Файл: Белорусский государственный университет факультет философии и социальных наук.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Методы изучения конфликтов
Задание по предмету «Социальная психология»
Павловской Яны Васильевны,
студентки 2 курса,
специальность «Психология»
Минск, 2023
Задание на курсовую работу
Белорусский государственный университет
Факультет философии и социальных наук
Кафедра общей и медицинской психологии
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студенту _________________________________________________________________
(фамилия, инициалы)
2 курса дневной формы обучения
-
Тема
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(наименование темы)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(измененная тема)
-
Срок представления законченного текста курсовой работы научному руководителю для первичной оценки 04.04.2023 -
Срок представления законченного текста курсовой работы научному руководителю для написания отзыва 14.04.2023 -
Срок представления курсовой работы к защите 20.04.2023 до 16:00 -
Исходные данные для научного исследования (нужное подчеркнуть): результаты анализа литературных источников; результаты психодиагностики; результаты количественной (качественной) обработки данных. -
Содержание курсовой работы (название глав, параграфов, подпараграфов)
Руководитель курсовой работы_______________________________________
__________________________________________________________________
подпись, дата, инициалы и фамилия руководителя
Задание принял к исполнению_____________________________________
подпись студента, дата
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ЕГО СВЯЗИ С СИМПТОМАМИ ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОГО РАССТРОЙСТВА 8
-
Подходы к пониманию толерантности к неопределённости 8 -
Определение, классификация и симптоматика обсессивно-компульсивного расстройства 12
-
Проблема связи между толерантностью к неопределенности и уровнем выраженности симптоматики обсессивно-компульсивного расстройства у студентов 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И УРОВНЯ ВЫРАЖЕННОСТИ СИМПТОМАТИКИ ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОГО РАССТРОЙСТВА У СТУДЕНТОВ 19
-
Организация и методы исследования 19 -
Эмпирическое исследование толерантности к неопределенности 20 -
Эмпирическое исследование выраженности симптоматики обсессивно-компульсивного расстройства 25 -
Взаимосвязь толерантности к неопределенности с уровнем выраженности симптомов обсессивно-компульсивного расстройства у студентов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Перечень условных обозначений
ОКР – обсессивно компульсивное расстройство.
ТН – толерантность к неопределенности.
ИТН – интолерантность к неопределенности.
МИТН – межличностная интолерантность к неопределенности.
НТН – новый опросник толерантности к неопределенности [Корнилова].
МОДСЛИ – валидация русскоязычной версии шкалы обсессивно-компульсивной симптоматики (MOCI) [Карпов [и др.]].
Введение
Тема неопределенности приобретает все большую важность в современном обществе. В связи с отходом от старых ценностей и их пересмотром, ростом свободы слова и плюрализма, развитием интернета и СМИ, человек сталкивается с большим количеством противоречивых мыслей и взглядов, в которых сложно выстроить свою позицию. Экономическая, политическая, социальная нестабильность заставляют современного человека ежедневно сталкиваться со сложными, комплексными ситуациями, предполагающими необходимость учитывать огромное количество сигналов. Глобализация, быстрый научно-технический прогресс, изменения в экономической и социальной структуре общества предполагают регулярные встречи с совершенно новыми вещами, явлениями и ситуациями. Высокая интолерантность к неопределенности делает существование в сегодняшнем обществе некомфортным. Показано, что у студентов толерантность к неопределенности статистически значимо коррелирует с адаптацией, общим индексом благополучия личности, позитивным настроением, инициативностью, нестандартностью мышления и другими характеристиками [Павловская, с. 352].
Толерантность и интолерантность к неопределенности – понятия, которые были введены в 1948-1949 годах Э. Френкель-Брунсвик. Эти характеристики казались ей одними из основных переменных как в эмоциональной
, так и в когнитивной направленности отношения человека к жизни. В эмоциональной направленности толерантность к неопределенности выражается в способности выдерживать амбивалентные чувства к другим, а в когнитивной – в способности замечать сосуществование позитивных и негативных черт в одном объекте. Дальнейшие исследования продолжили рассмотрение вопроса о том, являются ли толерантность и интолерантность к неопределенности глобальными личностными или ситуационными переменными. Разработка диагностических средств – опросников – позволила исследовать связь этих понятий с множеством других психологических и психических особенностей. В частности, было показано, что средние баллы интолерантности к неопределенности значительно выше в группе «Обсессивно-компульсивное расстройство», чем в «Контрольной группе здоровых людей» [Gregory [and others], P. 6–11]. Метаанализ, проведенный Gentes E.L., показал статистически значимую связь между интолерантностью к неопределенности и ОКР [(9, P. 925–930].
Распространенность ОКР в течение 12 месяцев в Соединенных Штатах составляет 1,2%. Распространенность в других странах аналогичная (1,1–1,8%) [Diagnostic and Statistical Manual, p. 239]. ОКР обладает очень высокой коморбидностью. 90% респондентов с диагнозом по DSM-IV или CIDI ОКР соответствуют критериям другого диагноза по DSM-IV или CIDI [Ruscio [and others], p. 56].
Все еще не хватает обоснования важности вашего исследования и статистики по отечественной выборки или русскоязычной хотя бы
Объект исследования – толерантность к неопределенности.
Предмет исследования – взаимосвязь толерантности к неопределённости и уровня выраженности симптомов ОКР у студентов.
Цель исследования – охарактеризовать взаимосвязь толерантности к неопределённости и уровня выраженности симптомов ОКР у студентов.
Задачи исследования:
-
определить основные подходы к пониманию толерантности к неопределенности; -
рассмотреть определение, классификацию и симптоматику ОКР, а также проблему взаимосвязи выраженности симптоматики ОКР с толерантностью к неопределенности; -
охарактеризовать особенности толерантности к неопределенности у студентов в зависимости от их пола; -
рассмотреть специфику выраженности симптомов ОКР у студентов в зависимости от их пола; -
охарактеризовать взаимосвязь толерантности к неопределённости и уровня выраженности симптомов ОКР у студентов.
Гипотезы исследования:
-
толерантность к неопределенности отрицательно взаимосвязана с выраженностью симптоматики ОКР; -
интолерантность к неопределенности положительно взаимсвязана с выраженностью симптоматики ОКР у студентов. Не уверена, что эта гипотеза нужна, она ведь обратная от первой -
отсутствует разница между женской и мужской выборкой по уровню толерантности к неопределенности; лучше так. Не существует различий между студентами мужского и женского пола по уровню …. -
отсутствует разница между мужской и женской выборкой по выраженности симптомов ОКР. аналогично
Методологическая основа исследования: данное исследование опирается на понятия толерантности и интолерантности, введенные Э. Френкель-Брунсвик в контексте исследований авторитарности [Frenkel-Brunswick, E. Tolerance toward ambiguity as a personality variable, Frenkel-Brunswik, E. A Study of Prejudice in Children, Frenkel-Brunswik, E. Intolerance of ambiguity as an emotional and perceptual personality variable, Adorno [and orhers]]. Толерантность и интолерантность к неопределенности рассматриваются как устойчивые личностные черты, которые можно измерить личностным опросником. Понимание ОКР опирается на диагностические критерии позднейших версий общепринятых нормативных документов – МКБ-11 и DSM-5. Согласно им, ОКР относится к группе «Обсессивно-компульсивное и сходные расстройства» и характеризуется наличием обсессий и/или компульсий. Обсессии понимаются повторяющиеся и устойчивые мысли, побуждения или образы, которые воспринимаются как навязчивые и нежелательные, а компульсии – как повторяющиеся действия или мыслительные акты, которые человек чувствует стремление совершать в ответ на навязчивую идею.
Методики исследования:
-
Новый опросник толерантности к неопределенности – НТН, разработаный в 2009 году Т.В. Корниловой [Корнилова]; -
валидация русскоязычной версии шкалы обсессивно-компульсивной симптоматики МОДСЛИ (MOCI) [Карпов [и др.]].
Научная новизна исследования: тема связи интолерантности к неопределенности (intolerance of uncertainty, IU) с ОКР подробно рассмотрена в зарубежной литературе. В отечественной литературе больше прижился термин толерантность к неопределенности. Существуют работы, посвященные историческому развитию этого понятия [Леонов, Чагова], связи его с другими конструктами [Юртаева], обзоры эмпирических исследований [Павловская]. Тем не менее, нам не удалось найти отечественных эмпирических исследований по теме связи толерантности или интолерантности к неопределенности с ОКР. Данная работа сделала шаг в исследовании этой темы на отечественных выборках и показала необходимость продолжения исследования на больших выборках.
Практическая значимость полученных результатов: исследование психологических черт, связанных с диагнозом ОКР, позволит глубже понять механизмы, лежащие в основе этого диагноза. Это понимание может быть использовано в определении субклинических групп и групп риска, диагностике расстройства и его лечении. Также в настоящее время происходит обсуждение возможности ослабления симптоматики ОКР через прямое снижение интолерантности к неопределенности [Tolin, D. F [and others]] в рамках психотерапии, что еще раз подчеркивает значимость исследований связи между толерантностью-интолерантностью к неопределенности и ОКР.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ЕГО СВЯЗИ С СИМПТОМАМИ ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОГО РАССТРОЙСТВА
1.1. Подходы к пониманию толерантности к неопределённости
«Энциклопедический психологический словарь-справочник» под редакцией С.Л. Кандыбовича, А.Д. Короля, Т.В. Разиной приводит такое определение толерантности: «Толерантность – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». Авторы указывают, что «толерантность противопоставляется интолерантности». Толерантность к неопределенности – конструкт, который используется для обозначения черты личности и установки, отражающей отношение человека к сложным, неоднозначным ситуациям, характеризующимся недостатком информации, отсутствием четких ориентиров и возможности применить стандартные решения» [под ред. .Л. Кандыбовича, с. 624].
Большинство авторов сходятся во мнении, что впервые понятие толерантности и интолерантности к неопределенности (tolerance of ambiguity и intolerance of ambiguity) было введено Э. Френкель-Брунсвик в 1948 – 1949 годах [Chen, p. 24, Furnham, p. 717, Леонов, с. 44, Чагова, с. 78]. Определение и разработка понятия происходила в ряде работ, посвященных авторитарной личности, предрассудкам у детей, а также толерантности-интолерантности к неопределенности [Frenkel-Brunswick, E. Tolerance toward ambiguity as a personality variable, Frenkel-Brunswik, E. A Study of Prejudice in Children, Frenkel-Brunswik, E. Intolerance of ambiguity as an emotional and perceptual personality variable, Adorno [and orhers]].
В работе «A Study of Prejudice in Children» Э. Френкель-Брунсвик провела тесты и интервью с детьми и их родителями и выделила среди детей тех, которые показывали крайние значения предубежденности или свободы от предубежденности. Первая группа называлась предубежденные (этноцентричные), а вторая – непредубежденные (либеральные). Анализ показал, что предубежденные дети больше концентрировались на срочных проблемах, а либеральные – на далеко идущих вопросах; предубежденные дети имели более ригидные представления о маскулинности и феминности, боялись проявления качеств противоположного пола в себе и стремились отгородиться от противоположного пола, а либеральные дети имели более гибкие представления о гендерных ролях, меньше подавляли в себе черты противоположного пола и меньше отвергали представителей противоположного пола; предубежденные дети восторгались силой, властью и деньгами, но при этом могли считать деньги источником зла, отвергали все незнакомое и слабое; предубежденные дети требовали строгости и думали о своих родителях в категориях жесткости и строгости, а либеральные дети – в категории дружеского общения (товарищества); родители предубежденных детей были озабочены социальным статусом, ставили на первое место свои потребности, а не потребности ребенка, и считали хорошим все, что социально приемлемо и помогает подниматься по социальной лестнице, предубежденные дети учились авторитарному и иерархичному подходу к другим людям и подавляли агрессивные тенденции, тем временем родители либеральных детей учили их равноправному и индивидуалистическому подходу к другим людям и допускали выражение чувств несогласия и сопротивления; предубежденные дети проявляли моральное осуждение к другим людям и считали вежливость, чистоту, хорошие манеры необходимыми требованиями к идеальному мальчику или девочке, а либеральные дети чаще упоминали дружеское общение и веселье и проявляли допускали большую