Файл: Исследование конкурентоспособности предприятия на примере ооо Невельский морской торговый порт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Различия в трактовках категории «конкурентоспособность» обусловлены особенностями ее экономической сущности.

Сравнительный анализ определений понятия «конкурентоспособность предприятия» позволяет сделать ряд выводов.

1. Всю совокупность определений, представленных в таблице 1 представленной выше можно поделить на три группы:

- характеризующую внутреннюю и внешнюю деятельности фирмы, без упоминания товара;

- базирующуюся только на товарной составляющей конкурентоспособности;

- сочетающую товар и производственную деятельность субъекта.

Ключевые элементы конкурентоспособности на уровне предприятия – это «товар», «рынок». За редким исключением без оценки позиции товара на рынке нельзя вести речь о конкурентоспособности его производителя. Исключение составляют случаи, когда товары конкурирующих предприятий по цене и качеству абсолютно одинаковы, что встречается крайне редко. На рынке также результат деятельности фирмы – это его товар или услуга, конкурентоспособность которого оценивает рынок. За конкурентоспособным товаром на рынке может стоять «распадающееся» предприятие, и наоборот. Однозначно можно сказать, если предприятие идет на спад, то в будущем у него вряд ли будут конкурентоспособные товары. Это утверждение больше относится к производителям наукоемкой, высокотехнологичной, технически сложной продукции [36].

2. Конкуренция – это состязание фирм на конкретных сегментах рынка за ограниченный объем платежеспособного спроса, следовательно, должны быть победители состязания. Конкурентоспособность сравнительная категория, то есть должен применяться математический аппарат оценки и ранжирования сравниваемых объектов. Кто-то должен быть лучше, кто-то хуже, то есть победитель должен превосходить соперников.

3. Известные определения однозначно не устанавливают состав смыслообразующих элементов термина «конкурентоспособность предприятия», что препятствует выработке метода измерения ее уровня. Известно, что нельзя измерить, тем нельзя управлять. Конкурентоспособность – явление динамичное, она должна оцениваться по состоянию на конкретный момент времени и независимо от конкурентов, то есть индивидуально. На эти обстоятельства в известных определениях не обращено достаточного внимания.

4. Большинство определений конкурентоспособности предприятий ориентированы на оценку на текущий момент
, по фактическим данным, тогда как для управленческих целей важнее ориентация на будущее, учет потенциала роста

5. Приведенные определения не ориентированы на решение управленческих задач. Менеджеров, прежде всего, интересует проблема управления уровнем конкурентоспособности предприятия. Сравнивая результаты оценки конкурентов по одной и той же методике, можно их ранжировать по конкурентоспособности, проследить динамику уровня конкурентоспособности исследуемых объектов. Измерение конкурентоспособности предприятий создает возможность моделировать ее уровень, выработать обоснованные управленческие решения. Уровень конкурентоспособности предприятия управляем и осуществляется целенаправленным воздействием на показатели как товара, так и самого предприятия [2].

6. В известных определениях не указывается временной фактор конкурентоспособности. Конкуренция на рынке – процесс непрерывный, поэтому «победитель» в конкурентной борьбе определяется на конкретный момент времени. При этом на каждый момент времени может быть составлен ранг конкурентоспособности предприятий, и он динамичен.

7. Конкурентоспособность предприятия должна устанавливаться на определенном рынке. Предприятие, во-первых, не может одновременно присутствовать на всех рынках, во-вторых, оно может быть конкурентоспособным на одних и неконкурентоспособным на других рынках, где присутствует. Даже на одном и том же рынке, на различных сегментах конкурентные позиции предприятия могут существенно различаться [19].

8. Конкурентоспособность предприятия целесообразно оценить по отношению к конкретному товару. Не исключается, что у одного и того же производителя могут быть одни товары конкурентоспособны, а другие – нет, следовательно, предприятие конкурентоспособно по одним товарам, неконкурентоспособно по другим. Для фирм, производящих широкую номенклатуру продукции, правильнее было бы вести речь о конкурентоспособности по конкретному товару на выбранном сегменте рынка.

9. Конкурентоспособность должна быть достигнута без ущерба окружающим [18].

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что конкурентоспособность предприятия – категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся с течением времени.

Конкурентоспособность предприятия – способность прибыльно производить и реализовывать товарную продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у других рыночных контрагентов в своей рыночной нише.

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение не только его сильных и слабых сторон, но также и тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию.



Фактор – это основной ресурс, как на уровне производственной деятельности предприятия, так и в экономике в целом; фактор – это движущая сила экономических, производственных процессов, оказывающих влияние на результат производственной, экономической деятельности.

Факторы конкурентоспособности – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия.

Факторы могут как повышать, так и понижать конкурентоспособность предприятия. Факторы - это то, что облегчает трансформацию возможностей в реальность. Факторы определяют способы и способы использования резервов конкурентоспособности. Следует отметить, что наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они используются.

Конкурентоспособность предприятия состоит из следующих факторов:

1) ресурс - стоимость ресурсов на единицу готовой продукции. Само предприятие способно контролировать увеличение производительности труда, общей эффективности производства и, следовательно, ресурсного фактора для повышения конкурентоспособности;

2) уровень цен - уровень и динамика цен для всех используемых ресурсов и готовой продукции. Этот фактор менее контролируется предприятием, поскольку уровень цен в стране во многом зависит от экономической политики государства;

3) «фактор окружающей среды» - входят такие составляющие, как надежность банковской системы, уровень инфляции, банковский процент, валютный курс, внешнеторговый тариф и другие, непосредственно влияющие на конкурентоспособность предприятия.

Основываясь на этой классификации факторов конкурентоспособности предприятия, предприятие не может контролировать все факторы конкурентоспособности, и поэтому активное вмешательство государства в экономические процессы как активного гаранта прав и обязанностей становится более важным.

Основными группами факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности предприятия представлены в таблице 2

Таблица 2 Классификация факторов конкурентоспособности


Группы факторов

Основные характеристики группы

технико-технологическая группа

включает факторы, характеризующие производственное оборудование, предметы труда, состав и технологию выполняемых работ. Эта группа факторов является во многом определяющей, поскольку состояние и качество средств и предметов труда, степень их использования, уровень механизации и автоматизации производства, совершенство применяемых технологий напрямую влияют на операционную эффективность деятельности предприятия

организационно-управленческая группа

содержит факторы, приводящие в действие технико-технологическую подсистему благодаря организации производства и труда, подбору персонала, внедрению прогрессивной системы оплаты труда;

финансово-экономическая

концентрирует в себе факторы функционирования предприятия с позиций эффективного распоряжения ресурсами, доходности и финансовой устойчивости;

социально-психологическая группа факторов

охватывает персонал предприятия, его организационную культуру, ценности, потребности и интересы работников. Необходимо поддерживать здоровый морально-психологический климат в коллективе, т. е. создавать нормальные условия труда и отдыха для развития потребностей в самовыражении и самоактуализации;

природно-географическая группа факторов

существенно определяя ресурсный потенциал хозяйствующего субъекта либо масштабы его дефицитности, факторы данной группы заставляют предприятие соответствующим образом выстраивать свою логистическую структуру, постоянно совершенствовать технологию производства, оптимизировать транспортные схемы перевозок, снижать энергоемкость производства и т. д.;

экологическая группа факторов

состоит из целого комплекса сложных технических и организационных задач, обусловленных необходимостью повышения качества воды, воздуха, земли и т. п., без успешного решения которых невозможно рассчитывать на высокий статус конкурентоспособности;

отраслевая группа факторов

отражает внешние условия функционирования хозяйствующего субъекта, которые определяются потребностью в отраслевом товаре и его эксклюзивностью, наличием доступа к качественному сырью, конкурентоспособностью поставщиков, общим уровнем отраслевой концентрации, специализации и кооперирования, качеством информационной базы управления в отрасли, системой подготовки и повышения квалификации кадров, внедрением радикальных новшеств, долей экспорта наукоемкой продукции и т. д. Эти факторы служат базовой платформой деятельности хозяйствующих субъектов, предопределяя направления совершенствования техники, технологии, организации и управления производством на каждом предприятии;

рыночная группа факторов

факторы данной группы включают открытость доступа к рынку ресурсов и новых технологий, уникальность свойств выпускаемых товаров, отлаженность каналов распределения производимой продукции и эффективность системы стимулирования ее сбыта, разнообразие сервисных схем послепродажного обслуживания.

нормативно-правовая

отражает требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты) [43].


На деятельность любого предприятия влияют как факторы, возникающие при закрытом контакте субъекта экономики, так и задача управления, а также факторы, которые возникают, когда предприятие открыто взаимодействует с внешней средой при решении одной и той же проблемы.

Весь комплекс факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему делится на внешние и внутренние.

Внутренние факторы являются объективными критериями, которые определяют способность предприятия обеспечивать свою конкурентоспособность. Внутренние факторы включают:

1) потенциал маркетинговых услуг;

2) научно-технический потенциал;

3) производственный и технологический потенциал;

4) финансово-экономический потенциал;

5) потенциал персонала (структура, профессионально квалифицированный персонал);

6) эффективность рекламы и рекламных инструментов;

7) уровень материально-технической поддержки;

8) условия хранения, транспортировки, упаковки продуктов;

9) уровень погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями;

10) подготовка и развитие производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;

11) эффективность контроля производства, испытаний, обследований;

12) уровень обслуживания в послепродажный период;

13) уровень обслуживания и гарантийное обслуживание.

Внешние факторы - социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создавать продукты, которые более привлекательны для ценовых и неценовых характеристик.

Под внешними факторами следует понимать:

1) меры государственного влияния: экономический характер (амортизация, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда); Административные (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей);

2) основные характеристики самого рынка деятельности этого предприятия (его тип и мощность, доступность и возможности конкурентов);

3) деятельность общественных и негосударственных учреждений;

4) деятельность политических партий, движений, блоков, которые определяют социально-экономическую ситуацию в стране.

Изучив факторы внутренней и внешней среды, можно сказать, что конкурентоспособность предприятия представляет собой сочетание, с одной стороны, характеристик самого предприятия (внутренних факторов), а с другой - внешних факторов по отношению к нему.