Файл: Пао Сбербанк на примере кредитных карт.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 1.3 Этапы анализа качества продукции
Важным показателем деятельности организации является качество продукции. Российский подход к системе качества определяется наличием двух факторов:
- постоянно растут требования заказчиков к качеству продукции;
- крайне медленно происходит переоснащение предприятий современной техникой.
Под качеством продукции понимают совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением [22].
Качество продукции – один из главных факторов, способствующих росту реализации продукции и определяющих конкурентоспособность выпускаемой продукции организации, но повышение качества продукции требует, как правило, дополнительных затрат, что ведет к увеличению себестоимости продукции [23].
Показатели качества продукции подразделяются на
- обобщенные;
- индивидуальные;
- косвенные.
Таблица 1
– Показатели качества продукции
Показатели
Характеристика
Обобщенные удельный вес новой продукции в общем ее выпуске; объем и удельный вес сертифицированной и не сертифицированной продукции; удельный вес продукции высшей категории качества; редний коэффициент сортности; удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам, и др.
Индивидуальные полезность; надежность; эстетичность изделия и др.
Косвенные штрафы за некачественную продукцию; объем и удельный вес забракованной продукции; удельный вес рекламационной продукции; потери от брака и др.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме

13
производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. Долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с планом, а для изучения динамики качества – с данными прошлых лет [24].
Средний коэффициент сортности можно определить как:

отношение количества продукции первого сорта к общему количеству;

отношение стоимости всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта.
Чтобы проанализировать влияние изменения качества на объем выпуска и реализации, необходимо определить:

коэффициент сортности по плану и по факту, найти отклонение, дать оценку изменения качества;

по средней арифметической взвешенной рассчитать среднюю цену по плану и по факту, определить отклонение, дать оценку;

рассчитать количественное влияние изменения качества на изменение стоимости реализации. Для этого необходимо отклонение по средневзвешенной цене умножить на фактический объем выпуска [25].
Система качества призвана обеспечивать управление на всех стадиях.
Участие всего коллектива работников в достижении качества конечной продукции, взаимосвязь деятельности по повышению качества и снижению затрат, обязательность выявления дефектов в устранении вызвавших их причин. Все это необходимо для получения качественного результата в работе организации [26].

1.4 Анализ конкурентоспособности продукции
Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соответствия

14
конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам [27].
Таблица 2 – Параметры оценки качества конкурентоспособности продукции
Параметры
Характеристика техническим свойства товара, область его применения и назначений эстетическим внешний вид товара эргономическим соответствие товара свойствам человеческого организма нормативным соответствие товара действующим нормам и стандартам экономическим уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности
Товар может стать конкурентоспособным, то есть занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физически, технически, эксплуатационно, эстетически, по цене [28]. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.

15
Различают несколько составляющих качества товара. Классификация составляющих качества товара приводится на рисунке 1.
Рисунок 1 – Составляющие качества товара
Качество – это расчетная способность марочного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру.
Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям [29].
Для оценки конкурентоспособности продукции необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.
Единичные показатели (g) отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Р
100
), принимаемого за 100 %:
(1).


16
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (g i
) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (a i
), определенных экспертным путем:
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (G
т
) к групповому показателю по экономическим параметрам (G
Э
): I=G
T
/G
Э
Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1, то оно превосходит изделие – образец или изделие конкурента по споим параметрам [30].
Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долю рынка, контролируемую данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше – низкой.
Важное направление повышения конкурентоспособности продукции – совершенствование организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.
Выявляемые при оценке конкурентоспособности отклонения (в отрицательную сторону) от товаров – конкурентов побуждают изготовителя
(продавца) осуществлять корректирующие действия, то есть воздействовать на факторы с целью улучшения значения критериев.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с

17
действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных – уровень цены и качество продукции.
Конкуренция, хотя и с различными интерпретациями, но определяется как соперничество экономических субъектов, поэтому конкуренция–это механизм конкуренции, борьба за правильные рыночные структуры для поиска покупателя и за возможность продать свой товар на самых выгодных условиях и, следовательно, для максимизации прибыли. Присутствие конкурента на рынке создает элемент конкуренции: продавцы борются за право лучше удовлетворять потребности покупателя, чтобы сделать его своим постоянным покупателем. Эта конкуренция:
- оживляет рынок;
- заставляет предприятие и поставщиков ресурсов должным образом удовлетворять желания потребителей;
- заставляет при вступлении в ту или иную отрасль новых фирм расширять производство и снижать цены на продукцию до уровня, соответствующего себестоимости продукции;
- принуждение фирмы к переходу на наиболее эффективные методы производства;
- обеспечивает среду, способствующую техническому и социальному прогрессу.
Современная теория конкуренции имеет множество концепций, методов, моделей и инструментов для оценки повышения конкурентоспособности предприятия. Это связано с их несоответствием специфике конкурентной среды и отсутствием навыков у отдельных менеджеров. Разработка механизмов и инструментов повышения конкурентоспособности промышленности с учетом особенностей современной бизнес-среды, глобализации экономики и ужесточения международной конкуренции, позволяющей развивать такие экономические категории, как конкурентный потенциал. Конкурентный потенциал современного предприятия отражает наличие его способности формировать


18
долгосрочные конкурентные преимущества. Конкурентный потенциал, с одной стороны, обеспечивает эффективную реализацию конкурентной стратегии, способствует сохранению или увеличению доли рынка и, таким образом, обеспечивает конкурентоспособность компании, а с другой – создает условия для развития и улучшения конкурентной позиции компании и влияют на устойчивое конкурентное преимущество.
Устойчивое конкурентное преимущество предприятия предполагает его присутствие в стратегической перспективе. Ресурсные конкурентные преимущества основаны на особенностях и возможностях компании по привлечению ресурсов на более выгодных условиях; установить устойчивые и стабильные долгосрочные отношения с поставщиками ресурсов.
Конкурентные преимущества продуктового магазина оцениваются при выходе на рынок продукта. Наличие стабильных, уникальных характеристик продукта позволяет компании оптимизировать соотношение: цена / качество
- затраты. Конкурентное преимущество менеджмента, выражающееся в наличии уникальных характеристик менеджмента компании, определяет эффективность системы управления и является доминирующим в обеспечении общей конкурентоспособности предприятия.
Существует несколько способов повышения качества и конкурентоспособности предприятия: последовательное использование инноваций.
Таким образом, можно выделить следующие способы повышения конкурентоспособности: поиск новых, более совершенных форм промышленных товаров; вывод качества, соответствующего государственным и международным стандартам; продажа товаров в тех сегментах рынка, где предъявляются самые высокие требования к качеству и обслуживанию; используется только высококачественное сырье; повысить материальную заинтересованность работников и улучшить условия труда; проведение маркетинговых исследований с целью определения потребностей клиентов.

19 2
Анализ качества и конкурентоспособности продукции в
ПАО «Сбербанк»
2.1 Краткая характеристика и анализ основных экономических показателей ПАО «Сбербанк»
Публичное акционерное общество «Сбербанк России» (ПАО
«Сбербанк») был основан в 1841 году и с этого времени осуществлял операции в различных юридических формах. Банк зарегистрирован и имеет юридический адрес на территории Российской Федерации. Сбербанк имеет
12 территориальных банков и более 16 тысяч отделений по всей стране, в 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов.
Основным акционером Банка является Центральный банк Российской
Федерации («Банк России»), которому по состоянию на 31 марта 2017 года принадлежит 52,3 % обыкновенных акций Банка. Банк работает на основании генеральной банковской лицензии, выданной Банком России, с 1991 года.
Банк также имеет лицензии, необходимые для хранения и осуществления торговых операций с ценными бумагами, а также проведения прочих операций с ценными бумагами, включая брокерскую, дилерскую деятельность, функции депозитария. Деятельность Банка регулируется и контролируется Банком России, который является единым регулятором банковской, страховой деятельности и финансовых рынков в Российской
Федерации [33].
Среди клиентов Сбербанка – более 1 млн предприятий (из 4,5 млн зарегистрированных юридических лиц в России). Банк обслуживает все группы корпоративных клиентов, причем на долю малых и средних компаний приходится более 35 % корпоративного кредитного портфеля банка. Оставшаяся часть – это кредитование крупных и крупнейших корпоративных клиентов.


20
С помощью горизонтального анализа изучим изменение итоговых показателей баланса ПАО Сбербанк во времени. Проследим изменения, произошедшие за предыдущий и предшествующий годы.
В таблице 3 на основе бухгалтерской отчетности, представленной в приложении, проведен горизонтальный анализ активов ПАО Сбербанка.
Таблица 3 – Горизонтальный анализ активов ПАО Сбербанк
Актив
Значения показателей
Горизонтальный анализ
01.01.2017 г.
01.01.2016 г.
Абсолютное изменение
Относительное изменение, %
Активы, всего
21 721 078 483 22 706 916 093
-985 837 610
-4,54 %
Денежные средства
614 848 983 732 789 740
-117 940 757
-19,18 %
Средства кредитных организаций в
Центральном банке
РФ
967 161 874 586 685 384 380 476 490 39,34 %
Обязательные резервы
154 713 883 118 363 174 36 350 709 23,49 %
Средства в кредитных организациях
347 942 780 355 984 910
-8 042 130
-2,31 %
Финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток
141 343 233 405 977 877
-264 634 644
-187,23 %
Чистая ссудная задолженность
16 221 622 141 16 869 803 465
-648 181 324
-3, 99 %
Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии
2 269 613 004 2 316 356 734
-46 743 730
-2, 06 %
Инвестиции в дочерние и зависимые организации
691 905 668 536 732 037 155 173 631 22, 43 %
Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения
455 961 164 436 472 311 19 488 853 4,27 %
Требования по текущему налогу на прибыль
8 124 301 19 774 223
-11 649 922
-143, 39%

21
Продолжение таблицы 3
Отложенный налоговый актив
0 0
0 0
Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы
469 120 697 467 474 010 1 646 687 0,35%
Долгосрочные активы, предназначенные для продажи
8 076 804 9 880 712
-1 803 908 22,33%
Прочие активы
217 263 502 505 716 727
-288 453 225
-132,77%
Рассмотрев горизонтальный анализ активов ПАО Сбербанк, видно, что объем активов на 01.01.2017 г. снизился по сравнению с предыдущим периодом на 985 837 610 млн. руб. или на 4,54 %. Это связано со снижением объема денежных средств на 19,18 %, средств кредитных организаций на
2,31%, финансовых активов, оцениваемых по справедливой стоимости через прибыль или убыток на 187,23 %, чистых вложений в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи на 2,06 %.
При этом на 01.01.2017 г. по сравнению с 01.01.2016 г. увеличились средства кредитных организаций в Центральном банке на 39,34 %, обязательные резервы на 23,49 %, инвестиции в дочерние и зависимые организации на 22,43 %, а также долгосрочные активы, предназначенные для продажи увеличились на 22,33 %.
С помощью вертикального анализа рассмотрим структуру конечных данных бухгалтерского баланса в виде относительных величин, а также проанализируем изменение статей баланса по сравнению с предыдущими годами [35].
В таблице 4 на основе бухгалтерской отчетности, представленной в приложении, проведен вертикальный анализ активов ПАО Сбербанк.