Файл: I. Влияние семьи как социальнокультурной среды на воспитание и развитие детей дошкольного возраста. 1 Понятие семьи в науке.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, подводя итоги, необходимо отметить, что разные стили семейного воспитания по-разному влияют на развитие детей. Несомненно, такие стили как авторитарный и попустительский ведут к нарушению развития и поведения ребенка. Как правило, у авторитарных родителей дети растут более агрессивные, но при этом часто не самостоятельные.

Дети родителей с попустительским стилем воспитания постоянно ищут внимания от других, и поскольку им не прививаются эффективные способы общения, то зачастую они выбирают неадекватные способы поведения и общения со сверстниками и другими взрослыми. В свою очередь это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Они чувствую себя ненужными и брошенными и ищут компанию себе подобных, уходят из дома, бродяжничают.

Самым оптимальным стилем воспитания, конечно, является демократический. Но, как правило, демократические отношения между родителями и детьми встречаются достаточно редко что и подтвердило наше исследование.

Заключение
Анализируя психолого- педагогическую литературу, было установлено, что семья представляет собой систему социального функционирования человека. Она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации подростков и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и радости жизни.

Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни.

Проблема семьи, воспитания детей отражена в работах таких авторов как Л. С. Алексеева, Л.И. Божович , М.А. Галагузова, Т. А Куликова, С.В Ковалева, И.П. Подласого, В. И. Титаренко, В.В. Ткачева, И.А. Фурманова.

Семья выполняет ряд функций важных для общества, необходимых для жизни каждого человека: это воспитательная, репродуктивная, хозяйственно- бытовая, социально - контролирующая, функция организации досуга.

В ходе исследования были изучены стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка: демократический, авторитарный, попустительский и либеральный. Так, при авторитарном стиле воспитания наблюдается принуждение как основной метод воспитания, в деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, единоличного принятия решений. Дети авторитарных родителей, как правило, отличаются замкнутостью, несамостоятельностью, робостью, раздражительностью. В подростковом возрасте может наблюдаться реакция протеста, выражающаяся в агрессивном поведении, уходе из дома. Это и показало наше практическое исследование.


Попустительский стиль воспитания проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений между родителями и детьми, отчужденностью членов семьи друг от друга. Дети родителей с попустительским стилем воспитания не имеют представлений о социальных нормах поведения, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Дети не получают должного внимания в семье и в связи с этим могут искать это внимание на стороне и чаще всего примыкают к асоциальным группировкам таких же детей.

Либеральный стиль воспитания характеризуется невмешательством родителей в процесс воспитания своих детей. Дети в таких семьях вырастают непослушными, и часто просто не умеют вести себя на людях.

Самым оптимальным стилем воспитания, кончено же, является демократический- тот при котором в ребенке ценится его независимость и самостоятельность, к ребенку проявляется доверие и признается право на автономию.

Подводя итоги, необходимо отметить, что, как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей, приобретают убежденность в их эффективности и в будущем могут применять их в качестве воспитания уже своих детей.

Список литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997.

. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М., 1993.

. Анзорг Л. Дети и семейные конфликты. - М.: Просвещение, 1988.

. Архиреева Т.В. Сравнительные особенности материнских и отцовских родительских позиций // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Иваново, 2002. - С. 3 - 6.

. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. М., 1983.

. Большой психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко. - СПб.: Проспект, 2003.

. Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: Педагогика, 1987. - 258 с.

. Варга А. Я. Типы неправильного родительского отношения // Автореф. дис.... канд. психол. наук. - М., 1987. - 12 с.

. Владин В. З. Гармония семейных отношений. Алма-Ата, 1991.

. Вместе с семьей. Под ред. К.Ю. Гончарова. СПб, 1998.

. Гамезо М. В. Возрастная психология. М., 1999.

. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: Педагогика, 1997

. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. - 2000. - № 10. - С. 90 - 97.

. Доронова Т. А. Вместе с семьей. Пособие по взаимодействию детских образовательных учреждений с родителями. - М., 2005

. Доронова Т. А. Защита прав и достоинств маленького ребенка. Методика. - М., 2006.

. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. - М.: Педагогика, 1986. - 217 с.

. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1998.



. Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются... - М.: Просвещение, 1999.

. Захаров Л. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.: Наука, 1982. - 224 с.

. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. - М., 1993

. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.

. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. М., 1989.

. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2006.

. Крэйг Г. Психология развития. СПб., 2000.

. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М., 1990.

. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.

. Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. - Киев, 1983. - 202 с, 202 с.

. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. - 260 с.

. Лезгафт П.Р. Семейное воспитание детей и его значение. М.: Педагогика. 1991, стр. 157

. Лисина Н. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника.- М.. 1974г.,стр. 125.

. Логинова И. А. Специфика детско-родительских отношений // Семейная психология и семейная практика. - 1998. - № 4. С. 77.

. Майер А. А., Богославец Л. Г., Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду. - М., 2006.

. Макаренко А.С. Педагогические сочинения, тт. 1-8. М., 1983-1986

. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2002.

. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. - Воронеж, 2000. - 256с.,131

. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997.

. Мухина В.С. Детская психология. СПб, 1992.

. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М., 1999.

. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.

. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М., 1996.

. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития. - М.: СК "Сфера", 1999. - 362 с.

. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М., 1993. - 380с,92

. Плотниект И. Э. Психология в семье. М., 1991.

. Популярная психология для родителей. Под ред. Бодалева А.А. М., 1988.

. Практическая психология для педагогов и родителей /Под ред. Тутушкиной М.К. - СПб.: "Дидактика Плюс", 2000. - 518 с.

. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, и др. ; Под ред. И. В. Дубровина. - 2 - е изд., стереотип. М., 1999.

. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина, - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.


. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособ. / Под ред. Силяева. - М.: Академия, 2002.

. Рахимов А. З. Психология семьи. Уфа, 1999.

. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос, 1998. - 478 с.

. Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. - М.: Центр-ПРО, 2003. - 380 с.

. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М.: Педагогика, 1989. - 208с.,129.

. Семья и формирование личности. Под ред. Нечяева Л. К. М., 1981.

. Сермягина О. С. Эмоциональные отношения в семье. Кишинев, 1991г.

. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С. 29 - 35.

. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. Вильнюс: Минтис, 1977. 226 с

. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 7 томах. М., 1999 г., Т. 2.

. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983,87

. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. М., 1989.

. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы взаимодействия взрослых и детей // Мир психологии. - 1996. - № 1. С. 5 - 8.

. Фромм Э. Искусство любви. - Минск, 1991. - 158 с.

. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Мн.: «ТЕСЕЙ», 1999

. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. - 155 с.

. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. - М.: Эксмо, 2000

. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапия. - М. - СПБ.: Фолиум, 1996. - 254 с.

. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2002.

. Эльконин Д. Б. Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956.

Приложения
Приложение 1
Тест- опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Тест опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Опросник состоит из 5 шкал.

«Принятие - отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, каким он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремиться проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.


«Кооперация»- социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

«Симбиоз»- шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так- родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по совей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

«Авторитарная гиперсоциализация»- отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

«Маленький неудачник»- отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителям. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует не его неспешность и неумелость. В связи с этим родитель стареется оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.