Файл: Исследование конкурентоспособности предприятия на примере ооо Невельский морской торговый порт.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретико-методические аспекты конкурентоспособности предприятий……………………………………………………………………6
1.1 Понятие, сущность, факторы конкурентоспособности предприятий……………………………………………………………………6
1.2. Основные методы оценки конкурентоспособности предприятий…………………………………………………………………21
1.3. Экологический фактор конкурентоспособности современных предприятий…………………………………………………………………28
2. Исследование конкурентоспособности предприятия (на примере ООО «Невельский морской торговый порт»)……………………………………46
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Невельский морской торговый порт» ……………………………………46
2.2. Анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Невельский морской торговый порт» ………………………………………………………………53
2.3 Основные способы обеспечения конкурентоспособности предприятия с учетом экологического фактора (на примере ООО «Невельский морской торговый порт») ………………………………………………………………62
Заключение……………………………………………………………………72
Список используемой литературы…………………………………………77
Введение
Актуальность темы исследования. Повышение конкурентоспособности предприятий необходимо для их успешного функционирования в условиях рыночной экономики и предполагает постоянный анализ ряда влияющих факторов с целью поиска путей ее повышения в тактической и стратегической перспективе.
В условиях качественных изменений в мировой экономике, вызванных обострением конкурентной борьбы на всех ее уровнях, интенсивное развитие, модернизация и эффективное управление предприятием становится залогом высокой конкурентоспособности страны. Положение государства в мировой хозяйственной системе во многом определяется рыночными позициями его производителей. В этой связи особую значимость приобретают вопросы обеспечения конкурентоспособности российских предпринимательских структур. Возрастающая интеграция экономики России в крупные международные экономические системы и повышение степени открытости российской экономики способствуют усилению влияния общепринятых в мире стандартов на деятельность российских предприятий.
Необходимым условием успешного функционирования предприятий в условиях роста конкуренции является их способность производить качественную продукцию. Это достигается повышением качества персонала, совершенствованием техники и технологии производства, что невозможно без соблюдения международных стандартов качества менеджмента, охраны труда персонала и охраны окружающей среды.
Учитывая существующие тенденции к повышению прозрачности экологических аспектов деятельности и включению экологической информации в стандарт публичной отчетности предприятий, важность экологического фактора в обеспечении конкурентоспособности существенно возрастает, а формирование в рамках предпринимательских структур экологически чистых производств все больше влияет на повышение их конкурентоспособности.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных различным аспектам управления конкурентоспособностью предприятий, незначительное внимание уделяется проблемам обеспечения конкурентоспособности на основе экологического фактора как одного из новых направлений ведения конкурентной борьбы.
В современных условиях хозяйствования при возрастании экологических требований и нормативов к экономическим субъектам обеспечение конкурентоспособности предприятий на основе экологического фактора является одной из наиболее актуальных задач.
Целью курсовой работы является исследование влияния экологического фактора на обеспечение конкурентоспособности современных предприятий.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- дать характеристику понятию «Конкурентоспособность предприятия»;
- определить факторы, влияющие на обеспечение конкурентоспособности современных предприятий;
- выявить основные методы обеспечения конкурентоспособности предприятий;
- проанализировать значение и место экологического фактора в системе факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий;
- проанализировать и дать оценку конкурентоспособности предприятия с учетом экологического фактора (на примере ООО «Невельский морской торговый порт»);
- определить способы обеспечения конкурентоспособности исследуемого предприятия с учетом экологического фактора.
В качестве объекта исследования выбрано предприятие ООО «Невельский морской торговый порт».
Предметом исследования в данной работе является система организационно- экономических и управленческих решений для обеспечения конкурентоспособности предприятия с учетом экологического фактора.
В ходе написания курсовой работы были использованы такие методы, как анализ научной и методической литературы, анализ документов, описания и объяснения полученных результатов, метод сравнений, метод обобщений, общелогический метод и др.
Источниками информационной базы для написания курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов, публикации в периодических изданиях, законодательные и нормативные акты РФ, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Интернет-ресурсы.
Для проведения аналитических исследований использовались данные финансовой и бухгалтерской отчетности предприятия.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретико-методические аспекты конкурентоспособности предприятий
1.1 Понятие, сущность, факторы конкурентоспособности предприятий
Перспективы развития и повышения конкурентоспособности российской экономики во многом связаны с эффективностью функционирования ее хозяйствующих субъектов. Вопросам обеспечения конкурентоспособности уделяется достаточно много внимания в мировой и отечественной экономической литературе. В условиях развития экономических отношений решение проблемы обеспечения конкурентоспособности российских предприятий становится одной из основополагающих задач современной России.
Конкуренция является одним из главных механизмов функционирования и развития рыночной экономики, ее неотъемлемой частью и необходимым условием существования самой рыночной среды.
Под конкуренцией (от латинского «concurrentia» - «столкновение», «состязание») понимается соперничество на каком – либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения хозяйственной организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей.
Конкурентоспособность в широком смысле слова – это оценочная категория, которая характеризует возможность оцениваемого объекта успешно конкурировать и относится как к конкурентоспособности государства, так и компании, продукта или цены на этот продукт. В зависимости от выбранного уровня будут меняться базовые концепции, методы оценки и способы ее достижения
Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков.
По М. Портеру, конкурентоспособность можно обеспечить двумя способами:
- добиться лидерства в издержках;
- через дифференциацию товара [30].
Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Дифференциация – это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
Конкурентоспособность предприятия – это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
В экономической литературе еще не существует единого определения конкурентоспособности, которое могло бы всесторонне отразить ее сущность как экономической категории. Не разработано универсальных методик, применимых к оценке конкурентоспособности различных экономических объектов и субъектов.
Некоторые авторы рассматривают категорию «конкурентоспособность предприятия» как величину постоянную, но она, как и множество других экономических категорий, не является таковой: в определенный период времени предприятие может быть конкурентоспособным, а в следующий период – не конкурентоспособным.
Наиболее системно понятие конкурентоспособности трактуется И. М. Лифиц: «Конкурентоспособность – уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам-конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемый по таким параметрам, как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта и т.п.»[19].
На сегодняшний день даны различные определения конкурентоспособности (табл. 1)
Таблица 1 Ретроспективный анализ понятия «конкурентоспособность»
Автор | Определение конкурентоспособности |
1 | 2 |
М. Портер | Свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений [29]. |
М. Гельвановский | Обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования [12]. |
П. Завьялов | Концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны, которые реализуются в товарах и услугах, успешно противостоящим конкурирующим аналогам, как на внутреннем, так и на внешнем рынке [14]. |
В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева | Способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг [41]. |
Н. С. Яшин | Включает совокупность, с одной стороны, характеристик самой организации, определяющуюся уровнем использования научно-технического, производственного, кадрового потенциала, а также потенциала маркетинговых служб, а с другой стороны – внешних социально-экономических и организационных факторов, позволяющих организации создавать более привлекательную по ценовым и неценовым характеристикам продукцию по сравнению с конкурентами. Главный критерий эффективности деятельности организации [46]. |
Р. А. Фатхутдинов | Свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представ ленными на данном рынке. Определяет способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [37]. |
Конкурентоспособность предприятия | |
Блинов А. О., Захаров В. Я. | Под конкурентоспособностью предприятия мы понимаем способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей. |
Селезнев А. | Конкурентоспособность – это обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику |
Конно Т. | Конкурентоспособность предприятия – совокупность характеристик, включающих захваченную предприятием долю рынка, способность предприятия к производству, сбыту и развитию, способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели |
Фигурнов Э. Б., Донец Ю. Ю. | Конкурентоспособность предприятия – эффективность использования его производственного потенциала (способность наращивать конкурентоспособность изготавливаемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента) |
Калашникова Л. М. | Конкурентоспособность предприятия – комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы |
Маракулин М. В | Конкурентоспособность компании – способность компании работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся конкурентных преимуществ, как минимум, в неизменном виде (лучше– с положительной динамикой) |
Старовойтов М. К., Фомин Б. Ф. | Конкурентоспособность – «уровень предприятия» – является общей мерой интереса и доверия к услугам предприятия на фондовом, финансовом и трудовом рынках. В числе главных определяющих факторов этой меры выступают стоимость предприятия, техническая оснащенность рабочих мест, реализуемая концепция управления, управленческие технологии, организационная система, человеческий капитал, стратегический маркетинг, техническая, инвестиционная и инновационная политики |
Светуньков С. Г. | Конкурентоспособность – это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов |
Дементьева А. В. | Конкурентоспособность предприятия – это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках |
Миронов М. Г | Конкурентоспособность предприятия – способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише |
Донцова Л. В. | Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. |
Сергеев И. В. | Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал |
Фасхиев Х. А. | Под конкурентоспособностью предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, то есть товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей |
Ермолов М. О. | Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, отражающая отличие процесса развития данного производителя от производителя конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности |
Зайцев Н. Л. | Конкурентоспособность предприятия – это его возможность производить на действующих производственных мощностях в соответствии запланированными технико-экономическими параметрами, обеспечивающими конкурентоспособность продукции |
Иванова Е. А. | Конкурентоспособность предприятия – это необходимое условие обеспечения производства конкурентоспособной продукции, что является в современных условиях важным направлением деятельности предприятия, ориентированного на завоевание как внутреннего, так и внешнего рынка путем создания продукции, отвечающей требованиям потребителей и мировым стандартам в конкретных сегментах рынка в определенный период времени |