Файл: Реферат по дисциплине Проектирование городских улиц по теме Дорожная одежда проезжей части.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 316
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования РФ
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Кафедра автомобильных дорог, мостов и тоннелей
Реферат по дисциплине: «Проектирование городских улиц» по теме: «Дорожная одежда проезжей части»
Выполнил: ст.гр.9АД02
Мусонго М.А.
Проверил: к.т.н., доцент
Логинова О.А.
Казань, 2023
Содержание
Введение ................................................................................................................... 3 1.
Проектирование дорожных одежд .................................................................. 4 2. Конструкция дорожных покрытий .................................................................... 7 3. Разновидности дорожных покрытий ................................................................. 8 4. Классификация дорожных одежд .................................................................... 10
Заключение ............................................................................................................ 12
Список используемых источников ...................................................................... 13
КГАСУ ИТС АДМиТ 1019075
Изм. Лист
№ докум
Подпись Дата
Разраб
Мусонго М.А.
Дорожная одежда проезжей
части
Литера
Лист
Листов
Пров
Логинова О.А.
y
2
13
КГАСУ гр. 9АД02
КГАСУ ИТС АДМиТ 1019075
Лист
3
Изм. Лист
№ докум
Подпись Дата
Введение
Дорожная одежда-это совокупность конструктивных слоёв дорожного покрытия, выполненных из различных материалов. Дорожная одежда укладывают на подготовленное земляное полотно, обычно на ширину проезжей части.
Основное назначение дорожной одежды - воспринимать нагрузку от проходящих автомобилей и передавать ее на земляное полотно в рассредоточенном виде и в размере, не превосходящем той допустимой величины, которую может оказывать грунт земляного полотна, подвергаясь давлению.Нагрузки, приходящиеся на каждое колесо автомобиля, обычно настолько велики, а сопротивление грунта настолько незначительно, что площадь восприятия земляным полотном нагрузки от колеса автомобиля нормально должна была бы выражаться в сотнях квадратных сантиметров.
Фактически след колеса автомобиля на поверхности дороги (в месте соприкосновения пневматической шины с поверхностью проезжей части) составляет всего несколько десятков квадратных сантиметров. Отсюда видно, что задача дорожной одежды состоит в том, чтобы увеличить площадь сопротивления нагрузке во много раз.
В противном случае временное сопротивление грунта будет превышено и сделается неизбежным появление повреждений дорожного полотна, образование на поверхности дороги рытвин и колей.
Дорожная одежда, как правило, состоит из покрытия, основания и дополнительных слоев основания. Дорожную одежду считают прочной, если под действием многократно повторяющихся нагрузок от движущегося транспорта она сохраняет в течение заданного срока службы сплошную и достаточно ровную поверхность покрытия.
КГАСУ ИТС АДМиТ 1019075
Лист
4
Изм. Лист
№ докум
Подпись Дата
1. Проектирование дорожных одежд
Возникающие в дорожной одежде напряжения от колёс автомобилей уменьшаются на глубине.
Поэтому экономически целесообразно проектировать дорожную одежду как многослойную конструкцию, применяя в отдельных её слоях материалы различной прочности соответственно величине действующих в этих слоях напряжений.
Горизонтальные (касательные) усилия достигают значительной величины при торможении и скольжении колёс (0,6-0,7 от массы автомобиля) и воспринимаются главным образом верхним слоем дорожной одежды. Эти усилия стремятся сдвинуть верхний слой по нижнему. Сдвиг может произойти, если сцепление между этими слоями недостаточное.
Горизонтальные силы могут вызвать также пластичный сдвиг материала внутри верхнего слоя, что может привести к образованию волн, наплывов и даже разрывов. Эти же силы вызывают истирание материала на поверхности дорожной одежды.
Вертикальные силы принимают в качестве расчетных для определения толщины отдельных слоев дорожной одежды, поскольку они играют основную роль при установлении её необходимой прочности.
Верхние слои одежды подвергаются непосредственному воздействию транспорта и климатических факторов; поэтому материалы, составляющие эти слои, должны быть наиболее прочными и доброкачественными. Чем глубже расположены слои одежды, тем меньше сказывается на них воздействие транспорта и климатических факторов, что позволяет применять для этих слоев менее прочные, обычно более дешевые местные материалы.
Дорожные одежды могут состоять из одного или нескольких конструктивных слоев. При наличии нескольких слоев дорожная одежда включает покрытие, основание и дополнительный (подстилающий) слой основания.
Покрытием называют верхний слой дорожной одежды, предназначенный для непосредственного восприятия воздействия, движущегося транспорта и характеризующий эксплуатационно- транспортные качества проезжей части. Покрытие может состоять из слоя износа, периодически возобновляемого в процессе эксплуатации, и основного слоя. Слой износа должен обеспечивать ровность и шероховатость покрытия и одновременно предохранять лежащий под ним слой от непосредственного воздействия колёс движущихся экипажей.
Основание (несущий слой) является основным конструктивным слоем дорожной одежды, обеспечивающим её прочность и устойчивость;
КГАСУ ИТС АДМиТ 1019075
Лист
5
Изм. Лист
№ докум
Подпись Дата
оно воспринимает нагрузки от покрытия и передает их в значительно рассредоточенном виде на подстилающий слой, а при отсутствии последнего
- на грунт земляного полотна.
Дополнительный (подстилающий) слой основания укладывают непосредственно на уплотненный грунт земляного полотна.
Кроме передачи рассредоточенного давления от колёс автомобиля на земляное полотно он выполняет также функции дренирующего, морозозащитного и выравнивающего слоев.
Дренирующие слои необходимы для предохранения дорожной одежды oт неравномерного сезонного вспучивания, для сброса и последующего отвода воды поступающей в основание дорожной одежды. Их устраивают при земляном полотне из глинистых грунтов и пылеватых песков при неблагоприятных водных условиях.
Приведённое разделение дорожной одежды на конструктивные части и слои является условным. В ряде случаев различные конструктивные функции выполняются одним каким-либо слоем.
В зависимости от этих показателей дорожные покрытия можно разделить и на низшие, переходные, усовершенствованные облегченные и усовершенствованные капитальные.
Грунтовые естественные дороги являются наименее благоустроенными, так как они не имеют правильного поперечного профиля и представляют собой наезженную полосу земли без водоотвода и боковых канав. Проезд по таким дорогам зависит oт качества грунтов и возможен только в сухую погоду. Исключение составляют дороги, проходящие по песчаным грунтам, проезд по которым во влажные периоды лучше, чем в сухое время года.
Лучшими грунтами для естественных дорог являются легкие суглинки и супеси, которые обладают свойствами оптимальной грунтовой смеси. Это необходимо иметь в виду при размещении грунтовых дорог в процессе составления проекта землеустройства. Для поддержания естественной грунтовой дороги в проезжем состоянии её на отдельных участках приходится укреплять отмосткой, плитами, делать канавы и мостики, профилировку.
Грунтовые профилированные дороги устанавливают на местных грунтах путём придания поверхности земляного полотна выпуклого двускатного поперечного профиля. При этом грунт берут из боковых канав, глубиной 0,3-
0,8 м., считая от бровки земляного полотна. Процесс устройства выпуклого поперечного профиля дороги называется профилированием. Его выполняют грейдерами и автогрейдерами, а также бульдозерами.
КГАСУ ИТС АДМиТ 1019075
Лист
6
Изм. Лист
№ докум
Подпись Дата
Поверхности проезжей части профилированных дорог придают поперечные уклоны до 3-4 % с увеличением до 5-6% в пределах обочин, которые различаются лишь условно, так как состоят из того же грунта, что и проезжая часть (рис. 7.2). Для возможности съезда на прилегающие поля боковые канавы делают треугольного или полукруглого очертания глубиной
0,2-0,3 м. с пологими откосами (m=3-5).
Грунтовые профилированные дороги, улучшенные добавками. Для улучшения проезда по грунтовым дорогам во влажные периоды года их укрепляют различными добавками, повышающими сопротивляемость грунта механическим и климатическим воздействиям.
Существуют следующие способы улучшения грунтовых дорог:
создание покрытия из грунтовой смеси оптимального состава;
добавление разложившегося торфа и глины;
введение скелетных добавок;
Дорожная одежда-это совокупность конструктивных слоёв дорожного покрытия, выполненных из различных материалов. Дорожная одежда укладывают на подготовленное земляное полотно, обычно на ширину проезжей части.
Рис. 1. Воздействие автомобильного колеса на одежду дороги
В противном случае временное сопротивление грунта будет превышено и сделается неизбежным появление повреждений дорожного полотна, образование на поверхности дороги рытвин и колей.
Дорожная одежда (рис.2), как правило, состоит из покрытия, основания и дополнительных слоев основания. Дорожную одежду считают прочной, если под действием многократно повторяющихся нагрузок от движущегося транспорта она сохраняет в течение заданного срока службы сплошную и достаточно ровную поверхность покрытия.
КГАСУ ИТС АДМиТ 1019075
Лист
7
Изм. Лист
№ докум
Подпись Дата
Рис. 2. Конструктивные слои дорожных одежд
2. Конструкция дорожных покрытий
Основной частью автомобильной дороги любого класса является дорожное полотно, обустраиваемое из прилегающей или навозимой почвы, разумеется, не плодородной, включающее в себя все искусственные сооружения, проезжую часть и две обочины. В обустройстве этого полотна есть свои тонкости, обеспечивающие нормативные характеристики, не рассматриваемые нами, так как дорожным покрытием - одеждой, покрывается лишь проезжая часть.
Самый верхний слой одежды, так называемый слой износа, это возобновляемое покрытие, которое периодически восстанавливается и которое как раз и обеспечивает нам надежное сцепление автомобильных колес с дорогой. Если гарантированный срок службы дороги составляет десятки лет, то верхний слой могут восстанавливать с периодичностью в несколько лет.
Затем идет, как правило, основной слой, основание дорожного покрытия, не только являющегося механическим демпфером, распределителем нагрузки на земляное полотно – подушку, а и основным компонентом одежды, определяющим ее эксплуатационные свойства. Это то же далеко не однородная масса щебня и минеральных добавок, так как даже его нижняя часть имеет собственное название - дополнительный конструктивный слой, который должен выполнять все основные защитные функции, например, дренаж и морозоустойчивость, вместе с земляным полотном и инженерными сооружениями. Именно в обустройстве основания заложена большая вариативность обустройства полотна, так как в одном районе проще привезти и уложить горную породу, в другом доменные отходы – шлаки, а где то и асфальт цементную продукцию. В основание, например, укладывают гравий, щебень, грунтощебень, пропитывая их
КГАСУ ИТС АДМиТ 1019075
Лист
8
Изм. Лист
№ докум
Подпись Дата
вяжущими составами, предполагая использование в нижнем, дополнительном слое крупнозернистый песок или соответствующие грунты.
Принцип в том, что каждый слой имеет свою фракцию, дополняя, расклинивая, таким образом, от смещения предыдущую.
Принципиальные схемы конструкций магистральных дорог и улиц местного значения с цементобетонными покрытиями и основаниями из малоцементных укатываемых бетонных смесей.
Покрытие из цементобетона класса В25 - В30;
Основание из укатываемого бетона с частичной или полной заменой щебня и песка на материалы от переработки цементо- и асфальтобетонных конструкций;
Основание из щебня, полученного от переработки цементо- и асфальтобетонных конструкций;
Подстилающий слой из песка, полученного от переработки цементо- и асфальтобетонных конструкций;
Полиэтиленовая пленка, пергамин.
3. Разновидности дорожных покрытий
Дороги не только являются средством коммуникации между населёнными пунктами и способствуют развитию транспортной инфраструктуры. Их состояние оказывает влияние на благополучие и престиж страны. Качество дорог зависит от профессионального выполнения дорожных работ и применения современных материалов, прогрессивных технологий и техники при их строительстве.
Основную нагрузку в процессе эксплуатации принимает дорожное полотно, поэтому важно правильно выбрать его покрытие в соответствие с интенсивностью использования дороги. По виду материала, применяемого при строительстве, различают несколько типов автомобильных дорог.
1) Асфальтобетонное покрытие
Современный тип покрытия, предназначается для интенсивного движения, выдерживает большую нагрузку. Различают асфальт природного происхождения и асфальтобетонную смесь. Источником образования природного материала являются тяжёлые фракции нефти. В состав асфальтобетонной смеси входят щебень, песок, минеральные и вяжущие вещества (битум и полимерные смеси на его основе). По способу выполнения работ эти смеси делятся на литые и катаные. Укладка литого асфальта происходит без помощи катков, его выравнивают деревянными вальками или специальными машинами для его обработки. При устройстве дорог из катаного асфальта применяются дорожные катки. Выполняя благоустройство территории на парковках, эстакадах и развязках автострад используют