Файл: Реферат по теме Механизм формирования зависимого поведения, содержание этапов.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ»
(ФГБОУ ВПО «БГПУ ИМ. М.АКМУЛЛЫ»)
Институт педагогики
Логопедия
РЕФЕРАТ
по теме: «Механизм формирования зависимого поведения, содержание этапов»
Выполнила : Курманова Зинира Юрисовна
Группа: ЗСЛГС – 12-22
УФА 2023
-
Понятие зависимого поведения
В настоящее время на модели ранней алкоголизации и наркотизации выделены механизмы формирования аддиктивного поведения подростков, которые в равней мере применимы к любым другим формам отклоняющегося поведения:
1. Механизм анонимности. Независимо от природы факторов, способствующих формированию аддикции (социальных, биологических, психологических или моральных) и искажающих психологическое развитие, нравственное становление личности подростков в условиях деструкции социальной среды, они приводят к одному результату – быстрому развитию полиморфного аддиктивного поведения и социальной дезадаптации, минимально отражаясь в особенностях формирования отдельных форм аддикции.
2. Механизм генерализации. Чем раньше обнаружатся отрицательные биологические или социальные факторы, тем выше риск накопления к подростково-юношескому возрасту их критической сочетаемости, дезадаптирующей личность.
3. Механизм псевдоадаптации. У несовершеннолетних алкоголь на короткое время дает бодрость и активность, смелость и уверенность в себе. Стимулирующе-растормаживающий эффект этанола создает иллюзию адаптации и самореализации, приводя к накоплению алкогольных проблем и последствий. Ранняя алкоголизация как практически обязательный компонент большинства форм отклоняющегося поведения быстро приводит к дезадаптации подростков.
4. Механизм деформации.
Большинство трудных подростков не имеют нормального семейного воспитания. Отсутствует контроль за их обучением, недостаточно поощряется развитие интеллекта и формирование нравственных ценностей, они рано утрачивают интерес к учебе. Все это неизбежно приводит к отсутствию у подростков социально значимых установок, увлечений и духовных запросов, узкому кругу и неустойчивости их интересов, уходу от ответственных ситуаций и решений. Формируется направленность личности, в основе которой лежит неспособность подростков к сложной деятельности, с упрощением и перестройкой иерархии мотивов поведения в плане готовности к злоупотреблению алкоголем. Происходит и уплощение, деформация личности. Еще до развития болезни складывается алкогольная личность, слепо и некритично воспринимающая все взгляды и нормы алкогольной группы. При более широком подходе можно говорить о формировании личности, изначально имеющей высокий риск самореализации в любой форме аддиктивного поведения. Расстройства личности в подростковом возрасте являются ведущим условием развития саморазрушающих (как в биологическом, так и в психологическом отношении) типов поведения.
5. Механизм индукции. Большое значение при формировании аддикции играет мнение друзей, членов референтной группы, авторитетных сверстников. Представления в среде молодежи о "легких" наркотиках, моде на те или иные препараты, идеи о возможности прекращения употребления по собственному желанию. не могут не играть роли своеобразного "заражения" сознания подростка, склонного к аддикции. Этот механизм реализуется во многом за счет известных подростковых реакций группирования и имитации.
Зависимое (аддиктивное) поведение - это одна из форм отклоняющегося поведения личности и связано оно со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации. Люди отличаются индивидуальной предрасположенностью к тем или иным объектам, вызывающим зависимость. Какой объект зависимости выберет тот или иной человек определяется специфическим действием объекта на организм человека.
Зависимое (аддиктивное) поведение личности проявляется в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивное, непреодолимое.
Первым признаком зависимых (аддиктивных) нарушений является своеобразный способ реагирования на психологический дискомфорт.
Психологический дискомфорт может возникать по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Колебания настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять кризисным ситуациям, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие – с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. Для восстановления психологического комфорта они выбирают способ, предполагающий искусственное изменение психического состояния, получение субъективно приятных эмоций. Желание изменить психическое состояние достигается с помощью алкоголя, наркотических или токсических веществ, некоторых лекарственных средств. Искусственному изменению настроения способствует также и увлеченность азартными играми, компьютером, сексом, перееданием или голоданием, работой, длительным прослушиванием ритмичной музыки.
-
Этапы формирования зависимого поведения.
Формирование зависимого поведения происходит в несколько этапов. При этом обязательно сказывается влияние объекта аддикции (вид наркотического вещества), индивидуальных особенностей человека (например, возраст, социальные связи, интеллект, способность к сублимации).
Первый этап - начало формирования зависимости – происходит всегда на эмоциональном уровне. На фоне воздействия предмета или объекта зависимости (прием вещества, изменяющего психическое состояние; переживание в связи с ситуацией риска в азартной игре; чувство необычного волнения при знакомстве с какой либо коллекцией) и фиксации в сознании этой связи, возникает переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма, риска. У человека, испытавшего подобные эмоции, появляется понимание того, что, оказывается, существуют доступные способы достаточно быстро и без особых усилий изменить свое психическое состояние.
Второй этап характеризуется формированием четкой последовательности использования средств изменяющих психическое состояние. Устанавливается определенная частота реализации зависимого поведения, которая обусловлена многими факторами: особенностью личности до возникновения зависимости; предшествующими установками; воспитанием; культурным уровнем; окружающей социальной средой; значимыми событиями в жизни; изменениями привычного стереотипа и др. Постепенно формируется ритм зависимости, связанный с жизненными затруднениями, переносимостью стрессов. По мере того, как учащается использование средств изменяющих психическое состояние, межличностные отношения постепенно отступают на второй план. В последующем провоцировать использование таких средств начинают любые события, вызывающие душевное беспокойство, тревогу, чувство психологического дискомфорта.
На третьем этапе ритм использования этих средств становится обычным типом реагирования, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни», «составной частью личности». Эти люди становятся невосприимчивыми к критике, не поддаются разубеждению. Их умозаключения подчинены эмоциональному состоянию и направлены на вытеснение из сознания реальной ситуации, на блокирование возможности критического отношения к себе. Желание искусственного изменения своего психического состояния становится настолько интенсивным, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое-либо значение.
Четвертый этап — полное формирование зависимого поведения. Происходит полное погружение в процесс зависимости, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Зависимый «разрушает» свой внутренний мир, остается только внешняя оболочка. Использование средств изменяющих психическое состояние уже не приносит прежнего удовлетворения, контакты с людьми крайне затруднены не только на глубинно-психологическом, но и на социальном уровне. Теряется даже способность взаимодействовать с другими людьми. На этой стадии доверие к зависимым уже потеряно, их начинают воспринимать как лиц, с которым нельзя продолжать отношения.
Пятый этап носит уже характер окончательного крушения личности. Зависимое поведение разрушает и его психику, и биологические процессы. Очень тяжелые последствия развиваются у лиц с наркотической зависимостью: интоксикация поражает органы и системы в целом, вызывает истощение всех жизненно важных ресурсов. На этом этапе использование средств изменяющих психическое состояние уже не приносит прежнего удовлетворения и не происходит желаемого изменения настроения. Страдающего зависимостью в целом отличает апатия и подавленность. Прежнее «Я» разрушено, восстановить его невозможно, с такими людьми практически не удается наладить эмоциональный контакт. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения, что в значительной мере затрудняет оказание помощи или делает ее невозможной.
На сформировавшуюся зависимость указывают наличие следующих признаков:
- отрицание событий и действий, которые окружающие расценивают как результат зависимого поведения;
- распад прежних отношений и связей, смена значимого окружения;
- враждебное отношение и непонимание со стороны значимых для зависимого человека людей;
- раздражительность, когда окружающие критикуют его поведение;
- чувство вины или беспокойства относительно собственной зависимости;
- безуспешные попытки сокращать зависимое поведение.
-
Формы зависимого поведения
Основные формы зависимого поведения представлены в таблице.
Формы зависимости | Примеры |
Химические | Алкоголизм Наркомании Токсикомании |
Биохимические | Анорексия Булимия |
Нехимические | Гэмблинг (страсть к азартным играм) Аддикция отношений Работоголизм (трудоголизм) Транжирство Ургентные аддикции (состояние постоянной нехватки времени) Интернет-аддикции Клептомания (мелкое воровство) |
Под химической зависимостью (син. лекарственная, наркотическая) понимают зависимость от употребления любых психоактивных и наркотических веществ (табак, алкоголь, кокаин, производные конопли, опиаты и другие). Специфической ее особенностью является наличие тесной связи между клиническими и психосоциальными аспектами. Это значит, что поведение, связанное с употреблением наркотиков, следует одновременно рассматривать и как комплекс социально-психологических проблем, и как следствие прогрессирующих физико-химических изменений в организме. На определенном этапе формирования зависимости химические процессы в организме начинают играть ведущую роль в поддержании зависимого поведения.
Длительное и систематическое употребление химических веществ приводит к развитию таких заболеваний как наркомания, алкоголизм, токсикомания, при которых наблюдаются психические и соматические расстройства, требующие специфического лечения, а так же возникают социальные конфликты.