Файл: Исследование конкурентоспособности предприятия на примере ооо Невельский морской торговый порт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 10 – Анализ количества судов морского порта «НМТП» с 2017 по 2019 годы

Типы судов

2017 год

2018 год

2019 год

Генеральные

523

402

347

Танкеры

121

86

38

Буксирные

21

16

12

Пассажирские

376

473

492

Рефрижераторные

799

736

693

Рыболовные

3223

3296

3114

Суда обеспечения

8

3

5

Яхты

16

29

37

Прочие

62

8

21

Всего

5149

5049

4759


За 2019 год в морском порту Невельск было проинспектировано в общей сложности 355 судов. О качестве инспектирования говорит факт улучшения общего технического состояния флота, отсутствие задержаний в иностранных портах и позитивного отношения судовладельцев к состоянию своих судов. Увеличение затрат на обслуживание судов, их технических средств приводит в целом к уменьшению потерь, связанных с простоем судов, к которым применяют такие меры, как задержания в портах за серьезные несоответствия требованиям.


2.3. Основные способы обеспечения конкурентоспособности предприятия с учетом экологического фактора (на примере ООО «Невельский морской торговый порт»)
В последние годы основные направления деятельности Невельского морского порта, ориентированные на повышение его конкурентоспособности, сосредоточены на экспорте сахалинского угля, промысловой индустрии и обеспечении пассажирского сообщения между островами. Несмотря на относительно невысокий уровень промышленной перевалки, порт обеспечивает интенсивное судоходство рыбопромыслового и пассажирского флотов. Усилия государства и частных инвесторов по модернизации и расширению портовой инфраструктуры способствуют развитию порта.

Сегодня российские морские порты, которые являются важнейшим элементом отрасли морского транспорта, до сих пор еще не достигли такого уровня конкурентоспособности, который позволил бы им одержать уверенную победу в борьбе за грузооборот с иностранными конкурентами.

В качестве основных факторов, снижающих их конкурентоспособность, выделяют следующие:

  • особенности географического положения портов (малые глубины, протяженные подходные каналы, ледовая обстановка, удаленность от основных направлений мировых морских перевозок);

  • несоответствие режима и процедур работы пунктов пропуска мировой практике;

  • параметры, заложенные при строительстве большинства российских портов, не соответствуют современным технологическим и логистическим принципам;

  • неразвитость логистической припортовой инфраструктуры и железнодорожных и автомобильных подходов к ним.

Повышение уровня конкурентоспособности Невельского морского порта и отечественных морских портов в целом наиболее эффективно можно реализовать посредством воздействия государства, следующим путем:

  • Усиления инновационной составляющей в развитии морских портов (способствует снижение пагубного воздействия на экологию), оснащение их новейшими техническими средствами, прогрессивными технологиями, современными электронными системами управления технологическими и информационными процессами, обновления служебно-вспомогательного флота.

Одним из наиболее эффективных направлений в области инноваций является активное внедрение логистических транспортно-технологических систем. Транспортная система России пока еще значительно отстает от передовых стран в области перевозки грузов укрупненными единицами по схеме «от двери до двери». Например, производственная мощность контейнерных терминалов в российских морских портах составляет лишь 30% от суммарной мощности перегрузочных комплексов для обработки генеральных, как правило,

подлежащих контейнеризации, грузов. Отсюда следует необходимость активного внедрения передовых технологий перевозки и перевалки в портах грузов укрупненными местами. Кроме того, актуальной задачей является обновления в портах подъемно-транспортного оборудования и повышение доли оборудования российского производства.

Особое место приобретут в дальнейшем такие механизмы, как создание технологических платформ и формирование региональных территориальных кластеров на базе морских портов.

Одним из направлений повышения конкурентоспособности, а главным образом, безопасности мореплавания в порту является строительство, обновление и «омоложение» судов служебно-вспомогательного флота, доведение среднего возраста судов до 15 лет.

  • Формирования инфраструктуры для обработки крупнотоннажных судов.

Увеличение диапазона обрабатываемых судов позволит грузовладельцам выбирать наиболее выгодные транспортно-логистические схемы доставки грузов, что повышает привлекательность порта с точки зрения снижения транзакционных издержек.

  • Организации портовых особых экономических зон (ПОЭЗ).

Налоговые льготы, применяемые в ПОЭЗ, способствуют привлечению инвестиций в развитие портовой инфраструктуры и внедрение передовой техники и прогрессивных технологий. А это, в свою очередь, является важным фактором привлечения к порту грузопотоков. К настоящему времени ПОЭЗ созданы только в двух российских портах - Мурманске и Советской Гавани. Необходимо распространить этот опыт и на другие порты, через которые проходят наиболее важные грузопотоки, имеющие стратегическое значение для экономики России.

  • Совершенствования тарифной политики.

Развивая портовую инфраструктуру, тем самым создаются привлекательные условия для захода судов в отечественные порты. Поддержание портовых сборов, тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги и иных, оказываемых в морском порту услуг на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность портов, способствует увеличению судозаходов в порты. Совершенствование тарифно-ценового регулирования на весь спектр услуг субъектов естественных монополий в морских портах должно базироваться на следующих принципах:

  • в настоящее время в морских портах государственное регулирование цен распространяется только на услуги, оказываемые в сферах деятельности субъектов естественных монополий;

  • полный переход от модели «издержки - плюс» (полное возмещение всех понесенных обоснованных затрат плюс обеспечение рентабельности) к модели определения предельного уровня цены («pricecaps») на длительный период;

  • раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности субъектов регулирования;

  • в ближайшем будущем - постепенный отказ от регулирования тарифов на погрузочно-разгрузочные работы, в связи с развитием конкуренции на рынках, а также на услуги по предоставлению причалов и хранению грузов в морских портах.

  • привлечения в отечественные порты рациональной доли отечественной грузовой базы, перегружаемой в портах сопредельных государств.


С целью обеспечения благоприятной окружающей среды, снижения распространения угольной пыли ООО «Невельский морской торговый порт» выполнены следующие мероприятия.

В соответствии с нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, специализированной организацией ООО «Региональный центр аудита и консалтинга» разработан проект санитарно-защитной зоны, в соответствии с которым деятельность предприятия соответствует требованиям действующего законодательства в области охраны атмосферного воздуха. Документ согласован ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Сахалинской области», получено экспертное заключение, получено положительное заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Сахалинской области от 20.11.2017 г.

ООО «Невельский морской торговый порт» разработана программа производственного контроля. В соответствии с программными мероприятиями, специализированной организацией ведется еженедельный мониторинг показателей вредных выбросов вблизи Невельского порта. По результатам исследований на территории жилой застройки установлено, что обнаруженные концентрации взвешенных веществ и оксида углерода в атмосферном воздухе ниже предельно допустимых концентрации. Обществом приобретено специальное оборудование, во время производственного процесса производятся мероприятия по пылеподавлению в зимнее и летнее время. В ближайшей точки от жилой застройки установлено пылеулавливающее ограждение.

Кроме того, с целью обеспечения благоприятной окружающей среды ООО «Невельский морской торговый порт» выполняется ряд мероприятий природоохранной деятельности по охране атмосферного воздуха:

- планирование и реализация мероприятий по изучению и соблюдению национального законодательства по охране атмосферного воздуха, в том числе требований действующих нормативных документов по охране озонового слоя атмосферы;

- оснащение производственных объектов установками и оборудованием для улавливания и обезвреживания пыли и вредных газообразных веществ, отходящих от технологических агрегатов и вентиляционных систем;

- обеспечение бесперебойной и эффективной работы газоочистных и пылеулавливающих установок;


-снижение токсичности выхлопных газов транспортных средств,

используемых для обеспечения производственных и хозяйственных потребностей предприятия;

- сокращение количества объектов предприятия (предметов и процессов), загрязняющих атмосферный воздух;

- внедрение прогрессивных технологических процессов, снижающих или исключающих выбросы вредных веществ в атмосферу;

- проведение мероприятий по борьбе с шумами, излучениями, электромагнитными колебаниями и другими вредными физическими воздействиями.

Силами предприятия за счет собственных средств проводится реконструкция Невельского порта с внедрением современных и «зеленых» грузоперевалочных технологий.

Обществом приобретено специальное оборудование, во время производственного процесса производятся мероприятия по пылеподавлению в зимнее и летнее время.

В конце ноября 2018 года, на территории порта установлена автомойка для грузового автотранспорта, в целях минимизации выноса угольной грязи на городские дороги. Введены ограничения по осуществлению наиболее «пыльных» работ в порту при западном ветре. Закуплены и установлены пологи, для накрытия грузового автотранспорта при перевозке угля. С целью снижения распространения угольной пыли с территории площадки погрузки в Невельском морском торговом порту в феврале 2019 года произведено снижение угольных штабелей.

Предприятием ежедневно на постоянной основе производится орошение складских территорий, штабелей, а также близлежащих автомобильных дорог.

В сентябре 2019 года установлены пылезащитные экраны общей площадью 2800 кв.м со стороны территории ООО «Невельский морской торговый порт».

В соответствии со стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 24.12.2019 года № 618 планируются мероприятия по развитию инфраструктуры морского порта Невельск. Кроме того, в рамках мероприятий приоритетного инвестиционного проекта "Развитие добычи угля на Сахалине", предполагаемого к реализации в рамках Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области до 2035 года предполагается сооружение крытого угольного терминала в порту Невельск (20000 кв. м, 30 м высота), объем финансирования составляет 300 млн. руб.. Ожидаемый результат- увеличение производственных мощностей порта Невельск до 3 млн. т сыпучих грузов в год. Решение экологических проблем (угольная пыль, смывы и т.п.). Возможность масштабирования (уникальный опыт для Российской Федерации)