Файл: I. Влияние семьи как социальнокультурной среды на воспитание и развитие детей дошкольного возраста. 1 Понятие семьи в науке.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Родителям необходимо знать некоторые психологические особенности
формирования личности ребенка, чтобы педагогически грамотно решать столь сложную проблему.
Психологи выделяют три важнейших блока, составляющих такое сложное, цельное явление, как личность.
Первый - направленность личности. Она определяется системой отношений к окружающему миру, мотивами поведения, потребностями, интересами. Все это - и мотивация действий, и потребности, и интересы - свойственно малышу на третьем году жизни, и что позволительно говорить о том, что в этот период начинает формироваться направленность его личности. Многое здесь будет зависеть от взрослого, на какие чувства подвинут они своего малыша, на каких нравственных, этических ценностях станут строить общение с ним.
Второй блок - возможности личности. Как ребенку удается осваивать мир в конкретной - бытовой, игровой, художественной, элементарной трудовой деятельности. Возможности ребенка, как считают подчас взрослые, ограничены. Да, чисто физически он много чего еще не может выполнить, но зато все, что осваивает, - всерьез, по-настоящему и навсегда. В этой связи следует отметить такие прекрасные качества ребенка, как инициативность, активность и важнейшее качество, как возрастная компетентность, то есть совокупность навыков, знаний и умений, которым ребенок должен овладеть к определенному возрасту. Формируется и такое важнейшее качество, как творчество (креативность), проявляющееся, например, в оригинальности рисунка, умении перенести разученное в новую ситуацию, в стремлении по-новому сделать постройку. Креативность зависит от уровня развития мышления, воображения, произвольности и свободы деятельности, а также широты ориентировки в окружающем и осведомленности. В дошкольном детстве компетентность и креативность - важнейшие черты личности - только формируются, они у истоков своего развития. Все зависит от системы воспитания. Родители должны знать об этом и поддерживать единую линию требований к ребенку.
Третий блок - стиль, психологические особенности поведения (темперамент, характер, индивидуальность человека). Они обуславливают такие черты личности, сочувствие ближнему, желание ему помочь, умение уступить другому, терпеливо относится к нему. Эти черты соответствуют характеру доброму, отзывчивому, сердечному. Ребенок учится любить не только близких родственников, но и других людей.
Несомненно, для маленького ребенка семья - это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, радоваться сочувствовать. Будучи членом семейного коллектива, ребенок тоже вступает в систему существующих здесь отношений, благодаря которым он постигает азы общественного поведения. Как участник внутрисемейных событий, он проникается всем, чем живут взрослые, впитывает их суждения и взгляды на мир, судит их оценками. воспитание ребенок
Дошкольный возраст, занимая, но шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в его психическое развитие.
С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.
В дошкольном возрасте у детей формируется более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.
Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно - гигиенические нормы, а также нормы связанные с отношением к своим обязанностям, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дастся с большим трудом. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но и следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам. Для поведения детей в дошкольном возрасте наступает период , когда оно выходит за рамки познавательной саморегуляции и переносится на управление социальными действиями и поступками. Иными словами, наряду с интеллектуальной саморегуляции возникает личностная и нравственная саморегуляция. Нравственные нормы поведения становятся привычными, приобретают устойчивость, теряют ситуативный характер. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.
Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы.
В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и ребенок уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально пенных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.
Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «нельзя обманывать взрослых; обижать маленьких» и т. д. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок может объяснить, почему норму необходимо соблюдать.
В дошкольном возрасте встречаются различные уровни такого понимания. Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнение нормы, ссылаясь на возможные последствия при ее соблюдении для себя или на требования взрослых, например: «надо говорить правду, а то узнают и накажут».
Если дошкольник наглядно видит последствия соблюдения или нарушения нормы, то ему легче понять ее содержание и отнести к себе. Чем ближе она к собственному опыту ребенка, тем легче она осознается. В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает - поступки детей. Так легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник: становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо».
У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.
В дошкольном возрасте нравственные представления ребенка влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.
Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем ребенок не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.
Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердится в знании нравственной нормы, приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб - заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, ребенок подходит к реальной самооценке. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, Ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие оттого, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.
В сфере развития нравственного поведения пример взрослого также играет важнейшую роль. Положительный пример родителей способствует тому, что ребенок легко и ненавязчиво учиться жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослыми, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Более того, ребенок поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать не обязательно. Ребенок неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувство вины (то есть приспосабливается, лавирует).
В дошкольном возрасте возрастает влияние оценки взрослого на поведение детей, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия.
Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает негативный способ. Действенность оценки, ее влияние на моральное развитие ребенка прямо зависит от умения педагога, родителей оказать оценочное воздействие.
Таким образом, личность не есть целостность, обусловленная генотипически. Процесс формирования личности может быть представлен как непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Самооценка является одним из базовых составляющих понятия «личность». Самооценка является регулятором поведения человека, определяет его самоощущение, отношение с другими людьми, требовательность к себе, отношения к своим успехам и неудачам. Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, характеризуется сильнейшей зависимостью ребенка от взрослого. В этот период у детей формируются моральное поведение и нравственная саморегуляция, реальная самооценка, как базовые качества личности.
О влиянии внутрисемейных отношений на формирование социального опыта ребенка свидетельствуют работы современных психологов, педагогов и практика семейного воспитания (А. Я. Варга, В. К. Котырло, А. С. Спиваковская, В. Я. Титаренко и др.).
Межличностные отношения - психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающегося чувством симпатии - антипатии. В межличностных отношениях участвуют механизмы восприятия и понимания друг друга.
Родительские позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье. Отталкиваемый и отвергаемый ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Такие дети иногда борются за свое положение в семье или пытаются обратить на себя внимание плохим поведением, которое не одобряется их родителями, но помогает ребенку стать центром семейного внимания.
Таким же лишним ребенок чувствует себя тогда, когда родители уклоняются от общения с ним, не участвуя в играх, почти не замечают его, постоянно заняты своими делами.
Дети родителей, чрезмерно их оберегающих, чаще всего занимают показную позицию, излишне выдвинутую на задний план. Они сосредотачивают на себе внимание всех окружающих. Потребности этих детей доминируют над потребностями других членов семьи. К такому ребенку относятся как к божеству, которому все служат. Подобную позицию чаще занимает единственный ребенок, или самый младший, или один из детей, склонный к заболеваниям, о здоровье которого родители чрезмерно тревожатся и не могут преодолеть эти волнения.