Файл: I. Влияние семьи как социальнокультурной среды на воспитание и развитие детей дошкольного возраста. 1 Понятие семьи в науке.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Текст опросника
. Я всегда сочувствую своему ребенку.
. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
. Я уважаю своего ребенка.
. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
. Мой ребенок часто неприятен мне.
. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.
. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».
. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.
. Я принимаю участие в своем ребенке.
. К моему ребенку «липнет» все дурное.
. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
. Когда в копании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
. Я жалею своего ребенка.
. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
. Я с удовольствием провожу с ребенком все своре свободное время.
. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по- своему прав.
. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
. Я всегда считаюсь с ребенком.
. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
. Основная причина капризов моего ребенка- эгоизм, упрямство и лень.
. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
. Я разделяю увлечения своего ребенка.
. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
. Я понимаю огорчения своего ребенка.
. Мой ребенок часто раздражает меня.
. Воспитание ребенка- сплошная нервотрепка.
. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
. Я не доверяю своему ребенку.
. За строгое воспитание дети благодарят потом.
. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
. В моем ребенке больше всего недостатков, чем достоинств.
. Я разделяю интересы своего ребенка.
. Мой ребенок не в состоянии что- либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
. очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми
, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику
Принятие - отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
«Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61
Порядок подсчета тестовых балов
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно»
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
отвержение
социальная желательность
симбиоз
гиперсоциализация
Инфантилизация
Приложение 2
Методика PARI
Методика предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни. Авторы- американские психологи Е.С. Шеффер и Р.К. Белл.
В методике выделены 23 аспекта - признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско- детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1- оптимальный эмоциональный контакт, 2- излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3- излишняя концентрация на ребенке.
Отношения к семейной роли
Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23;
ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);
ощущение самопожертвования в роли матери (5);
семейные конфликты (7);
сверхавторитет родителей (11);
неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
«безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17)
зависимость и несамостоятельность матери ( 23).
Отношение родителей к ребенку
Оптимальный эмоциональный контакт ( состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21);
побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
партнерские отношения (14);
развитие активности ребенка (15);
уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком ( состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16);
раздражительность, вспыльчивость (8);
суровость, излишняя строгость (9);
уклонение от контакта с ребенком (16).
Излишняя концентрация на ребенке ( описывается 8 признаков, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22);
чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
преодоление сопротивления, подавление воли (4);
создание безопасности, опасение обидеть (6);
исключение внесемейных влияний ( 10);
подавление агрессивности 912);
подавление сексуальности ( 18);
чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
стремление ускорить развитие ребенка (22);
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия иди несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в 2ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака 20, минимальная 5, 18, 19, 20 - высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5- низкие.
Инструкция: Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, т.к. каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво. Не стоит обдумывать ответ долго, отвечайте быстро, стараясь дать правильный ответ, который придет к вам в голову.
Рядом с каждым положением находятся буквы А, а, б, Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного предложения:
А- если с данным положением согласны полностью;
а- если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;
б- если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;
Б- если с данным положением полностью не согласны.
О себе сообщите:
Возраст____________________ Пол____________________________
Образование________________ Профессия______________________
Количество и возраст детей___________________________________
. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей
. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.
. Для хорошей матери дом и семья - самое важное в жизни.
. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их боятся взрослых.
. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.
. Маленького ребенка всегда следует крепко держать в руках во время мытья, чтобы он не упал.
. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.
. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.
. Пребывание с ребенком целый день может довести до неровного истощения.
. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.
. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.
. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.
. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей.
. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.
. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время.
. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничает, он будет это делать постоянно.
. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.
. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.
. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно.
. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.
. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.
. большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев.
. Самое трудное для молодой матери- оставаться одной в первые годы воспитания ребенка.
. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни и о семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная.
. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет в себе жизнь.
. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.
. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.
. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.
. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.
. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права.
. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.
. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.
. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.
. Ребенок должен уважать своих родителей больше других.
. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.
. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей ( могла бы, но…)
. Родители своими поступками должны завоевывать расположение детей.