ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Био-библиографическая справка о жизнетворчестве Л.И. Божович
БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА.
БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА.
Лидия Ильинична Божович родилась в 1908 г. в Курске. В конце 1920-х гг. она приехала поступать во 2-й Московский государственный университет, где на вступительных экзаменах встретилась со своей будущей коллегой Л.С. Славиной.
Во 2-м МГУ она познакомилась с Л.С. Выготским, который и предопределил направление ее научной деятельности. Будучи студенткой, она вместе со ставшими впоследствии выдающимися психологами А.В. Запорожцем, Р.Е. Левиной. Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной с непреходящим увлечением слушала лекции Выготского. Под руководством Л.С. Выготского она написала и защитила дипломную работу, посвященную подражанию.
После смерти Выготского в 1934 г. исследования в области педологии стали считаться предосудительными, и Божович как верную ученицу Выготского уволили из Института психологии, куда она смогла вернуться только в 1948 г.
Заслугой Божович является создание ею собственной оригинальной концепции личности, основанной на культурно-исторической концепции Выготского. Представления об активности, противопоставляемой реактивности, устойчивости и свободе личности составляли основу ее концепции личности.
В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович под личностью понимает «человека, достигшего определенного уровня психического развития». Этот уровень распознается ею как состояние, когда «в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Для того чтобы с полным правом называться личностью, по мнению Божович, человек должен иметь «собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды».
Необходимой характеристикой личности, по мнению Божович, является «активность», заключающаяся в «сознательном воздействии на окружающую действительность, изменении ее в своих целях; способности управлять своим поведением, деятельностью и своим психическим развитием»
Божович являлась не только крупным теоретиком, но и замечательным практиком: в течение 30 лет она руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии. Экспериментальные исследования, проводившиеся под ее руководством в этой лаборатории, применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков
₽
Помощь в репатриации в Израиль! Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.Центр репродуктологии МЕДИКА
Научные работы, выполненные сотрудниками лаборатории под руководством Божович, за 30 лет внесли огромный вклад в развитие как экспериментальной педологии, так и в развитие психологии в целом Так, эти работы были посвящены проблемам мотивации, проблемам обучения советских школьников; проблемам доминирования мотивов и направленности личности. Божович уделяла особенное внимание исследованию идеалов, высших чувств, произвольности, воли.
Несмотря на порицание со стороны большинства советских ученых всяческого новаторства, сотрудниками лаборатории изучалась проблематика самосознания, самооценки, аффекта неадекватности и эмпатии, конформизма и устойчивости личности, что соответствовало проблемам, занимающим умы прогрессивных европейских психологов того времени.
Тем не менее несмотря на всяческие репрессии, угрожавшие ей на протяжении всей жизни, Божович не пыталась встать на путь диссидентства. Она стремилась переделать советское общество в традициях европейского гуманизма. Так, совместно с Т.Е Коннико-вой Божович по-новому, с гуманистической точки зрения, пыталась взглянуть на проблемы пионерской организации, в частности на воспитание коллективизма. В их понимании коллективизм представлял собой альтруизм, доброту, сочувствие, сопереживание. Именно в это время сотрудниками лаборатории Божович было введено в лексикон отечественной психологии понятие «эмпатия». Сама же идея манипулирования ребенком во имя чего бы то ни было, пусть даже самых благородных идей, так часто и небезуспешно использовавшаяся пионерской организацией, коренным образом противоречила учению школы Божович
Позиция Божович в те тяжелые для советской психологии времена разделялась далеко не всеми. Сама идея экспериментального изучения личности расценивалась и воспринималась исключительно как подверженность буржуазным веяниям в науке, что, само собой разумеется, никоим образом не соответствовало идеологизированному учению советских психологов.
На протяжении всей жизни Лидия Ильинична Божович трудилась в насквозь идеологизированной обстановке, тем не менее ей удавалось изучать и включать в свои научные тексты запрещенные в то время идеи Фрейда, Роджерса, Хорни и других известных зарубежных психологов
Умерла Л.И. Божович в 1981 г Основным вкладом школы Божович в психологию является ее метод, так и не исчерпавший себя до сих пор, по использованию экспериментального пути, хорошо зарекомендовавшего себя на практике и разработке на его основе собственных теоретических идей: от практики к теории Причем практически каждое эмпирическое исследование, предпринятое кем-нибудь из школы Божович, приводило к созданию собственной теории личности.
Основные труды
• Возрастные закономерности формирования личности ребенка. Дис. … д-ра психол. наук. М., 1966.
• Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. (Переиздание: СПб., 2008).
• Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. М., 2001.
• Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) / подгот. к печати И. А. Корепанова // Культурно-историческая психология. 2006. № 1. C. 65—76; № 2. C. 121—135; № 3. C. 101—113.
• Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. № 2; № 3. C. 112—121; № 4. C. 113—120; 2008. № 1. C. 101—107. (соавтор Л. С. Славина).
Библиография
▫ Список основных научных работ Л. И. Божович / подгот. к публ. Е. Д. Божович // Формирование личности в онтогенезе. М., 1991. С. 142—152.
▫ Список основных научных работ Л. И. Божович // Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. М., 2001. С. 342—347.
Литература
◦ Божович Е. Д.
Проблемы развития речи и обучения языку в научном творчестве Л. И. Божович // Формирование личности в онтогенезе. М., 1991. С. 19—29.
◦ Чудновский В. Э. Вклад Л. И. Божович в развитие психологии воспитания // Формирование личности в онтогенезе. М., 1991. С. 9—19.
◦ Прихожан А. М., Толстых Н. Н. «Интересная психология»: Л.С. Выготский и Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1996. № 5.
◦ Чудновский В. Э. Концепция развития личности в трудах Л. И. Божович // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 3. С. 117—123.
◦ Гуткина Н. И. Лидия Ильинична Божович: биографический очерк // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 12—17.
◦ Гуткина Н. И. Л. И. Божович: вехи биографии и основные понятия концепции формирования личности // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 130—134.
◦ Фельдштейн Д. И. О Л. И. Божович — ученом и человеке // Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. М., 2001. С. 5—21.
◦ Божович Е. Д. Проблемы развития речи и обучения языку в научном творчестве Л. И. Божович // Культурно-историческая психология. 2006. № 3. C. 114—119.
◦ Гуткина Н. И. Лидия Ильинична Божович: биографический очерк // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. C. 12—17.
◦ Гуткина Н. И. Научная школа Лидии Ильиничны Божович: история и современность // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. C. 18—33.
◦ Чудновский В. Э. Лидия Ильинична Божович: основные вехи научного пути // Журнал практического психолога. 2008. № 5. С. 44—65.
◦ Лубовский Д. В. Понятие «внутренняя позиция личности» в работах Л. И. Божович: теоретические аспекты и современные исследования // Журнал практического психолога. 2008. № 5. C. 157—171.
◦ Чудновский В. Э. Л. И. Божович: человек, личность, ученый // Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008. С. 9—32.
Архивы
≡ Научный архив РАО. Ф. 25. Оп. л/д. Д. 2083 (1967); Д. 4187