Файл: Понятие стратегии роста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Понятие стратегии роста


ВВЕДЕНИЕ

Развитие рыночных отношений в современной России, со всей актуальностью, поставило вопрос об осуществлении стратегического планирования на всех уровнях экономической деятельности в нашей стране. Причём стратегическое планирование признаётся одним из главных направлений управленческой деятельности специалистов менеджерского звена. Если у организации нет единой стратегии, то не исключено, что различные подразделения выработают разнородные, противоречивые и неэффективные решения. Оказавшись перед лицом подобных сложностей, фирма должна решить две чрезвычайно трудные проблемы.

1. Выбрать нужное направление роста из многочисленных альтернатив, которые трудно поддаются оценке.

2. Направить усилия многочисленного коллектива в нужное русло.

Определение стратегии — это не составление плана действий. Определение стратегии — это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении развиваться организации, какое место занимать на рынке и т.п.

Существует несколько групп базовых стратегий развития, которые обычно выделяются экспертами в области управления и активно применяются на практике. Они отражают три различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы в отрасли, технология.

Основной целью настоящей работы является исследование наиболее распространённых, выверенных практикой и широко освещенных в литературе стратегий роста.

  1. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ РОСТА В ВОЗЗРЕНИЯХ УЧЕНЫХ



Ученые и менеджеры современного мира, часто трактуют понятие «стратегия», вкладывая в него разный смысл. Предполагая, что данный термин имеет привычное, интуитивно понятное, обобщенное значение, зачастую ведут к подмене понятий и как следствие к путанице, особенно в среде бизнес предпринимателей. При этом ученые и предприниматели, исследуя и принимая попытки поставить данное понятие на службу организации также считают, что их вариант наиболее точный.

Несмотря на то, что термин «стратегия» было заимствовано у древних греков и непосредственно связано с планированием и реализацией военных и политических задач, располагая всеми доступными ресурсами, история раскрыла существование множества других определений данного понятия и различных его классификаций.


Так по мнению И. Ансоффа, стратегия - это набор правил для принятия решений1; для В.Д. Маркова - это генеральная программа действий2; В. С. Ефремов определяет стратегию как образ действий3, по мнению Б. А. Райзберга, Л. Ш. Лозовского, Е. Б. Стародубцевой стратегия это долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения4.

В своих исследованиях А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд определяют стратегию как управленческий план, направленный на укрепление позиций организации5.

По мнению О.С. Виханского, стратегия — это «долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям6».

Но, так или иначе, все сходятся в общем значении, цели понятия - а именно, достижения некоторых, вполне определенных целей в будущем.

Оригинальную и достаточно компактную трактовку понятия «стратегии» предложил канадский профессор, автор научных трудов Генри Минцберг. По его мнению, стратегия является комбинацией пяти «П»: плана, принципа, позиции, перспективы и приема7.

В понятие стратегии как «План» Минцберг вкладывает определенную последовательность мероприятий, разработанных и применимых к конкретной ситуации. Такой план имеет две особенности: создается заранее, намеренно, с определенной целью.

Вторая составляющая понятия стратегия, как «Прием», означает способ, методики, иными словами прием, по обыгрыванию имеющихся конкурентов, и применимый в определенной ситуации.

Другая составляющая комбинации пяти «П» - «Принцип», означает устойчивые поведенческие характеристики, принцип поведения или следование некой модели поведения.

С точки зрения «Позиции», стратегия - это поиск позиции на рынке, отличающейся наиболее выгодным положением. Под выгодой понимается: лучший потенциал и перспективы в планах прибыли, наличие инструментов защиты от действий конкурентов, наличие ресурсов для поддержания данной позиции.

Крайняя составляющая комбинации «Перспектива» - является общим для всех членов компании восприятием мира и видением будущего компании, которые намерены воплощать в жизнь через конкретные действия

8.

Основным принципом комбинации составляющих стратегию, по мнению Г. Минцберга, является их взаимосвязь и единство при реализации стратегии.

В 1997 году ряд ученых, в составе Г. Минцберга, Б. Альстренда и Дж. Лемпела провели анализ и классификацию школ стратегического менеджмента. Согласно их классификации, все проявившие себя школы можно объединить в две группы: описывающие и предписывающие. К предписывающим он отнес школы дизайна, планирования, позиционирования. К описывающим школам - школы предпринимательства, когнитивную, обучения, власти, культуры, внешней среды и конфигурации9.

По мнению представителей школы конфигурации, чьим представителем является и сам Г. Минцберг, большую часть времени организация устойчива, т.е. имеет конкретную, четкую структуру, поведение, как во внутреннем, так и во внешнем окружении, и набор стратегий, соответствующие определенному контексту и позиции в текущий момент стабильности. Но периодически, в зависимости от жизненных циклов организации, происходит трансформация, заставляющая компанию переходить в иную конфигурацию. Данная периодичность отражается в концепции жизненных циклов организации.10

Таким образом, задачами стратегического управления являются увеличение длительности периодов стабильности, поддержание в реализации стратегических изменений, не противоречащих основной стратегии, и главное обеспечение управления процессами изменений в трансформационные периоды, направленное на удержание позиций компании и ее жизнеспособности.

Сам же процесс построения стратегии является комплексным мероприятием, направленным изначально на разработку концепций, с учетом видения и перспектив, затем анализу всех факторов, выработке и выбору конкурентной политики, внутренней корпоративной политики, политики обучения, управления, социальной и кадровой и т.п. Существенным условием процесса разработки стратегии является определение оптимального времени применения тех или иных действий, и соответствие текущему контексту. Сами школы стратегий являются некими конфигурациями, действующими с разных сторон, в разной степени и с разным значением. Итог их результирующего действия принимает вид схемы, плана, направлений, приемов, исключительно для конкретного времени и конкретной ситуации. Итогом его учения стала схема разделения школ и влияние их на стратегический процесс (рис.1)




Рисунок 1 - Влияние школ на стратегический процесс
Суть данного представления и взаимного расположения школ в схеме стратегического процесса по взгляду представителей школы конфигурации следующая: все десять школ, несмотря на воздействие на один и тот же процесс стратегического развития, занимаются сугубо индивидуальными задачами. Кто-то из них смотрит только назад в хронологию событий, другие забегает далеко в будущее, третьи зациклены на узких аспектах и теряют объективность происходящего. Но лишь объединившись, они должны и смогут помочь руководителям прозреть процесс насквозь.


  1. ВИДЫ СТРАТЕГИЙ РОСТА


Одной из главных задач менеджмента компании является согласование интересов различных «заинтересованных групп», влияющих на деятельность компании (акционеров, потребителей, высшего руководства, сотрудников и других) для развития и расширения бизнеса. Одним из способов решения этой задачи является формирование стратегии, учитывающей интересы стейкхолдеров11. При этом существуют различные типы стратегий роста.

1. Стратегии концентрированного роста - связаны с изменением продукта и (или) рынка. В случае следования этим стратегиям организация пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Этот тип стратегии требует для реализации больших маркетинговых усилий. Что касается рынка, то организация ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке, либо перехода на новый рынок.

2. Стратегии интегрированного роста — связаны с расширением организации путем добавления новых структур. Обычно организация может прибегать к осуществлению таких стратегий, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Организация может осуществлять интегрированный рост, как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения организации внутри отрасли.

Стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками. Кризисное положение предприятий в современных условиях вынуждает менеджмент изменять закупочную политику, искать новых надежных поставщиков, предлагающих более дешевые, но при этом качественные вспомогательные материалы, изучать вопросы эффективности их использования. Организация может либо создавать дочерние структуры, осуществляющие снабжение, либо же приобретать компании, уже осуществляющие снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать организации очень благоприятные результаты, связанные с тем, что уменьшится зависимость от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков. Более того, поставки как центр расходов для организации могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов.


Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции выражается в росте организации за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмами и конечным потребителем, а именно системами распределения и продажи. Актуальна, если анализ логистических издержек показал чрезмерные затраты на сбыт продукции организации.

3. Стратегии диверсифицированного роста - реализуются в случае, когда организация дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Актуальны, если: рынки для осуществляемого бизнеса оказываются в состоянии насыщения либо сокращения спроса на продукт; текущий бизнес дает превышающее потребности поступление денег, которые могут быть прибыльно вложены в другие сферы бизнеса; новый бизнес может вызвать синергический эффект, например, за счет лучшего использования оборудования, комплектующих изделий, сырья и т. п.

Основными стратегиями диверсифицированного роста являются:

- стратегия центрированной диверсификации базируется на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов, которые заключены в существующем бизнесе. То есть существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования организации. Такими возможностями, например, могут быть возможности используемой специализированной системы распределения;

- стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии организация должна ориентироваться на производство таких продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности организации, например, в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту;

- стратегия конгломеративной диверсификации состоит в том, что организация расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках.

Выбранная стратегия оценивается в процессе анализа правильности и достаточности учета при выборе основных факторов определяющих возможности ее осуществления