Файл: Литература по теме развитие математических умений, раскрываются условия развития математических умений младших школьников посредством игровой деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Рисунок 2 – Игровой приём «Числовые домики» на страницах учебника М.И. Моро «Математика. 3 класс»
Широкое распространение в современных УМК по математике для 3го класса приобрёл и приём «Магический квадрат» (рисунок 3). Данный игровой приём так же нацелен на развитие устных вычислительных навыков и используется на этапе, когда приёмы уже сознательно освоены детьми. Предлагается квадрат, заполненный числами, с которыми совершив в определённой последовательности арифметические действия можно получить заданную сумму либо произведение.


Рисунок 3 – Игровой приём «Магический квадрат» на страницах учебника М.И. Моро «Математика. 3 класс»
Одним из традиционных является также приём «Числовых цепочек», позволяющий формировать навыки устных вычислений сложения, умножения, вычитания и деления, как по отдельности, так и комбинируя (рисунок 4). Обучающиеся выполняют вычисления последовательно относительно полученного результата. Важно отметить, что этот приём не имеет ничего общего с выражениями в несколько действий, в которых важную роль играет определение последовательности действий. В «цепочке» все действия выполняются в прямом порядке.


Рисунок 4 – Игровой приём «Числовая цепочка» на страницах учебника М.И. Моро «Математика. 3 класс»
Приём «Составь поезд» позволяет в игровой форме формировать навыки устных вычислений в пределах сотни, а также с круглыми числами (рисунок 5). Детям предлагается составить вагончики с примерами в определённой последовательности, либо подобрать вагоны с одинаковой суммой (произведением) и так далее10.


Рисунок 5 – Игровой приём «Составь поезд» на страницах учебника Г.В. Дорофеевой «Математика. 3 класс».
Игровой приём «арифметические ребусы» представляет собой числовые выражения, зашифрованные в виде знаков. Для того, чтобы обучающиеся смогли узнать значение каждого знака
, от них требуются ни только вычислительные навыки, но и знания относительно свойств сложения и умножения, а так же взаимосвязи результата и компонентов арифметических действий (рисунок 6)11.



Рисунок 6 – Игровой приём «Арифметический ребус» на страницах учебника М.И. Моро «Математика. 3 класс»
Данные игровые приёмы могут проводится как фронтально, так и индивидуально и в парах. Организуя параллельно работу в парах, помимо задач формирования навыков устного счёта решаются и такие задачи, как достижение личностных результатов обучающихся, в частности развитие навыков сотрудничества и коммуникативных умений. Игровые приёмы формирования устного счёта не требуют продолжительного времени и могут применяться на каждом уроке на этапе актуализации ранее изученного, либо на этапе закрепления, а так же индивидуально при дифференцированном подходе. Из представленных выше иллюстраций видно, что игровые приёмы органично включаются в содержание каждого урока, учебника и могут дополнить любой УМК по математике.

Таким образом, игровые приёмы формирования математических умений на уроках математики в 3 классе достаточно широко представлены непосредственно в существующих УМК, просты в использовании, не требуют дополнительной методической подготовки.

Настольные игры как средство обучения и развития на практике в начальной школе используются реже, чем в дошкольных учреждениях, что на наш взгляд не заслужено. Ценность настольной игры для формирования навыков устных вычислений заключается в возможности использования ни только на уроках математики, но и во внеурочной деятельности и во время самостоятельных игр детей на переменах. Наиболее распространённой в начальной школе настольной игрой является «математическое лото». Детям предлагаются «билеты» лото с изображением чисел и называются выражения, решив которое, тот игрок, у кого на карточке присутствует данное число, отмечает его фишкой. Как и в традиционной игре в лото выигрывает тот, у кого совпадёт комбинация чисел в виде ряда, либо заполнено большинство ячеек12. Ценность данной игры состоит в том, что игроку приходится действовать быстро, в соответствии с игровой задачей. Присутствует некоторый соревновательный элемент13.

К настольным играм можно так же отнести математические раскраски. Детям предлагается раскрасить изображения, в каждой области которого располагаются математические выражения. Выбор цвета зависит от значения выражения, где одно и то же число обозначает один конкретный цвет (рисунок 7).




Рисунок 7 – Математическая раскраска
Популярностью у младших школьников пользуются так называемые «Бродилки». Для данной игры необходимо игровое поле, на котором изображён путь с определённым пронумерованным количеством шагов. Для игры понадобится игровой кубик и фишки. Игровое поле предполагает какой-либо игровой сюжет (спасение принцессы, путь из школы домой и так далее), по которому на определённых остановках выполняются арифметические действия. Игроки бросают кубик и по количеству выпавших на его граней точек совершают то же количество шагов своей фишкой, тем самым закрепляя навыки порядкового счёта. Минус данный игры состоит в том, что играть могут малые группы, максимум по 5 человек.

Особого внимания в рамках решения проблемы развития математических умений заслуживают подвижные игры. Такой нетрадиционный для классно-урочной системы обучения приём может быть органично включён в содержание любого урока. Так, например, во время физ.минутки. Тем самым решаются и задачи здоровьясбережения, что немаловажно в настоящее время.

Одной из самых простых подвижных игр для формирования навыков устного счёта является «Математическая эстафета». На доске учитель разноцветным мелом записывает математические выражения в столбики. Класс делится на команды (количество команд определяет учитель – сколько столбиков, столько команд). По сигналу учителя из каждой команды к доске выбегает один ученик, находит значение одного из выражений, записывает ответ и бежит к своей команде, передавая мел, как эстафетную палочку, следующему в команде. Эстафета продолжается до тех пор, пока все примеры не будут решены. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнила вычисления14.

К подвижным играм, нацеленным на формирование математических умений у третьеклассников относятся игры с мячом. Водящий – учитель бросает ученику мяч, называя пример, тот должен вернуть так же броском мяч учителю называя ответ.

Кроме игр с мячом можно использовать вариации мягкого или «липкого» дартса. Перед игроками располагается мишень с изображением чисел и требуется набрать определённую сумму, либо произведение. Поочерёдно бросая мячик-липучку в цель, учащиеся «набирают» названную сумму (произведение)15.

Менее подвижной, но не менее увлекательной является игра «Живые примеры». Игрокам раздаются карточки с числами, а так же знаками арифметических действий и требуется составить числовую цепочку, либо верное равенство, либо неравенство, вариаций данной игры много, а особенность в том, что сами ученики являются компонентами арифметических действий, перемещаются по классу в поисках нужного элемента, действуют сообща, что так же позволяет достигать и личностных и метапредметных результатов.


Таким образом, вариаций подвижных игр в зависимости от учебной задачи может быть множество. Однако все подвижные игры объединяет активность, вовлечённость детей в игровые действия, командный дух и сотрудничество.

Учитывая интересы и особенности современных младших школьников, а также доступность и многообразие мобильных приложений образовательной направленности, в рамках данного исследования произведён обзор мобильных приложений для формирования навыков устного счёта. Мобильные приложения доступны для свободного скачивания на любом мобильном устройстве. Будь то смартфон или планшет, поддерживающим программы «play market» и «apple store».

Одним из простых мобильных приложений для формирования навыков устного счёта является приложение «Математика в уме»16. Данное приложение отличается простым и понятным интерфейсом, в котором отсутствуют отвлекающие элементы. Приложение позволяет выбирать уровень сложности от простого к сложному и тренировать такие вычислительные действия, как сложение, вычитание, деление, умножение. Приложение позволяет вести статистику правильных решений, тем самым можно отслеживать динамику сформированности навыка. Из недостатков можно отметить, что для детского возраста данное приложение может показаться скучным и менее напоминающим мобильную игру (Рисунок 8).



Рисунок 8 – Интерфейс мобильного приложения «математика в уме»
Более красочным и привлекательным для младших школьников на наш взгляд является приложение «Аниматика. Математика для детей». В отличие от предыдущего приложения, «Аниматика»17 имеет более игровой характер. Игровой задачей является поэтапное открытие изображения. Для того, чтобы увидеть изображение, нужно открывать фрагменты, находя значение выражений (рисунок 9). Кроме того, данное приложение предполагает возможность играть по сетевому подключению, таким образом, тренироваться можно с одноклассниками. Задания так же как и в приложении «математика в уме» изменяются от простого к сложному, однако у данного приложения есть один существенный минус: в день можно совершить не более двух ошибок, иначе игра не продолжается.



Рисунок 9 – Интерфейс мобильного приложения «Аниматика. Математика для детей»
Наиболее простым и эффективным мобильным приложением для формирования навыков устного счёта у обучающихся 3го класса начальной школы на наш взгляд является приложение «Устный счет 3. Тренажер по математике»18. Данное приложение разработано совместно с учителями начальных классов и является мобильным воплощением пособия Е.А. Нефёдовой и О.В. Узоровой «3000 примеров по математике. Устный счёт»19. Приложение разработано специально для учащихся 3х классов общеобразовательной школы и содержит упражнения на формирование навыков устного счета в пределах 1000 (сложение и вычитание, умножение и деление). Стоит отметить, что данные приложения существуют и для 1,2, 4 классов, тем самым соблюдая преемственность и постепенность.

Приложение имеет простой интерфейс (Рисунок 10) и предполагает возможность выбора арифметического действия и разряда: сложение или умножение (вычитание либо деление) в пределах 100 или в пределах 1000, а так же комбинированные задания в виде числовой цепочки.


Рисунок 10 – Интерфейс мобильного приложения ««Устный счет 3. Тренажер по математике»
Таким образом, существуют мобильные приложения для формирования математических умений, соответствующие возрастным особенностям и возможностям детей, а так же соблюдающие принципы последовательности, преемственности в овладении навыками устного счёта в пределах 100 и 1000. Конечно, занятия в мобильном приложении не заменят полноценного урока математики, но навыки устного счёта требуют постоянных упражнений. Занимаясь по 2 минуты в день в одном из вышеописанных мобильных приложений, младшие школьники формируют навыки устного счёта в игровой форме.

Исходя из полученных в результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования данных, игровые подходы на уроках математики в начальной школе имеют важное значение. Использование данных подходов в процессе формирования у детей младшего школьного возраста математических умений позволяет ни только развивать правильность, прочность, рациональность и автоматизм в устных вычислениях, но и в целом повысить интерес к математике.