Файл: Белорусский государственный университет факультет философии и социальных наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вседозволенность по отношению к другим людям; либеральные дети сталкивались с тревогой из-за того, что менее склонны искать простые ответы на вопросы, а у предубежденные детей тревога проявлялась более косвенно, в страхе перед внешними обстоятельствами и катастрофами.

В этой связи Э. Френкель-Брунсвик подчеркивает, что предубежденным детям свойственна общая ригидность и неспособность сталкиваться с неопределенными ситуациями. Интолерантность к неопределенности обнаруживается в концепции детско-родительских отношений и гендерных ролей. Она присутствует даже в областях, где нет социальной или эмоциональной вовлеченности – в организации восприятия и когнитивной области. Таким образом, даже у детей ригидность, интолерантность к неопределенности склонна представлять собой всеобъемлющую черту.

Также ригидность мышления, по мнению автора, связана с предубеждённостью, а не с интеллектом. Она предлагает такую интерпретацию: у предубежденных людей неконформные идеи, которые не сочетаются с простыми, ригидными, предопределенными решениями, подавляются. В социальной сфере это выражается в излишне морализаторской, авторитарной и в целом деструктивной манере [Frenkel-Brunswik, E. A Study of Prejudice in Children].

В работе «Intolerance of ambiguity as an emotional and perceptual personality variable» Э. Френкель-Брунсвик говорит, что она предложила понятие толерантности vs интолерантности к неопределенности, которые кажутся ей одними из основных переменных как в эмоциональной, так и в когнитивной направленности отношения человека к жизни. В эмоциональной направленности толерантность к неопределенности выражается в способности выдерживать амбивалентные чувства к другим, а в когнитивной – в способности замечать сосуществование позитивных и негативных черт в одном объекте [Frenkel-Brunswik, E. Intolerance of ambiguity as an emotional and perceptual personality variable, P. 113–115].

S. Budner так определяет понятие интолерантности к неопределенности (intolerance of ambiguity): «Интолерантность к неопределённости может быть определена как тенденция воспринимать неопределенные ситуации как источники угрозы». Толерантность к неопределенности (tolerance of ambiguity) он определяет как «тенденцию воспринимать неопределенные ситуации как желаемые». Для полного понимания этого определения нужно понять, что такое неопределенная ситуация. S. Budner описывает неопределенные ситуации как те, которые не могут быть адекватно структурированы или классифицированы человеком из-за отсутствия достаточных сигналов. Такие ситуации характеризуются новизной, сложностью или нерешаемостью. Автор разделяет их на три группы:


  1. абсолютно новая ситуация, в которой нет знакомых сигналов;

  2. сложная ситуация, в которой нужно принимать в учет большое количество сигналов;

  3. противоречивая ситуация, в которой разные элементы или сигналы предполагают разную структуру [Budner, P. 30–31].

S. Budner также разработал опросник, состоящий из 16 пунктов – 8 позитивных и 8 негативных. От испытуемого требовалось оценить свое согласие или несогласие. Ему предлагалось 6 вариантов: полное несогласие (1 балл), умеренное несогласие (2 балла), легкое несогласие (3 балла), легкое согласие (5 баллов), умеренное согласие (6 баллов), полное согласие (7 баллов). Все пропущенные вопросы оценивались в 4 балла. [Budner, P. 32–34].

S. Bochner в 1965 году в своей работе «Defining Intolerance of Ambiguity» выделил первичные и вторичные характеристики интолерантности к неопределенности.

Первичные характеристики:

        1. жесткое деление на фиксированные категории — «потребность в категоризации»;

        2. стремление к определенности и избегание двусмысленности — «потребность в определенности»;

        3. неспособность допустить сосуществование положительных и отрицательных черт в одном и том же объекте, например, «хорошие» и «плохие» черты в одном и том же человеке;

        4. согласие с утверждениями о взглядах, отражающих ригидные черно-белые взгляды на жизнь;

        5. предпочтение знакомого перед незнакомым;

        6. отказ от отличающегося или необычного;

        7. сопротивление изменению очевидно неустойчивых стимулов;

        8. быстрый выбор и придерживание одного решения в перцептивной неоднозначной ситуация;

        9. преждевременное закрытие.

Второстепенные характеристики:

  1. авторитарность;

  2. догматичность;

  3. жесткость;

  4. закрытость;

  5. этнические предубеждения;

  6. несклонность к творчеству;

  7. тревожность;

  8. экстракарательность;

  9. агрессивность [Bochner, p. 394].

Chen J. в работе “Cognitive and Affective Mechanisms Underlying Intolerance of Uncertainty” говорит о том, что понятие интолерантности к неопределенности может иметь двойственную природу. Определение интолерантности к неопределенности претерпело несколько пересмотров в ходе исследования, основной фокус внимания в первоначальных и пересмотренных определениях различаются. Так, некоторые определяют интолерантность к неопределенности как когнитивную предвзятость, а другие исследователи определяют интолерантность к неопределенности как чрезмерную склонность рассматривать саму возможность негативного события как неприятную или неприемлимую, независимо от вероятности его возникновения.



Эти определения подчеркивают возможную двойную природу интолерантности к неопределенности – как-когнитивного искажения и как негативного аффекта [Chen,:P. 248–249].

О.А. Кондрашихина привела результаты диагностики толерантности-интолерантности к неопределенности по таким широко используемым в психодиагностической практике методикам:

  1. опросник толерантности к неопределенности В. Греко и Д. Роджера, измеряет три шкалы шкалы: эмоциональную неопределенность, стремление к переменам, когнитивная неопределенность;

  1. новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности Т.В. Корниловой, содержит шкалы толерантности, интолерантности к неопределенности и межличностной интолерантности к неопределенности;

  2. шкала толерантности-интолерантности к неопределённости С. Баднера TAS, измеряет толерантность к неопределенности как индивидуальную склонность рассматривать неопределенные ситуации как желаемые;

  3. опросник толерантности к неопределенности Р. Нортона, измеряет интолерантность к неопределенности как тенденцию воспринимать неопределенную информацию как разновидность психологического дискомфорта или угрозы;

  4. опросник толерантности к неопределенности MSTAT-1 Д. МакЛейна, измеряет толерантность к неопределенности как разброс реакций, от отвержения до привлекательности, при восприятии неопределенных стимулов.

О.А. Кондрашихина отмечает недостаточный уровень корреляции между показателями толерантности к неопределенности, полученными по разным методикам. Также автор обнаружила наличие «парадоксальных» корреляций – корреляций между противоположными параметрами (толерантность и интолерантность к неопределенности). Так, показатель толерантности к неопределенности по опроснику Д. МакЛейна дает положительную корреляцию с показателем межличностной интолерантности к неопределенности (опросник Т.В. Корниловой) (р=0,381) и показателями интолерантности, измеренными по опроснику Р. Нортона (р=0,390). Это указывает на серьезные сложности в психодиагностике толерантности к неопределенности.

О.А. Кондрашихина приводит несколько возможных причин этих проблем:

        1. разность подходов к пониманию как феномена неопределенности, так и толерантности к неопределенности;

        2. несовершенство диагностического инструментария;

        3. различие между декларируемой в ходе психодиагностики и проявляемой в реальных условиях толерантностью к неопределенности;

        4. различие между объективно задаваемой исследователем ситуацией неопределенности и ее субъективной оценкой;

        5. влияние личностной значимости ситуации неопределенности и места неопределенности в структуре деятельности (неопределенность целей, условий, способов деятельности) [Кондрашихина].




1.2. Определение, классификация и симптоматика обсессивно-компульсивного расстройства

В позднейшей версии Международной классификации болезней – МКБ-11, обсессивно-компульсивное расстройство (Obsessive-compulsive disorder) относится к группе «Обсессивно-компульсивное и сходные расстройства» («Obsessive-compulsive or related disorders»). Обсессивно-компульсивные и сходные расстройства — это группа патологических состояний, характеризующихся повторяющимися мыслями и поведением, которые, как считается, имеют сходство этиологических факторов и ключевых диагностических признаков. Такие феномены, как обсессии, навязчивые мысли и озабоченность, являются центральной характеристикой этих состояний (т.е., ОКР, дисморфического расстройства, ипохондрии и патологической озабоченности собственным запахом) и сопровождаются соответствующими повторными действиями. Патологическое накопительство не связано с навязчивыми нежелательными мыслями, а скорее характеризуется компульсивной потребностью к накоплению различных предметов и дистрессом, возникающим в случае расставания с ними.

В этот раздел также включены патологические повторяющиеся действия в отношении своего тела, которые характеризуются, прежде всего, периодическими привычными действиями, направленными на собственный кожный или волосяной покров (напр., выдергивание волос, ковыряние кожи) и при этом менее выраженным когнитивным аспектом. Симптомы приводят к выраженному дистрессу или значительным нарушениям в личной, семейной, социальной, учебной, профессиональной или других важных сферах функционирования. Помимо ОКР, к этой группе относится дисморфическое расстройство, патологическая озабоченность собственным запахом, ипохондрия, патологическое накопительство (хординг) и патологические телесно направленные стереотипии (трихотилломания и патологические экскориации). ОКР характеризуется наличием стойких обсессий и/или компульсий, чаще всего и тем и другим. Обсессии - это повторяющиеся и стойкие мысли, образы или побуждения/влечения, которые воспринимаются как навязчивые и нежелательные и обычно сопровождаются тревогой. Человек пытается игнорировать или подавлять обсессии или нейтрализовать их, совершая компульсивные действия. Компульсии - это повторяющиеся действия, включающие повторные мыслительные акты, которые человек стремится совершить в ответ на обсессии, в соответствии с установленными им самим жесткими правилами или чтобы достичь чувства «завершенности». Для того, чтобы диагностировать ОКР, обсессии и компульсии должны занимать много времени (более одного часа в день) и приводить к выраженному дистрессу или значительным нарушениям в личной, семейной, социальной, учебной, профессиональной или других важных сферах функционирования.


  1. 6B20.0. Обсессивно-компульсивное расстройство с удовлетворительной или сохранной критикой.

Присутствуют все критерии ОКР. Большую часть времени человек способен допустить возможность, что его убеждения, связанные с данным расстройством, могут быть неверными, и готов принять альтернативное объяснение происходящему. В определенных условиях (напр., при высоком уровне тревоги) критика на какое-то время может пропадать.

  1. 6B20.1. Обсессивно-компульсивное расстройство со снижением или отсутствием критики.

Присутствуют все критерии ОКР. Большую часть времени человек уверен, что его убеждения, связанные с данным расстройством, верны, и не допускает другого объяснения происходящему. Отсутствие критика в данном случае существенно не меняется в зависимости от уровня тревоги.

  1. 6B20.Z Обсессивно-компульсивное расстройство, неуточненное.

Данная рубрика является "неуточненной" остаточной рубрикой. К ОКР не относится MB23.4 Компульсии - повторяющееся поведение или ритуалы (например, мытье, проверка) или умственные действия (например, молчаливое повторение слов), которые человек чувствует побуждающим выполнить в ответ на навязчивую идею в соответствии с жесткими правилами или для достижения ощущения «полноты» [МКБ-11].

В позднейшей версии Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders – DSM-5, обсессивно-компульсивное расстройство также относится к группе «Обсессивно-компульсивное и сходные расстройства» («Obsessive-compulsive or related disorders»). ОКР характеризуется наличием обсессий и/или компульсий. Обсессии – повторяющиеся и устойчивые мысли, побуждения или образы, которые воспринимаются как навязчивые и нежелательные, в то время как компульсии представляют собой повторяющиеся действия или мыслительные акты, которые человек чувствует стремление совершать в ответ на навязчивую идею или в соответствии с правилами, которые должны строго выполняться.

Некоторые другие обсессивно-компульсивные и сходные расстройства также характеризуются озабоченностью и повторяющимся поведением или умственными актами в ответ на эту озабоченность. Иные обсессивно-компульсивные и сходные расстройства характеризуются, прежде всего, повторяющимися действиями, сосредоточенными на теле (например, выдергиванием волос, ковырянием кожи) и повторяющимися попытками ослабить или прекратить такое поведение [DSM-5, P. 235–242].

ОКР традиционно рассматривалось как тревожное расстройство