Файл: Профессиограмма Трудограмма (описание труда в профессии) Предназначение профессии Психолог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 357

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оформление профессиограммы

Профессиограмма

Трудограмма (описание труда в профессии)

1. Предназначение профессии «Психолог» - оказание психологической помощи клиенту. В настоящее время знания и опыт психологии используются во многих жизненных и карьерных сферах: в семье, в общении, в образовании, в медицине, в искусстве, в политике, экономике, производстве.

Профессиональная деятельность направлена на оказание психологической помощи конкретному человеку или группе людей в ходе решения возникших у них душевных проблем, т.е. приходить им на помощь в трудное для них время.

2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).

  • Сфера образования. Психологи работают в школах, детских садах, колледжах, вузах, образовательных центрах (большую часть работы в этих учреждениях занимает психодиагностика, также коррекционная и развивающая работа: помогает детям справляться с теми или иными трудностями, развивать необходимые навыки и качества, проводят экспертизу образовательных программ, учебных пособий, психологический анализ урока).

  • Кадровые службы организаций или, как их иначе называют, службы по персоналу (подбор персонала на основе оценки личностных и профессиональных качеств кандидатов, помощь в адаптации новым сотрудникам, развитие персонала с помощью проведения различных обучающих программ и тренингов, обеспечение грамотной расстановки кадров на основе психодиагностики и оценки психологической совместимости специалистов).

  • Психологические знания и умения востребованы также в рекламе, PR и политике (составлении грамотной стратегии воздействия на потребителя).

  • Психологи работают в юридической области, в различных силовых ведомствах (МЧС, противопожарная служба, военные)

  • Непосредственным консультированием и психотерапией занимаются психологи в различных кризисных центрах (в том числе на телефонах доверия) и центрах психологической помощи. Клинические психологи могут работать в лечебных учреждениях.

  • Психолог может заниматься научными и прикладными исследованиями в своей области, трудясь в научно-исследовательских институтах, лабораториях, агентствах социологических исследований и т.д.

  • Частная практика (психолог сидит в собственном кабинете и одного за другим принимает клиентов, помогая им справляться с различными психологическими проблемам).


3. Предмет труда в профессии - стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда (материальные предметы, идеальные предметы - культура, информация, индивидуальное или общественное сознание людей, предметы натуральные в контексте природы и искусственные, созданные человеком.). Правильное видение предмета труда - первый важный шаг к профессионализму.

По предмету труда профессия психолог относится к типу – "человек–человек"; по характеру труда является профессией творческого класса.

Назначение профессии психолог: оказание психологической помощи клиенту. В зависимости от должностного предназначения: психолог на предприятии – задачи по оптимизации трудового процесса; психолог–консультант – помощь в разрешении личностных трудностей, семейных проблем; в научно–исследовательских организациях – выполнение научной работы.

Предмет его работы душевное состояние, внутренний мир человека. Психолог помогает человеку обрести гармонию, как с самим собой, так и окружающими его людьми.

Психолог - это специалист, занимающийся изучением душевной жизни и законов коррекции поведения человека, использующий эти знания для оказания помощи людям и для оптимизации их деятельности.

4. Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии.

Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает анализ, сравнение и интерпритацию данных, предложение новых решений, координацию работ, согласование действий, обеспечение правильного и точного функционирования системы.

Задачи:

  • прием клиента;

  • изучение проблемы и трудностей клиента (методами беседы, анализа документов, анкетирования, тестирований, эксперимента);

  • анализ проблемы, ее осознание;

  • поиск путей разрешения проблемы;

  • проработка с клиентом путей разрешения проблемы;

  • помощь в их осознании;

  • помощь проработки способов выхода из подобного рода трудных ситуаций;

  • ведение специальной документации;

  • постоянное саморазвитие, повышение уровня профессионализма.

5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата; степень их развернутости, обобщенности, автоматизированности.

Психологическая диагностика - это изучение с помощью тестов индивидуальных особенностей психики человека.



Консультирование - доверительное общение между психологом и клиентом, направленное на более полную реализацию его способностей и поиск способов решения беспокоящих проблем.

Психологический тренинг - это активное обучение общению, а также способам эмоциональной саморегуляции, решения проблем и личностного роста. Такие групповые занятия включают различные психологические игры и упражнения, чередующиеся с обсуждением того, какой опыт они дают участникам.

Психолог должен иметь высшее профессиональное образование по специальности «Психология». Его профессиональная эрудиция должна включать в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области философии, истории, культурологии, педагогики, экономики, социологии, политологии, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, в области концепций современного естествознания.

Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники».

6. Средства труда.

Психолог имеет внешние и внутренние средства труда. К внешним средствам относятся: компьютер, диктофон (видеокамера), блокноты для записей. Это также методическая литература (программы тренингов и специальные программы для профилактики ЗПВ, сборники различных методик и тестов). Специальная литература по психологии. Внешними средствами деятельности также являются различные материалы, необходимые во время работы с клиентами (плакаты, фломастеры и бумага, аудиозаписи и прочее). Внутренние средства его труда намного сложнее и разнообразнее. Это, прежде всего, знания профессионала (как теоретические, так и практические, полученные в ходе собственной работы). Это - представления о возможном ходе работы и ее результате, это и более тонкие вещи: эмоциональные отношения, может быть даже бессознательные установки психолога, сложившиеся в его опыте.

7. Условия труда достаточно сложные - ненормированный рабочий день
, режим труда и отдыха нарушается; велика психоэмоциональная нагрузка; имеет место высокий темп труда и длительная продолжительность нагрузки.

8. Организация и кооперация труда.

Преобладают формы индивидуальной деятельности, часто используется групповая. Виды профессионального общения различны: деловое, манипулятивное. Отличительная особенность этого вида труда психолога - четкое соблюдение субординации и иерархии подчинения в рамках профессии и службы.

9. Продукт труда (или его результат).

 Продуктом труда выступают качественные изменения в сознании и в профессиональной (практической) деятельности как отдельных личностей, так и организации. Критерии оценки результата труда - это показатели результативности служебной деятельности вверенного коллектива.

10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата.

Внутри уровня профессионализма можно выделить следующие этапы:

- этап адаптации человека к профессии, первичное усвоение человеком норм, психологии, необходимых приемов, техники, технологии профессии; этот этап может продолжаться 1-2 года с начала трудовой деятельности;

- этап самоактуализации человека в профессии: осознание им своих профессиональных возможностей, начало саморазвития посредством профессии, осознание человеком своих возможностей во время профессиональной деятельности, осознанное улучшение позитивных качеств, сглаживание негативных моментов, укрепление индивидуального стиля работы, максимальная самореализация;

- этап свободного владения человеком профессией, это проявляется в форме мастерства, гармонии человека с профессией; происходит усвоение высоких стандартов, воспроизведение на хорошем уровне ранее созданных методических рекомендаций, разработок, инструкций.

Внутри уровня суперпрофессионализма можно выделить следующие этапы:

- этап свободного владения профессией в творческой форме: обогащение специалистом своей профессии за счет личного творческого вклада, усовершенствований. Для суперпрофессионала характерно преобразование профессиональной среды или проектирование новой профессиональной среды, иногда создание человеком новой профессии.

- этап свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода от одной к другой;

- этап творческого самопроектирования профессионала, то есть формирование человеком ранее отсутствовавших психологических и профессиональных качеств;


Переход на новый уровень профессионализма может оцениваться как самим человеком, так и комиссией независимых экспертов. Желательно, чтобы переход на каждый новый профессиональный этап сопровождался моральными и материальными поощрениями, которые заранее известны специалисту и стимулируют его к активной работе для перехода на более высокий уровень.

Оплата труда педагога-психолога разделяется на несколько разрядов: 7-8 разряд – высшее и среднее профессиональное образование, а также профессиональная переподготовка по практической психологии(без стажа работы); 9 разряд - работа с проективными методиками, составление характеристики ученика по результатам психодиагностики, консультирование учащихся их родителей и педагогов(стаж работы не менее 2-х лет);

10 разряд – составление комплексных психологических характеристик учащихся, проведение занятий по психологической саморегуляции детей и учителей, знание основ компьютерной грамотности(стаж – 2-5 лет);

11 разряд – составление программ для развития познавательных, процессов младших школьников, использование, обработка и интерпретация теста М. Люшера, разработка и реализация программы психологического наблюдения за детьми, работа в группе общения(стаж – более 5-и лет);

12 разряд – участие в конкурсе «Психолог года», составление программ по коррекции психических процессов, проведение социально- психологических тренингов, самостоятельная разработка технологий психологической работы с детьми и подростками(стаж – не менее 1-го года)

13 разряд – выполнение работ с группами детей и подростков, повышение свей профессиональной компетентности, руководство работой научно-практических семинаров психологов в регионе, проведение экспертиз профессиональной компетентности руководителей, педагогов, психологов(стаж – не менее 2-х лет);

14 разряд – публикации по проблемам практической психологии, выполнение сложных видов психолого-педагогических услуг, разработка оригинальных моделей, методов, технологий и программ психологической работой в учебных учреждениях(стаж – не менее 3-х лет или наличие ученой степени).

Педагогам-психологам разряды оплаты труда согласно ТКХ устанавливаются в зависимости от стажа педагогической работы, который исчисляется в установленном порядке, и работы по специальности.

11. Права представителя данной профессии: психологическая и социальная безопасность