Файл: Фгбоу во Уральский государственный лесотехнический университет Институт леса и природопользования Кафедра лесоводства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет»
Институт леса и природопользования
Кафедра лесоводства
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ДВ.8.2 Недревесная продукция
Направление подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры
Программа подготовки – прикладной бакалавриат
Квалификация - бакалавр
Направленность (профиль) – "Кадастр недвижимости"
Количество зачетных единиц,
(трудоемкость, час) 2, (72)
Разработчик программы:
Доцент, к.с.-х.н. Л.А. Белов
Екатеринбург 2018
2
Содержание
1.
Пояснительная записка…………………………………………
3
Введение…………………………………………………………
3
1.1. Цель и задачи изучения дисциплины……………………..
1.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы………………………..
1.3.Место дисциплины в структуре образовательной программы………………………………………………………
1.4.Объем дисциплины и виды учебной работы (час)……….
5
6
7
9
2.
Контактная работа с преподавателем………………………...
2.1. Тематический план и содержание разделов (модулей) дисциплины……………………………………………………..
2.2. Перечень, трудоемкость и содержание занятий семинарского типа……………………………………………...
10
10
14
3.
Самостоятельная работа обучающихся……………………….
15
3.1. Перечень самостоятельной работы……………………….
15
3.2.Требования к самостоятельная работе обучающихся……
16
3.3.Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы по дисциплине……………………..
16
4.
Образовательные технология………………………………….
19
5.
Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине…..
20
5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины…………….
5.2 .Виды и формы контроля…………………………………
20
20
6.
Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины……………………..
25
7.
Перечень ресурсов информационно- техникокомуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины……………………………………..
25
8.
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины…………………………………………………….
27
9.
Перечень информационных технологий, используемых при осуществления образовательного процесса по дисциплине…
28
10.
Материально-техническое обеспечение дисциплины………..
28
11.
Лист изменений ………………………………………………...
30
Приложения
1. Вопросы текущего контроля знаний……………………….
2. Аттестационные педагогические измерительные материалы (АПИМ)……………………………………………
31
34
3 3. Список вопросов АПИМ промежуточного контроля знаний……………………………………………………………
4. Технология, техника и организация подсочного производства……………………………………………………
5. Балльно-рейтинговая оценка текущей успеваемости обучающихся по дисциплине………………………………….
37
46
47
4
1.Пояснительная записка
Введение
При разработке программы учебной дисциплины «Недревесная продукция» в основу заложены:
- ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавров 21.03.02
«Землеустройство и кадастры», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2015 №1084;
- учебный план направления 21.03.02, утвержденный ректором ФГБОУ ВО
«Уральский государственный лесотехнический университет», протокол № 2 от
16.02.2016 г;
Стандарт вуза СТВ 1.2.1.3-00-2018. Система менеджмента качества образования. Программа учебной дисциплины. Требования к содержанию и оформлению.
Обучение по образовательной программе 21.03.02 – Землеустройство и кадастры (профиль - кадастр недвижимости) осуществляется на русском языке.
Недревесные ресурсы леса занимают важное место в эффективности лесного хозяйства и зачастую по значимости и стоимости приближаются или даже превышают аналогичные показатели заготовки древесины.
К недревесным ресурсам леса, согласно Лесного кодекса РФ (2006) относятся следующие виды деятельности: заготовка живицы, заготовка чисто недревесных лесных ресурсов (осмола, бересты, корья, хвойной лапки); заготовка пищевых лесных ресурсов (плодов, ягод, орехов, грибов, семян, березового сока); сбор лекарственных растений; ведение сельского хозяйства
(сенокошение, пастьба скота, пчеловодство, выращивание сельскохозяйственных культур); выращивание лесных плодовых, ягодных, лекарственных растений; химическая переработка древесины, осмола, хвойной лапки, бересты, корья; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты.
Дисциплина изучается путем прослушивания лекций, проведения семинарских занятий с использованием микроскопов, таблиц, плакатов, наглядных пособий, натуральных образцов подсочных инструментов и устройств, гербариев и т.д. с научно-исследовательским уклоном.
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе обучающихся.
1.1 Цель и задачи программы
Основной целью преподавания дисциплины является формирование у обучающихся понимания значимости своей профессиональной деятельности с точки зрения важности оценки лесных ресурсов для организации их рационального использования и выполнения регионального компонента
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Землеустройство и кадастры» квалификации «Бакалавр».
5
Задачами изучения дисциплины являются:
- ознакомление обучающихся с ресурсами леса и особенностями деятельности, направленной на выявление и получение продукции, не являющейся древесиной;
- овладение действующими ГОСТ, ОСТ, ТУ, правилами, наставлениями и другими нормативно- техническими и нормативно-справочными материалами, применяемыми при лесоучетных и лесохозяйственных работ;
- овладение методами оценки качества лесохимической продукции, определения ее количества и способов заготовки.
- получение знаний по химическому составу недревесной продукции леса, методах и способах оценки ее качества;
- знакомство с особенностями технологии заготовки живицы, ее инструментальным обеспечением и канифольно-терпентиным производством;
- изучение способов химической переработки смолистой древесины, получаемыми продуктами;
- получение знаний по термическому разложению древесины и ее химической переработке;
- знакомство с сельскохозяйственными, лекарственными и пищевыми ресурсами леса, определением их запасов, особенностями их получения и использования.
1.2.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной
программы
До начала изучения дисциплины «Недревесная продукция» бакалавр
должен:
- знать – содержание указанных выше разделов обеспечивающих дисциплин;
- уметь – проводить математическую обработку результатов измерений и наблюдений, применять имеющиеся знания в теории и на практике;
- владеть – способами определения видового разнообразия лесных фитоценозов и оценки физико-химических свойств лесных почв, методами и средствами получения, хранения и обработки информации:
- иметь представление об области и объектах профессиональной деятельности бакалавров, иметь навыки работы с литературой и иметь представление о недревесной продукции леса.
После окончания изучения дисциплины «Недревесная продукция»
бакалавр должен:
- знать особенности прогнозирования, определения и пути увеличения запасов недревесных ресурсов леса, способы рационального их использования, средства и методы воздействия на объекты профессиональной деятельности, необходимые для формирования технологических систем государственного лесного контроля и надзора за использованием, охраной, защитой лесов, мониторингом их состояния;
6
- уметь применять полученные знания на практике в решении задач, возникающих в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, анализировать состояние и динамику показателей качества объектов деятельности:
- владеть методами, необходимыми для достижения оптимальных технологических и экономических результатов при решении задач профессиональной деятельности на объектах лесного хозяйства и лесной промышленности;
- иметь представление о химической переработке древесины, осмола, коры и хвои и получаемой в результате этой переработки продукции, сфере ее использования. Быть высококлассным специалистом по вопросам подсочного производства в разрезе и теории, и практики.
Изучение дисциплины направлено на формирование следующей компетенции.
Код формируемых компетенций
Сущность (наименование ) компетенций
ПК
Профессиональная компетенции
Научно-исследовательская деятельность
ПК-6
Способность участия во внедрении результатов исследований и новых разработок
1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.
Дисциплина «Недревесная продукция» входит в профессиональный цикл
ООП, в его вариативную часть. Профиль «Земельный кадастр».
Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентируется дисциплина, является производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская и проектная.
Основные умения, приобретаемые при изучении дисциплины, заключаются в адекватной оценке места информации в системе государственного управления отраслями лесного комплекса о недревесной продукции леса и практическом использовании этой информации.
Для успешного усвоения материала по недревесной продукции леса необходимы знания ряда других(обеспечивающих) дисциплин. В свою очередь освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения важных естественно- научных и профессиональных дисциплин направления подготовки бакалавров.
Дисциплины, обеспечивающие изучение недревесной продукции леса:
Химия – изучение химического состава древесины, древесной зелени, живицы и других лесохимических продуктов;
7
Ботаника, дендрология – изучение структуры растительной клетки, строение древесного ствола и проводящей системы;
Почвоведение – плодородие лесных почв и их влияние на продуктивность и производительность насаждений;
Метеорология и климатология
– зависимость выхода живицы, продуктивности ягодников, лекарственных растений, грибов от климатических и метеорологических факторов;
Лесоведение – влияние типов леса, классов бонитета, классов роста Крафта на продуктивность лесных насаждений.
Наиболее важными (ключевыми) из числа обеспечивающих дисциплин являются химия и лесоведение.
Дисциплины,
изучение
которых
обеспечивается
дисциплиной
«Недревесная продукция» (обеспечиваемые):
Повышение продуктивности лесов – вся лесохимическая продукция способствует этому;
Лесная пирология – пожарная безопасность в лесах тесно увязана с заготовкой лесохимического сырья (подсочкой леса, заготовкой осмола, хвойной лапки, бересты и др.);
Лесное ресурсоведение – деятельность в лесу, связанная с заготовкой недревесной продукции леса, регламентируется различными Правилами по заготовке различных видов этой продукции и составляет значительную часть общих ресурсов леса;
Лесное товароведение – заготовка живицы оказывает влияние на товарную структуру заподсоченных деревьев, меняя ее, чаще всего, в худшую сторону
Сведения об обеспечивающих, сопутствующих и обеспечиваемых
дисциплинах
№ Обеспечивающие
Сопутствующие
Обеспечиваемые
1
Основы природопользования
Лесная таксация
Экология землепользования
2. Почвоведение
Экология
Деградация и мелиорация почв
3. Лесоведение
(ключевая)
1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы (час)
8
Виды учебной работы
Очная форма обучения(5 семестр)
Контактная работа с преподавателем
36,0
В том числе:
Занятия лекционного типа
14
Занятия семинарского типа
22
В том числе: семинары практические занятия
Лабораторные занятия
22,0
Самостоятельная работа обучающихся
36 изучение теоретического курса и работ семинарского типа; реферат по лесохимии, работы по технологии подсочки, лекарственным растениям, сенокосы и пастбищам, строению древесины.
Вид промежуточной аттестации
зачет
Общая трудоемкость дисциплины зачетн.
ед/академич.часы
2/72
9
2. Контактная работа с преподавателем
2. 1. Тематический план и содержание разделов, модулей
дисциплины.
Тематический план
№Рраздел а,подразде ла
Наименование разделов (модулей)
Количество часов
Лит ерат ура
Код фор миру емы х комп етен ций
Занятия лекционно го типа
Самостоят ельная работа
Очная форма обучения
Очная форма обучения
1 2
3 4
5 6
1.
1.1 1.2
Недревесные ресурсы леса
Введение в дисциплину
Классификация ресурсов леса
Методы и принципы учета ресурсов леса
0,5 2,0 1
ПК-6 2.
Заготовка живицы
(Подсочка леса)
4,5 11,5 1,3,
7 2.1
Историческая справка.
Физико-химическая характеристика живицы и продуктов ее переработки
0,5 1,5
ПК-6 2.2
Характеристика древесины сосны и ее смолоносной системы
0,5 1,0 1,3 2,3
Физиология смоловыделения и смолообразования.
Зависимость выхода живицы от различных факторов
0,5 1,5 1,3 2.4
Сырьевая база подсочки
0,5 1,0 1,3 2.5
Технология подсочки
1,0 1,5 1,3,
7 2.6
Промышленная подсочка
1,0 2,5 1,3 2.7
Подсочка других хвойных пород
0,5 1,0 1,3 2.8.
Подсочка в зарубежных странах
0,5 1,5 1
3.
Заготовка недревесных лесных ресурсов
1,5 3,5 1,3
4
Переработка и использование лесохимического сырья
1,5 4,0 1,3
5
Пищевые и лекарственные ресурсы леса
2,0 5,0 1,3,
4,5,
6
6
Сельскохозяйственные ресурсы леса
4,0 10,0 1,2,
3,4,
5,6
Итого
14,0 36,0
Содержание дисциплины
10
Раздел 1. Недревесные ресурсы леса
1.1.Введение в дисциплину
Основные полезные функции леса. Сырьевые ресурсы леса.
Экологическое и социальное значение леса.
1.2. Методы и принципы учета ресурсов леса
Ресурсы покрытых, непокрытых лесом и нелесных площадей.
Зависимость ресурсов леса от типа леса, возраста, полноты и состава древостоя, жизненные формы растений, элементы (части) лесного фитоценоза, фитомасса, запас растений фитоценоза. Виды запаса. Способы определения запаса.
Раздел 2. Заготовка живицы (подсочка леса)
2.1. Историческая справка о развитии науки, техники, технологии
подсочки
леса.
Физико-химическая
характеристика
живицы.
Характеристика продуктов переработки живицы – канифоли и скипидара.
2.2. Характеристика древесины сосны и ее смолоносной системы.
Анатомия растительной клетки. Особенности строения тканей древесины сосны, их размеры и распределение в древесине. Патологические смоляные ходы.
2.3.Физиология смоловыделения и смолообразования. Зависимость
выхода живицы от различных факторов.
Характеристика биосентеза терпенов, роль терпенов в организме сосны.
Процессы смоловыделения и смолообразования при подсочке.
Смолопродуктивность, виды смолопродуктивности. Зависимость выхода живицы от природных, лесоводственно-таксационных факторов и генетических признаков деревьев сосны.
2.4. Сырьевая база
Требования к сырьевой базе, отвод насаждений в подсочку. Устройство и учет сырьевой базы подсочного участка. Жизнедеятельность подсачиваемых деревьев.
2.5. Технология подсочки
Методы и способы, типовые технологические схемы подсочки, виды и типы карр.
Влияние элементов технологии на выход живицы (ширина, шаг,угол глубина подновки, пауза вздымки; ширина карр и нагрузка дереьев карами).
Межкарровая перемычка, высота заложения карр, роль первой каррподновки в сезоне подсочки.
Виды и разновидности подсочки. Методы повышения выхода живицы.
Особенности обычной подсочки и подсочки с применением стимуляторов.
Правила пригтовления рабочих растворов стимуляторов, ьтребования к их хранению и использованию. Химические и физиологические методы повышения эффективности стимуляторов.
2.6.Промышленная подсочка
Подготовительные работы
Виды подготовительных работ, правила и сроки их проведения, применяемый инструмент.