Файл: Белорусский государственный университет факультет философии и социальных наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Методы изучения конфликтов
Задание по предмету «Социальная психология»

Павловской Яны Васильевны,

студентки 2 курса,

специальность «Психология»

Минск, 2023

Задание на курсовую работу
Белорусский государственный университет
Факультет философии и социальных наук

Кафедра общей и медицинской психологии
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студенту _________________________________________________________________

(фамилия, инициалы)

2 курса дневной формы обучения

  1. Тема

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(наименование темы)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(измененная тема)

  1. Срок представления законченного текста курсовой работы научному руководителю для первичной оценки 04.04.2023

  2. Срок представления законченного текста курсовой работы научному руководителю для написания отзыва 14.04.2023

  3. Срок представления курсовой работы к защите 20.04.2023 до 16:00

  4. Исходные данные для научного исследования (нужное подчеркнуть): результаты анализа литературных источников; результаты психодиагностики; результаты количественной (качественной) обработки данных.

  5. Содержание курсовой работы (название глав, параграфов, подпараграфов)

Руководитель курсовой работы_______________________________________

__________________________________________________________________

подпись, дата, инициалы и фамилия руководителя
Задание принял к исполнению_____________________________________

подпись студента, дата

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 4

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ЕГО СВЯЗИ С СИМПТОМАМИ ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОГО РАССТРОЙСТВА 8

    1. Подходы к пониманию толерантности к неопределённости 8

    2. Определение, классификация и симптоматика обсессивно-компульсивного расстройства 12

    1. Проблема связи между толерантностью к неопределенности и уровнем выраженности симптоматики обсессивно-компульсивного расстройства у студентов 15


ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И УРОВНЯ ВЫРАЖЕННОСТИ СИМПТОМАТИКИ ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОГО РАССТРОЙСТВА У СТУДЕНТОВ 19

    1. Организация и методы исследования 19

    2. Эмпирическое исследование толерантности к неопределенности 20

    3. Эмпирическое исследование выраженности симптоматики обсессивно-компульсивного расстройства 25

    4. Взаимосвязь толерантности к неопределенности с уровнем выраженности симптомов обсессивно-компульсивного расстройства у студентов 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

ПРИЛОЖЕНИЯ 38

Перечень условных обозначений

ОКР – обсессивно компульсивное расстройство.

ТН – толерантность к неопределенности.

ИТН – интолерантность к неопределенности.

МИТН – межличностная интолерантность к неопределенности.

НТН – новый опросник толерантности к неопределенности [Корнилова].

МОДСЛИ – валидация русскоязычной версии шкалы обсессивно-компульсивной симптоматики (MOCI) [Карпов [и др.]].
Введение

Тема неопределенности приобретает все большую важность в современном обществе. В связи с отходом от старых ценностей и их пересмотром, ростом свободы слова и плюрализма, развитием интернета и СМИ, человек сталкивается с большим количеством противоречивых мыслей и взглядов, в которых сложно выстроить свою позицию. Экономическая, политическая, социальная нестабильность заставляют современного человека ежедневно сталкиваться со сложными, комплексными ситуациями, предполагающими необходимость учитывать огромное количество сигналов. Глобализация, быстрый научно-технический прогресс, изменения в экономической и социальной структуре общества предполагают регулярные встречи с совершенно новыми вещами, явлениями и ситуациями. Высокая интолерантность к неопределенности делает существование в сегодняшнем обществе некомфортным. Показано, что у студентов толерантность к неопределенности статистически значимо коррелирует с адаптацией, общим индексом благополучия личности, позитивным настроением, инициативностью, нестандартностью мышления и другими характеристиками [Павловская, с. 352].

Толерантность и интолерантность к неопределенности – понятия, которые были введены в 1948-1949 годах Э. Френкель-Брунсвик. Эти характеристики казались ей одними из основных переменных как в эмоциональной

, так и в когнитивной направленности отношения человека к жизни. В эмоциональной направленности толерантность к неопределенности выражается в способности выдерживать амбивалентные чувства к другим, а в когнитивной – в способности замечать сосуществование позитивных и негативных черт в одном объекте. Дальнейшие исследования продолжили рассмотрение вопроса о том, являются ли толерантность и интолерантность к неопределенности глобальными личностными или ситуационными переменными. Разработка диагностических средств – опросников – позволила исследовать связь этих понятий с множеством других психологических и психических особенностей. В частности, было показано, что средние баллы интолерантности к неопределенности значительно выше в группе «Обсессивно-компульсивное расстройство», чем в «Контрольной группе здоровых людей» [Gregory [and others], P. 6–11]. Метаанализ, проведенный Gentes E.L., показал статистически значимую связь между интолерантностью к неопределенности и ОКР [(9, P. 925–930].

Распространенность ОКР в течение 12 месяцев в Соединенных Штатах составляет 1,2%. Распространенность в других странах аналогичная (1,1–1,8%) [Diagnostic and Statistical Manual, p. 239]. ОКР обладает очень высокой коморбидностью. 90% респондентов с диагнозом по DSM-IV или CIDI ОКР соответствуют критериям другого диагноза по DSM-IV или CIDI [Ruscio [and others], p. 56].

Все еще не хватает обоснования важности вашего исследования и статистики по отечественной выборки или русскоязычной хотя бы

Объект исследования – толерантность к неопределенности.

Предмет исследования – взаимосвязь толерантности к неопределённости и уровня выраженности симптомов ОКР у студентов.

Цель исследования – охарактеризовать взаимосвязь толерантности к неопределённости и уровня выраженности симптомов ОКР у студентов.

Задачи исследования:

  1. определить основные подходы к пониманию толерантности к неопределенности;

  2. рассмотреть определение, классификацию и симптоматику ОКР, а также проблему взаимосвязи выраженности симптоматики ОКР с толерантностью к неопределенности;

  3. охарактеризовать особенности толерантности к неопределенности у студентов в зависимости от их пола;

  4. рассмотреть специфику выраженности симптомов ОКР у студентов в зависимости от их пола;

  5. охарактеризовать взаимосвязь толерантности к неопределённости и уровня выраженности симптомов ОКР у студентов.

Гипотезы исследования:


  1. толерантность к неопределенности отрицательно взаимосвязана с выраженностью симптоматики ОКР;

  2. интолерантность к неопределенности положительно взаимсвязана с выраженностью симптоматики ОКР у студентов. Не уверена, что эта гипотеза нужна, она ведь обратная от первой

  3. отсутствует разница между женской и мужской выборкой по уровню толерантности к неопределенности; лучше так. Не существует различий между студентами мужского и женского пола по уровню ….

  4. отсутствует разница между мужской и женской выборкой по выраженности симптомов ОКР. аналогично

Методологическая основа исследования: данное исследование опирается на понятия толерантности и интолерантности, введенные Э. Френкель-Брунсвик в контексте исследований авторитарности [Frenkel-Brunswick, E. Tolerance toward ambiguity as a personality variable, Frenkel-Brunswik, E. A Study of Prejudice in Children, Frenkel-Brunswik, E. Intolerance of ambiguity as an emotional and perceptual personality variable, Adorno [and orhers]]. Толерантность и интолерантность к неопределенности рассматриваются как устойчивые личностные черты, которые можно измерить личностным опросником. Понимание ОКР опирается на диагностические критерии позднейших версий общепринятых нормативных документов – МКБ-11 и DSM-5. Согласно им, ОКР относится к группе «Обсессивно-компульсивное и сходные расстройства» и характеризуется наличием обсессий и/или компульсий. Обсессии понимаются повторяющиеся и устойчивые мысли, побуждения или образы, которые воспринимаются как навязчивые и нежелательные, а компульсии – как повторяющиеся действия или мыслительные акты, которые человек чувствует стремление совершать в ответ на навязчивую идею.

Методики исследования:

  1. Новый опросник толерантности к неопределенности – НТН, разработаный в 2009 году Т.В. Корниловой [Корнилова];

  2. валидация русскоязычной версии шкалы обсессивно-компульсивной симптоматики МОДСЛИ (MOCI) [Карпов [и др.]].

Научная новизна исследования: тема связи интолерантности к неопределенности (intolerance of uncertainty, IU) с ОКР подробно рассмотрена в зарубежной литературе. В отечественной литературе больше прижился термин толерантность к неопределенности. Существуют работы, посвященные историческому развитию этого понятия [Леонов, Чагова], связи его с другими конструктами [Юртаева], обзоры эмпирических исследований [Павловская]. Тем не менее, нам не удалось найти отечественных эмпирических исследований по теме связи толерантности или интолерантности к неопределенности с ОКР. Данная работа сделала шаг в исследовании этой темы на отечественных выборках и показала необходимость продолжения исследования на больших выборках.


Практическая значимость полученных результатов: исследование психологических черт, связанных с диагнозом ОКР, позволит глубже понять механизмы, лежащие в основе этого диагноза. Это понимание может быть использовано в определении субклинических групп и групп риска, диагностике расстройства и его лечении. Также в настоящее время происходит обсуждение возможности ослабления симптоматики ОКР через прямое снижение интолерантности к неопределенности [Tolin, D. F [and others]] в рамках психотерапии, что еще раз подчеркивает значимость исследований связи между толерантностью-интолерантностью к неопределенности и ОКР.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ЕГО СВЯЗИ С СИМПТОМАМИ ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОГО РАССТРОЙСТВА

1.1. Подходы к пониманию толерантности к неопределённости

«Энциклопедический психологический словарь-справочник» под редакцией С.Л. Кандыбовича, А.Д. Короля, Т.В. Разиной приводит такое определение толерантности: «Толерантность – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». Авторы указывают, что «толерантность противопоставляется интолерантности». Толерантность к неопределенности – конструкт, который используется для обозначения черты личности и установки, отражающей отношение человека к сложным, неоднозначным ситуациям, характеризующимся недостатком информации, отсутствием четких ориентиров и возможности применить стандартные решения» [под ред. .Л. Кандыбовича, с. 624].

Большинство авторов сходятся во мнении, что впервые понятие толерантности и интолерантности к неопределенности (tolerance of ambiguity и intolerance of ambiguity) было введено Э. Френкель-Брунсвик в 1948 – 1949 годах [Chen, p. 24, Furnham, p. 717, Леонов, с. 44, Чагова, с. 78]. Определение и разработка понятия происходила в ряде работ, посвященных авторитарной личности, предрассудкам у детей, а также толерантности-интолерантности к неопределенности [Frenkel-Brunswick, E. Tolerance toward ambiguity as a personality variable, Frenkel-Brunswik, E. A Study of Prejudice in Children, Frenkel-Brunswik, E. Intolerance of ambiguity as an emotional and perceptual personality variable, Adorno [and orhers]].

В работе «A Study of Prejudice in Children» Э. Френкель-Брунсвик провела тесты и интервью с детьми и их родителями и выделила среди детей тех, которые показывали крайние значения предубежденности или свободы от предубежденности. Первая группа называлась предубежденные (этноцентричные), а вторая – непредубежденные (либеральные). Анализ показал, что предубежденные дети больше концентрировались на срочных проблемах, а либеральные – на далеко идущих вопросах; предубежденные дети имели более ригидные представления о маскулинности и феминности, боялись проявления качеств противоположного пола в себе и стремились отгородиться от противоположного пола, а либеральные дети имели более гибкие представления о гендерных ролях, меньше подавляли в себе черты противоположного пола и меньше отвергали представителей противоположного пола; предубежденные дети восторгались силой, властью и деньгами, но при этом могли считать деньги источником зла, отвергали все незнакомое и слабое; предубежденные дети требовали строгости и думали о своих родителях в категориях жесткости и строгости, а либеральные дети – в категории дружеского общения (товарищества); родители предубежденных детей были озабочены социальным статусом, ставили на первое место свои потребности, а не потребности ребенка, и считали хорошим все, что социально приемлемо и помогает подниматься по социальной лестнице, предубежденные дети учились авторитарному и иерархичному подходу к другим людям и подавляли агрессивные тенденции, тем временем родители либеральных детей учили их равноправному и индивидуалистическому подходу к другим людям и допускали выражение чувств несогласия и сопротивления; предубежденные дети проявляли моральное осуждение к другим людям и считали вежливость, чистоту, хорошие манеры необходимыми требованиями к идеальному мальчику или девочке, а либеральные дети чаще упоминали дружеское общение и веселье и проявляли допускали большую