следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", Указ Президента РФ от 23 мая 2011 г. N 668 "Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах".

В данной главе более подробно будет рассмотрено взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями. Особое внимание такой форме взаимодействия уделяется потому, что она позволяет наиболее эффективно формировать положительное мнение граждан и общества о деятельности сотрудников правоохранительных органов, что в свою очередь приводит к росту уровня доверия.

Данный вид взаимодействия предусмотрен Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Указом Президента РФ от 23 мая 2011 г. N 668 "Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах".



Исходя из смысла п. 1, 5 Указа Президента РФ от 23 мая 2011 г. N 668 "Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах"1, можно сделать вывод о том, что взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями осуществляется через общественные советы. Роль данных советов переоценить сложно, так как она напрямую связана с их задачами. Вот основные из них:

- информирование граждан о деятельности органов внутренних дел, в том числе через СМИ, публичное обсуждение вопросов, касающихся деятельности органов внутренних дел;

- участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан и различных общественных объединений и организаций по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел;

- анализ мнения граждан о деятельности органов внутренних дел и доведение полученной информации до руководителей соответствующих органов внутренних дел.

Реализация данных задач общественными советами позволяет не только определить первостепенные цели и задачи деятельности органов внутренних дел, но помогает им при решении наиболее острых и актуальных вопросов, даёт возможность довести до сведения руководителей правоохранительных органов мнение, пожелание конкретного гражданина.

Помимо этого, положительное влияние общественных советов на формирование общественного мнения о деятельности органов правопорядка обуславливается тем, что в состав таких советов входят общественники, пользующиеся наибольшим авторитетом среди граждан. Как правило, к ним относятся представители образовательных организаций, медицины, культуры, спорта, журналистики, с мнением которых считаются большие группы населения. Такие представители, распространяя свой положительный опыт взаимодействия с органами правопорядка, информируя общество об их деятельности, бесспорно положительно и позитивно влияют на формирование мнений и оценки общественности.

Непосредственным примером взаимодействия органов внутренних дел и общественных советов являются конкурсы, социальные акции, специальные проекты. Они проводятся на различную тематику, в частности «Задай вопрос полицейскому», «День детского телефона доверия», «Поколения о Великой Победе!», Конкурс «Народный участковый», «Безопасное селфи», «Полиция на страже детства» и иные. Данные акции организуются и проводятся непосредственно органами внутренних дел при участии членов общественных советов, либо даже по их инициативе. Они обладают весьма высокой социальной и информационной значимостью. Благодаря проведению таких мероприятий и освещению их в средствах массовой информации становится возможным привлечь внимание общества к актуальным социальным проблемам (в том числе и в сфере правоохранительной деятельности), повысить уровень правовой культуры граждан, мотивировать их на оказание содействия органам правопорядка, осуществлять общую профилактику преступлений и правонарушений. Помимо этого, они способствуют повышению гласности
деятельности органов внутренних дел для населения, а также формированию позитивного мнения о ней. Высокая эффективность различных социальных акций как инструмента формирования позитивного отношения различных социальных групп к правоохранительным органам определяется тем, что они позволяют влиять на общественное мнение об их деятельности по трем основным направлениям1:

Во-первых, общественное мнение при проведении таких акций формируется на основе опыта реального взаимодействия граждан и сотрудников правоохранительных органов. Общий позитивный контекст такого взаимодействия оказывает сильное социально-психологическое и эмоциональное воздействие на участвующих в нем лиц, а наиболее важным его итогом является разрушение негативных стереотипов, влияющих на мнение граждан о сотрудниках органов внутренних дел и о их деятельности.

Во-вторых, позитивный опыт в дальнейшем передаётся участниками взаимодействия в процессе межличностного общения своему социальному окружению. Гражданин, рассказывая своим близким и знакомым о таком опыте, оказывает влияние на изменение сложившегося у них мнения о деятельности сотрудников органов внутренних дел, а также установок, влияющих на взаимодействие с ними. Причем степень эффективности такого воздействия достаточно велика, поскольку люди склонны верить своим близким и знакомым, воспринимая информацию, полученную от них, менее критично, чем полученную через средства массовой информации.

В-третьих, информация о проведении социальных акций распространяется по каналам средств массовой информации, что оказывает опосредованное коммуникативное воздействие на общественное мнение. При этом эффект от такого рода сообщений усиливается тем, что автор информационного материала сам, как правило, является участником акции, а часто и членом общественного совета, принимающим участие в её организации.

Социальные акции могут быть направлены на различные слои общества, в том числе и исходя из возрастных рамок. Данный подход существенно повышает эффективность работы по формированию положительного отношения к деятельности органов правопорядка, позволяет сегментировать общество, найти индивидуальный подход к каждой его части.

Так, если обратиться к отчёту о работе Общественного совета при УМВД России по Тверской области за 2015 год, то можно увидеть, что была проведена достаточно большая работа
1:

- в течении года члены Общественного совета проводили профориентационные беседы с подрастающим поколением, организовывали экскурсии, посещение временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Управления МВД России по Тверской области;

- с участием председателя Общественного совета при Управлении МВД России по Тверской области, представителей Русской православной церкви и Тверской Соборной мечети на базе юридического факультета ТвГУ был проведен «круглый стол» по вопросам межнациональных конфликтов;

- ежемесячно председатель Общественного совета посещает изоляторы временного содержания Твери и области, где проверяет условия содержания задержанных по подозрению в совершении преступления;

- члены Общественного совета осуществили выезды в наиболее сложные в криминогенном отношении районы Тверской области вместе с представителями УМВД. В ходе  выездов проведены встречи с гражданами и общественностью по выявлению и оказанию помощи в проблемных вопросах связанных с правоохранительной деятельностью. Это такие районы как: Ржевский, Удомельский, Рамешковский, Кашинский;

- с участием членов Общественного совета и оперативного студенческого отряда, созданного при Совете проведены профилактические рейды в общежитиях ВУЗов города Твери;

- в целях повышения общественного доверия к деятельности органов внутренних дел в отчетном периоде осуществлено 18 совместных выездов по проверке ИВС территориальных органов внутренних дел Тверской области и устранения ранее выявленных недостатков по соблюдению прав человека.

Все перечисленные выше акции были направлены на различные слои общества, и проводились с учётом их особенностей, в том числе и возрастных.

В результате проведения таких мероприятий расширяется целевая аудитория уточняющая свое видение нынешних органов внутренних дел и формируется положительный (конструктивный) фон взаимодействия населения и правоохранительных органов. Помимо этого, данные акции способствуют общественной легитимизации образа сотрудника МВД новой формации в качестве субъекта социального партнерства.

Заключение

В данной работе были рассмотрены предпосылки возникновения взаимодействия органов внутренних дел с обществом, необходимость такого взаимодействия. Так же определена роль и значение правоохранительных органов в развитии общественных отношений. Раскрыты правовые основы такого взаимодействия.