Файл: I. Влияние семьи как социальнокультурной среды на воспитание и развитие детей дошкольного возраста. 1 Понятие семьи в науке.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Текст опросника

. Я всегда сочувствую своему ребенку.

. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

. Я уважаю своего ребенка.

. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

. Мой ребенок часто неприятен мне.

. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.

. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.

. Я принимаю участие в своем ребенке.

. К моему ребенку «липнет» все дурное.

. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

. Когда в копании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.


. Я жалею своего ребенка.

. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

. Я с удовольствием провожу с ребенком все своре свободное время.

. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по- своему прав.

. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

. Я всегда считаюсь с ребенком.

. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

. Основная причина капризов моего ребенка- эгоизм, упрямство и лень.

. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

. Я разделяю увлечения своего ребенка.

. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

. Я понимаю огорчения своего ребенка.

. Мой ребенок часто раздражает меня.

. Воспитание ребенка- сплошная нервотрепка.

. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

. Я не доверяю своему ребенку.

. За строгое воспитание дети благодарят потом.

. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

. В моем ребенке больше всего недостатков, чем достоинств.

. Я разделяю интересы своего ребенка.

. Мой ребенок не в состоянии что- либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

. очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми

, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

Принятие - отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

«Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61

Порядок подсчета тестовых балов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно»

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

отвержение

социальная желательность

симбиоз

гиперсоциализация

Инфантилизация

Приложение 2
Методика PARI

Методика предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни. Авторы- американские психологи Е.С. Шеффер и Р.К. Белл.

В методике выделены 23 аспекта - признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско- детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1- оптимальный эмоциональный контакт, 2- излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3- излишняя концентрация на ребенке.

Отношения к семейной роли

Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23;

ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

ощущение самопожертвования в роли матери (5);

семейные конфликты (7);

сверхавторитет родителей (11);

неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

«безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17)

зависимость и несамостоятельность матери ( 23).

Отношение родителей к ребенку

Оптимальный эмоциональный контакт ( состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21);

побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

партнерские отношения (14);

развитие активности ребенка (15);

уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком ( состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16);

раздражительность, вспыльчивость (8);

суровость, излишняя строгость (9);

уклонение от контакта с ребенком (16).

Излишняя концентрация на ребенке ( описывается 8 признаков, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22);

чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

преодоление сопротивления, подавление воли (4);

создание безопасности, опасение обидеть (6);


исключение внесемейных влияний ( 10);

подавление агрессивности 912);

подавление сексуальности ( 18);

чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

стремление ускорить развитие ребенка (22);

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия иди несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в 2ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака 20, минимальная 5, 18, 19, 20 - высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5- низкие.

Инструкция: Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, т.к. каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво. Не стоит обдумывать ответ долго, отвечайте быстро, стараясь дать правильный ответ, который придет к вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы А, а, б, Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного предложения:

А- если с данным положением согласны полностью;

а- если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;

б- если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;

Б- если с данным положением полностью не согласны.

О себе сообщите:

Возраст____________________ Пол____________________________

Образование________________ Профессия______________________

Количество и возраст детей___________________________________

. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей

. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.

. Для хорошей матери дом и семья - самое важное в жизни.

. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их боятся взрослых.

. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.

. Маленького ребенка всегда следует крепко держать в руках во время мытья, чтобы он не упал.

. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.

. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.

. Пребывание с ребенком целый день может довести до неровного истощения.

. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.


. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.

. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.

. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей.

. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.

. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время.

. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничает, он будет это делать постоянно.

. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.

. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.

. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно.

. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.

. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.

. большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев.

. Самое трудное для молодой матери- оставаться одной в первые годы воспитания ребенка.

. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни и о семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная.

. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет в себе жизнь.

. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.

. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.

. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.

. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.

. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права.

. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.

. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.

. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.

. Ребенок должен уважать своих родителей больше других.

. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.

. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей ( могла бы, но…)

. Родители своими поступками должны завоевывать расположение детей.