Файл: Фгбоу во Уральский государственный лесотехнический университет Институт леса и природопользования Кафедра лесоводства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11
Вздымка
Это главный вид основных работ.Виды резцов, требования к их заточке.
Правила нанесения подновок. Инструменты для вздымочных работ, их сравнительная характеристика.
Сбор живицы. Заключительные работы. Осмолоподсочка. Техника
безопасности.
Особенности и правила сбора живицы. Режим сбора, трудоемкость сбора.
Виды приемников живицы, применяемые инструменты и оборудование. Время проведения заключительных работ, их виды. Особенности просмоления древесины при осмолоподсочке. Техника и технология осомоподсочки.
Правила обучения требованиям техники безопасности. Техника безопасности при различных видах работ. Противопопожарная техника.
Организация подсочного производства
Формы организации труда. Организация рабочих участков вздымщиков и сборщиков. Дифференциация норм выработки и расценок. Контроль в подсочном производстве.
2.7. Подсочка других хвойных пород.
Особенности смолоносной системы ели, лиственницы, пихты. Типовые и классические способы подсочки. Применение живицы.
2.8. Подсочка в зарубежных станах.
Особенности подсочки и виды подсачивемых хвойных пород в странах
Северной и Южной Америк (США, Мексика Бразилия). Подсочка в станах
Европы (Франция, Польша, Португалия, Испания, Болгария, Греция, Австрия).
Подсочка в станах Азии (Китай, Индия).

Раздел 3.Заготовка недревесных лесных ресурсов.
3.1. Заготовка осмола
Виды осмола. Способы заготовки. Лесовдственные требования к разработке осмолоделянок.
3.2.Заготовка бересты и корья, древесной зелени, ивового прута.
Особенности заготовки бересты, виды бересты и ее сортность. Виды корья, характеристика корья ив, определение его запаса, заготовка корья. Заготовка древесной зелени, способы заготовки. Осбенности загоотвоки зелени с растущих деревьев. Хранение древесной зелени и определение ее запаса. Виды ив, пригодных для плетения, заготовка и очистка прутьев от коры.
Раздел 4. Переработка и использование лесохимического сырья.
4.1. Переработка живицы.
Это – канифольно-терпентинное производство. Предварительная подготовка живицы на лесохимзаводе. Плавление, очистка расплавленной живицы от примесей. Отгонка скипидара и уваривание канифоли. Разлив канифоли и скипидара.
4.2 Переработка осмола.
Канифольно-экстракционное производство. Факторы, влияющие на процесс экстракции.
Переработка мицеллы.
Смолоскипидарное производство.
Технология производства. Использование подскипидарных и подсмольных вод.
Продукты смолоскипидарного производства.

12
4.3 Химическая переработка древесины
Целлюлозное производство, гидролизное производство, пиролиз и газофикация древесины. Углежение.
4.4.Перработка и использование коры и древесной зелени. Дегтекурение и устройства казана, технология переработки бересты, получаемые продукты.
Использование коры(корья), получаемые продукты. Химический состав древесной зелени. Получение хвойно-витаминной муки, хлорофилло- каротиновой пасты, пихтового масла.
Раздел 5. Пищевые и лекарственные ресурсы леса.
5.1. Пищевые ресурсы.
Свойства лесных плодов.
Основные виды плодов дикорастущих растений, особенности их заготовки, переработки и хранения. Методика учета запаса ягод. Орехоплодные дикорастущие растения. Заготовка березового и кленового соков. Грибы, их общая характеристика. Рост грибов, виды грибов их сбор и переработка.
Рациональная эксплуатация грибных месторождений, учет запаса и прогнозирование урожая грибов.
5.2. Лекарственные растения
Действующие вещества лекарственных растений, Заготовка различных частей лекарственных растений, их сушка и хранение. Основные виды лекарсмтвнных растений и их применение. Определение запасов лекарственных растений.
Раздел 6. Сельскохозяйственные ресурсы леса.
6.1. Лесные сенокосы и пастбища, древесные корма.
Лесные сенокосы, их виды. Технология заготовки сена. Хранение и учет сена.
Виды пастбищ и их продуктивность. Эксплуатация лесных пастбищ.
Использование древесной зелени на корм скоту и продуктов ее переработки .
Кормовые дрожжи.
6.2. Лесное пчеловодство.
Краткие сведения о пчелах. Гнездо пчелиной семьи. Размножение пчел. Пища пчелиной семьи. Кормовая база пчел. Продукты пчеловодства. Организация пасек. Практическая работа с пчелами. Техника безопасности в пчеловодстве.
2.2 Перечень, трудоемкость и содержание занятий
семинарского типа
Рабочим учебным планом предусмотрены практические занятия
№ п/п
№ раздела
Наименование практических занятий
Количество часов по очной форме обучения
Рекоменду- емая литература
(примечание)
1 2
3 4
5 1.
2.1.
Правила отбора проб живицы и ее
2,0 7


13 анализ на содержание канифоли, сора, скипидара и воды. Требования к качеству живицы, ее упаковка, маркировка, транспортировка
2.2.
Подсчет линейного числа и густоты вертикальных смоляных ходов.
2,0 7
2.
2.5.
Карра и ее элементы. Категории подсочки, нагрузка деревьев каррами, типовые технологи-ческие схемы подсочки
3,0 1,3 3.
2.5
Стимуляторы выхода живицы, приготовление рабочих растворов, технологические параметры подсочки, определение плотности стимуляторов ареометром. Расчет средневзвешенной категории состояния
3,0 1
4.
2.6.
Подсочный инструмент
4,0 1
5.
2.6
Расчет величины рабочих участков, дифференциация норм выработки и расценок вздым-щиков, сборщиков, вздымо-сборщиков.
Определение выхода живицы через коэффициент смолопродуктивности.
Выдача и разъяснение домашнего задания.
4,0 1,7 6.
5.2 ;6.1
Определение продуктивности сенокосов и пастбищ. Определение ресурсов лекарственных растений
Выдача заданий.
4,0 1,4,5,6
Итого:
22
Другие виды контактной работы с преподавателем
(контроль самостоятельной работы)
Контроль самостоятельной работы является важной формой онтактной работы обучающихся с преподавателем, которая предусматривает проверку выполнения контрольных работ и проведения тестирования (опроса) по изучаемым темам.
Тематика вопросов по текущему контролю знаний приведена в приложении 1. Аттестационные педагогические измерительные материалы
(АПИМ) (образец) для промежуточного контроля знаний в приложении 2. а в приложении 3 приведен общий список контрольных вопросов промежуточного контроля знаний. В приложения 4 представлен вариант контрольного задания по технологии, технике и организации подсочного производства.
3. Самостоятельная работа обучающихся
3.1. Перечень самостоятельной работы

14
№п/
п
Перечень самостоятельной работы
Содержание
Количество часов по очной форме обучения
Учебно- методич еское обеспече ние
1
Текущая проработка курса
Осмысление и закрепление теоретического материала
7 1-7 2
Подготовка к лабораторным занятиям
Изучение лекционного материала и литературных источников по заданной тематике
11
1-7
Выполнение контрольных работ и подготовка к зачету
Технология, техника и организация подсочного производства (приложение 4)
- Кормовые и лекарственные ресурсы леса.
- Реферат по лесохимическим производствам.
-Изучение структуры сосны обыкновенной.
- Теоретический зачет
18
1-7
Итого
36
3.2.Требования к самостоятельной работе обучающихся
Самостоятельная работа способствует закреплению навыков работы с научной литературой, различными измерительными приборами и инструментальным хозяйством, знаний со специальной терминологией, используемой при освоении изучаемой дисциплины. Одно из форм самостоятельной работы обучающихся является выполнении контрольной работы. Задания и требования для выполнения контрольных работ приведены в методических указаниях (см. список литературы за №6 и 7). При защите контрольной работы обучающийся должен дать объяснение по выполнению и ответить на теоретические вопросы по соответствующему разделу курса. Выполнение и защита контрольного мероприятия является обязательным условием для его допуска к итоговому зачету промежуточной аттестации
3.3 Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы
по дисциплине
Нормативно-справочная литература
1. Лесной кодекс РФ. 2006 2. Правила заготовки живицы, 2012 3.Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства.2011


15 4. Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, 2011 5. Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов. 2011 6. ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров направления
«Землеустройство и кадастры». 2015 7. Стандарт ВУЗа. СТП 1.2.1.3 – 00 – 2015. Программа учебной дисциплины.
Требования к содержанию и оформлению. Екатеринбург: УГЛТУ, 2015.
8. Стандарт ВУЗа. СТВ 1.2.2.2 -00-2015 Учебные занятия лекционного типа,
Виды и требования. Екатеринбург: УГЛТУ,2015 9. Стандарт ВУЗа. СТВ 1.2.2.4 -00-2015 Учебная документация. Учебные занятия семинарского типа. Виды и требования, Екатеринбург: УГЛТУ, 2015 10. Стандарт ВУЗа. СТВ 1.2.2.8-00-2015 Самостоятельная работа обучающихся.
Требования к планированию, организации, обеспечению и контролю.
Екатеринбург: УГЛТУ, 2015.
11. Стандарт ВУЗа. СТВ 1.2.4.4 -00-2015. Учебная документация. Сборник контрольных заданий. Структура и форм представления. Екатеринбург:
УГЛТУ, 2015.
Основная, дополнительная и методическая учебная литература
№ п\п
Авторы, наименование
Год издан.
Кол. экз
Основная литература
1.
Коростелев А.С., Залесов С.В.,
Годовалов Г.А. Недревесная про- дукция леса; Учебник.. Екатерин- бург: УГЛТУ, 2010. 480 с.
2010 43
Коплацкий В.И., Логинов
С.В.,Комплацкий
Г.В.Пчеловодство учебник Ростов н/Д Феникс, 2013.4112с.
2013
Компьт.класс,
18 экз
Коростелев А.С., Залесов С.В..
Недревесная продукция леса.
Термины и определения Учебное пособие. Екатеринбург: УГЛТУ,
2006. 64 с.
2006 55
Дополнительная литература
4.
Обозов Н.А., Организация побочных пользований и специализированных хозяйств. М.:
Лесн. пром.-сть, 1974. 256с
1974 15 5.
Соловьев В.М., Петров А.П.
Недревесные ресурсы леса. Учебн.
1988 20

16 пособие. Свердловск.УЛТИ,
1988.92с.
Методические указания
6.
Коростелев А.С., Залесов С.В.
Недревесная продукция леса:
Методические указания по про- ведению лабораторно-практи- ческих занятий
Екатеринбург:
УГЛТУ, 2005. 22 с.
2005 78 7.
Коростелев А.С., Залесов С.В.,
Годовалов Г.А.. Подсочка леса:
Методические указания по проведению лабораторно-прак- тических занятий Екатеринбург:
УГЛТУ, 2011, 38 с.
2011 76
- Сайт научной библиотеки УГЛТУ Режим доступа:http://lib.usfeu.ru
- Elibrary.ru [Электронный ресурс]: электронная библиотечная система: база данных содержит сведения об отечественных книгах и периодических изданиях по науке, технологии, медицине и образованию / Рос. информ. портал.
– Москва, 2000– . – Режим доступа: http://elibrary.ru
- Издательство "Лань" [Электронный ресурс]: электронная библиотечная система : содержит электронные версии книг издательства «Лань» и других ведущих издательств учебной литературы, так и электронные версии периодических изданий по естественным, техническим и гуманитарным наукам. – Москва, 2010– . Режим доступа: http://e.lanbook.com
- Электронный архив УГЛТУ [Электронный ресурс]: содержит электронные версии научных, учебных и учебно-методических разработок авторов - ученых УГЛТУ.
Режим доступа: http://elar.usfeu.ru
-
Znanium.com
[Электронный ресурс]: электронная библиотечная система : содержит электронные версии книг издательства Инфра-М и других ведущих издательств учебной литературы, так и электронные версии периодических изданий по естественным, техническим и гуманитарным наукам. Режим доступа: : http:// znanium.com.
- Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]: содержит электронные версии книг, учебников, монографий, сборников научных трудов как отечественных, так и зарубежных авторов, периодических изданий. Режим доступа: http:// www.rbc.ru.
Методические рекомендации


17 1. Положение о промежуточной аттестации студентов в УГЛТУ. 5с.
2. Временное положение об организации учебного процесса с использованием зачетных единиц и балльно-рейтинговой системы
Екатеринбург: УГЛТУ. 2012г. 19с.
4. Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 21.03.02 «Землеустройство и кадастры реализация компетентного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Для формирования необходимых профессиональных компетенций при проведении лекционных занятий применяются интерактивные методы обучения: - лекции- презентации, просмотр и обсуждение учебных . фильмов.
Интерактивная и активная формы проведения занятий.
№п/п Вид занятий
Тема занятий
Метод интерактивного обучения
Количество
Часов очного обучения
1
Лекция
Технологии подсочки
Презентация
1,0 2
Лекция
Практика подсочки
Презентация
1,0 3
Практическое занятие
Подсочный инструмент
Изучение конструкции
1,0 4
Просмотр фильма
Пчеловодство
Презентация
1,5 5
Лабораторное занятие
Строение древесины сосны обыкновенной
Работа с микроскопом
МБС-9 1,5
Итого
6,0
5. Фонд оценочных средств для проведения текущей и
промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
4.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в
процессе освоения дисциплины

18
Формируемые компетенции
Вид и форма контроля
Семестр
Способность участия во внедрении результатов исследований и новых разработок (ПК-6)
Промежуточный контроль
Контрольные вопросы
Текущий контроль:
Опрос, выполнения практических заданий, выполнение и защита контрольных работ
1
4.2. Виды и формы контроля
Текущий контроль знаний (опрос, выполнение практических занятий) проводится по результатам выполнения домашних заданий, лабораторных и практических работ. Формируется компетенция ПК-6: ошибки и замечания по выполнению заданий выявляются в процессе индивидуального и группового обсуждения.
Опрос по выявлению остаточных знаний проводится на следующем занятии. Список контрольных вопросов приведен в приложении 1. За достойный ответ обучающийся получит (+). За неудовлетворительный (-). С наличием минусов обучающийся к промежуточному зачету не допускается.
Минус необходимо ликвидировать.
Текущий контроль (выполнение практических заданий),
формирование компетенций ПК-6:
Практическая работа по сельскохозяйственным и лекарственным ресурсам леса проводится на основе методических указаний (список литературы №6) .
Цель работы -закрепление полученных теоретических знаний.
Задача работы – получение практических навыков по определению урожайности и площади лекарственных растений, знакомство с практикой заготовки и хранения сена. Каждому обучающему дается индивидуальное задание согласно его порядковому номеру в списке академической группы и ее номера. Отчет на следующем занятии.
Реферат по заготовке и использованию лесохимического сырья имеет цель углубить полученное знание во время аудиторных занятий по предложенной теме путем анализа различных литературных источников на бумажном носителе и с использованием «интернета» Объем реферата не ограничен. Тема реферата дается преподавателем.
Текущий контроль (выполнение лабораторной работы), формирование
компетенций ПК-6: