Файл: Реферат по дисциплине Проектирование городских улиц по теме Дорожная одежда проезжей части.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КГАСУ ИТС АДМиТ 1019075
Лист
9
Изм. Лист
№ докум
Подпись Дата
цветной асфальт. Он помогает ориентироваться и служит для разграничения площадок.
2) Цементобетонные покрытия
Цементобетонные покрытия, как правило, используются на дорогах с интенсивным движением тяжелого транспорта. Эти покрытия имеют ряд преимуществ: обладают более высокой прочностью и износостойкостью, высоким коэффициентом сцепления с колесами автомобилей. Кроме того, период между ремонтами дорожного полотна с цементобетонным покрытием составляет от 30 до 40 лет, сезона продолжительности строительства также более длительный. Однако нет в мире совершенства, и у этого покрытия есть ряд недостатков: большое количество поперечных швов, трудность ремонта и т.д.
3) Гравийное покрытие
Предназначаются для использования при неинтенсивном движении. В качестве основы для их устройства применяются гравийные смеси, которые встречаются и в виде естественных залежей. Чтобы увеличить срок эксплуатации и повысить водонепроницаемость полотна в гравий добавляют определённый грунт и пропитывают его битумом. Своевременно проводимые дорожные работы также способствуют сохранению гравийного покрытия.
4) Щебеночное покрытие
Состоит из нескольких слоёв утрамбованного катком щебня, верхний слой – из мелких фракций этого материала, также уплотнённого. В процессе изготовления проезжей части из щебня его поливают водой, что увеличивает прочность сцепления отдельных фракций и повышает стойкость полотна к внешним воздействиям. Пропитка щебня битумом или битумной эмульсией улучшает эксплуатационные свойства проезжей части.
5) Грунтовое покрытие
Тип покрытий наименее затратный как по используемым для строительства ресурсам, так и по трудоёмкости выполнения работ.
Грунтовую дорогу строят, убирая неровности и излишки природного грунта.
Кроме того, необходимо предусмотреть системы дренажа для отведения излишков воды и благоустройство территории вокруг. Такой вид покрытия не предназначается для интенсивного движения. Его недостатком также является сложность эксплуатации в дождливую погоду (нарушается целостность полотна). Чтобы это предотвратить грунт при строительстве смешивают с добавками и вяжущими веществами (цемент, дёготь, битум) и разравнивают автогрейдерами. Такая технология повышает устойчивость проезжей части к негативным воздействиям атмосферы и возможной чрезмерно нагрузки.


КГАСУ ИТС АДМиТ 1019075
Лист
10
Изм. Лист
№ докум
Подпись Дата
4. Классификация дорожных одежд
Дорожная одежда – уложенная на поверхность земляного полотна конструкция, которая состоит, как правило, из нескольких слоёв различных материалов, обладающих необходимой прочностью, ровностью и шероховатостью и обеспечивающая безопасное движение автомобилей с расчётными скоростями.
Напряжения от колёс автомобилей в дорожной одежде затухают с глубиной, что позволяет проектировать её многослойной, применяя в отдельных её слоях материалы различной прочности.
Конструктивные слои дорожной одежды
1-поверхностная обработка (слой износа)
2-верхний слой покрытия
3-нижний слой покрытия
4-верхний слой основания
5-нижний слой основания
(рабочий слой земляного полотна)
Покрытие дорожной одежды – верхний, наиболее прочный конструктивный слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий воздействие транспортных средств и природно-климатических факторов.
Покрытие обеспечивает необходимые транспортно- эксплуатационные качества дороги (ровность, коэффициент сцепления). В конструкции покрытия, помимо основного слоя, обеспечивающего необходимые качества, предусматривается запасная толщина (слой износа), не учитываемая при расчёте прочности и периодически восстанавливаемая по мере истирания.
Основание – несущая прочная часть одежды, устраиваемая из каменных материалов или грунта, обработанного вяжущими материалами.
Распределяет нагрузку, воспринятую от покрытия в подстилающий грунт.
Дополнительные слои основания – из материалов, устойчивых при увлажнении, – устраиваются с целью обеспечения морозоустойчивости, дренажа, противодействия пучинообразованию. Подстилающий грунт
(рабочий слой земляного полотна) – тщательно уплотнённые слои земляного полотна, на которые укладывают дорожную одежду.
Классификация дорожных одежд по СНиП 2.05.02-85
Из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими
4 и 5 категорий
Дорожная одежда должна обеспечить высокую надёжность и требуемые транспортно- эксплуатационные показателями в течение срока службы
(между капитальными ремонтами).
Для капитальных типов – 15 лет.
Для облегчённых типов – 10 лет.

КГАСУ ИТС АДМиТ 1019075
Лист
11
Изм. Лист
№ докум
Подпись Дата
Для переходных типов – 6-8 лет.
Различают жёсткие и нежёсткие дорожные одежды.
К жёстким дорожным одеждам следует относить одежды имеющие:
-цементобетонные монолитные покрытия;
-асфальтобетонные покрытия на основаниях из цементобетона;
-сборные покрытия из железобетонных и асфальтобетонных плит.
Асфальтобетонные покрытия – самый распространенный тип покрытия, представляющий собой два или три слоя асфальтобетонной смеси, уложенные на прочное основание и тщательно уплотнённые, в результате чего образуется асфальтобетон. Асфальтобетон представляет собой искусственный строительный материал, состоящий из подобранного по крупности каменного скелета – щебня или гравия – и песка, связанных между собой смесью тонкого минерального порошка с битумом. Различают мелкозернистый и крупнозернистый асфальтобетоны; горячий и холодный асфальтобетоны; типов А, Б, В и Г; марок I, II, III.
Смеси с менее тщательным подбором каменного скелета по крупности и из менее прочных каменных материалов называют битумоминеральными.
Цементобетонные покрытия обладают высокой монолитностью и высокой сопротивляемостью нагрузкам. Изготавливаются из цементобетонных смесей
– рационально подобранная плотная смесь из цемента, воды, песка и щебня, образующая после твердения прочный искусственный каменный материал.
Строят цементобетонные покрытия из цементобетонных плит, отделённых друг от друга швами, необходимыми для компенсации изменения их длины при колебаниях температуры. Различают швы расширения, сокращающиеся при удлинении плит, и швы сжатия, расширяющиеся при укорочении плит ( рис.1 ) .
Для обеспечения совместной работы плит и сохранения их взаимного положения в швы вводят стальные стержни “штыри”, обеспечивающие возможность изменения длины плит, но передающие с одной плиты на другую вертикальные нагрузки и частично изгибающие моменты.
Износ цементобетонных покрытий незначителен, они долговечнее, чем другие виды покрытий.
Недостатком при производстве работ по устройству цементобетонных покрытий является необходимость длительного ухода за бетоном, пока он не приобретёт необходимую прочность.
Покрытия из щебня и гравия, обработанные органическими вяжущими материалами, хорошо сопротивляются разрушающему действию движения автомобилей благодаря прочному соединению каменных частиц вводимых вяжущим. Такие одежды водостойки.
Разные способы введения вяжущего в процессе строительства определяют различия в структуре получающихся покрытий.


КГАСУ ИТС АДМиТ 1019075
Лист
12
Изм. Лист
№ докум
Подпись Дата
Заключение
В покрытиях из естественного гравия или из искусственно подобранных по составу гравийных смесей прочность обеспечивается подбором скелета по принципу оптимальной смеси, в которой поры между крупными частицами заполнены частицами более мелкими и смесь обладает малой пористостью.
Связность обеспечивается мелкими частицами пыли и глины, входящими в состав материала. В сырое время года прочность покрытий снижается.
Мостовые – покрытия и основания, устроенные из отдельных, установленных вплотную друг к другу естественных и искусственных камней. Усовершенствованные мостовые, устраиваемые из брусчатки или клинкера, отличаются ровной поверхностью.
Дорожные покрытия и основания из укреплённых грунтов. Грунты, обработанные органическими вяжущими (битумами или эмульсиями) или цементом, приобретают прочность и устойчивость против воздействия влажности, что позволяет использовать их как материал для конструктивных слоёв дорожных одежд. Для придания грунтам прочности их укрепляют введением скелетных добавок.

КГАСУ ИТС АДМиТ 1019075
Лист
13
Изм. Лист
№ докум
Подпись Дата
Список используемых источников
1.
Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ: федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ [Электронный ресурс] //
Техэксперт: инф-справ. система.
2.
СП 34.13330.2012. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*. СП (Свод правил) от 30.06.2012 №34.13330.2012
[Электронный ресурс] // Техэксперт: инф-справ.
3.
ГОСТ Р 21.1701-97. Правила выполнения рабочей документации автодорог / Госстрой России. - Введ. 01.06.97. - М.: ГУП ЦПП, 1997. - 29 с.
4.
ОДН 218.046-01. Проектирование нежестких дорожных одежд. -
Введен в действие 01.01.2001. - М: Информавтодор, 2001 - 145 с.
5.
Булдаков,
С.И.
Проектирование основных элементов автомобильных дорог: учеб, пособие / С.И. Булдаков. - Екатеринбург:
Уральский государственный лесотехнический университет, 2011. - 295 с.
6.
Сайт с учебными материалами для студентов, обучающихся по профилю «Автомобильные дороги» / http://road-project.okis.ru.
7.
Googl : сайт. – URL: https://bau-enginer.ru/?p=840