Файл: Профессиограмма Трудограмма (описание труда в профессии) Предназначение профессии Психолог.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 358
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, наличие благоприятного микроклимата в профессиональной среде; социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда; допустимость индивидуального стиля выполнения трудовой деятельности и индивидуального варьирования операции; возможность повышения квалификации, переподготовки на смежные профессии; формы служебного продвижения и поощрения профессионального роста.
12. Обязанности представителя данной профессии: владение профессиональной компетентностью, знание этических норм профессионального поведения (духовность в общении с коллегами); соблюдение профессиональной и служебной тайны в работе с людьми; умелое ведение документации; ограничения (чего не следует делать в профессии никогда). Должностные функциональные обязанности (что и как должен делать человек данной профессии в условиях конкретной должности в том или ином учреждении).
Обязанности психолога служебной деятельности: владение профессиональной компетентностью, знание этических норм профессионального поведения и следование им; соблюдение профессиональной и служебной тайны в работе с людьми; умелое ведение документации.
Особенности профессиограммы труда психологов служебной деятельности (на основе профессиографического профиля):
Важно в особенностях профессиограммы данного вида труда на основе психограммы отметить наряду с перечисленными следующее:
13. Позитивное влияние данной профессии на человека:
Преимуществом профессии психолога являются умения:
14. Негативные стороны профессии:
Работать психологом — это не всегда позитивная отдача, и стойкий положительный результат. Работа в государственных учреждениях с социальной направленностью на неблагополучные семьи, служба в хосписах, детских домах – очень специфична, требует огромной самоотдачи и видение своей деятельности как миссии, но даже это не спасает от эмоционального выгорания, которое наступает быстрее, чем в других профессиях. Другие минусы специальности:
Психограмма психолога
Важными нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.
Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. Психолог должен хорошо знать свои личностные особенности, способности, возможности, сильные и слабые стороны, способы компенсации недостатков.
Он должен уметь регулировать свои эмоциональные состояния, мобилизовывать свои психологические функции (память, внимание, мышление), осуществлять поиск и анализ необходимой научной, социальной, учебной и профессиональной информации, тренировать профессионально важные качества.
Наконец, психолог должен иметь и постоянно развивать в себе профессионально важные качества: интеллектуальность (любознательность, логичность и практичность ума, рефлексивность); социабельность (эмпатия, потребность в социальных контактах и социальном одобрении, коммуникабельность). Очень важным нам представляется сочетание потребности в достижениях, силы «я» и самокритичности, эмоциональной устойчивости, жизнерадостности и оптимизма.
В работе с учащимися психологу нужны знания об их возрастных и типологических особенностях; представление о динамике развития личности в онтогенезе; соотношение воспитания, обучения и развития; взаимодействие обучаемости и обученности школьников. Ему придется сталкиваться с отклонениями в развитии, поведении, учении и общении учащихся, для распознания которых психолог должен знать психологию этих процессов и явлений. В этой работе ему потребуются критичность, независимость, нестандартность мышления и руководство здравым смыслом, восприимчивость, чувство новизны и способность выполнять разнообразную деятельность, энтузиазм, аккуратность и последовательность, терпеливость и упорство, способность обучать других, подчинять себе и большое чувство ответственности. Какие личностные проявления несовместимы с работой психолога? Это незрелость личности, низкая сила "эго", низкий интеллект, отсутствие эмпатии, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность. Медицинские ограничения для психолога: вирусоносительство, хронические мигрени; сердечно-сосудистые заболевания; нервно-психические заболевания; проблемы с памятью и вниманием; нарушения речи, зрения и слуха.
12. Обязанности представителя данной профессии: владение профессиональной компетентностью, знание этических норм профессионального поведения (духовность в общении с коллегами); соблюдение профессиональной и служебной тайны в работе с людьми; умелое ведение документации; ограничения (чего не следует делать в профессии никогда). Должностные функциональные обязанности (что и как должен делать человек данной профессии в условиях конкретной должности в том или ином учреждении).
Обязанности психолога служебной деятельности: владение профессиональной компетентностью, знание этических норм профессионального поведения и следование им; соблюдение профессиональной и служебной тайны в работе с людьми; умелое ведение документации.
Особенности профессиограммы труда психологов служебной деятельности (на основе профессиографического профиля):
-
Взаимодействие с людьми (психологическое и педагогическое воздействие); аналитическая деятельность, действия с техническими аппаратами, системами; -
Индивидуальная деятельность, управление малыми коллективами; -
Физическая и психологическая опасность деятельности, напряжённость в процессе деятельности; -
Деятельность в разных природно-климатических условиях, на поверхности земли, на открытом воздухе, в подвижных и стационарных замкнутых объектах.
Важно в особенностях профессиограммы данного вида труда на основе психограммы отметить наряду с перечисленными следующее:
-
Уравновешенная субъективная локализация контроля, признание себя и других как субъектов труда; высокая осмысленность цели, процесса, результативности жизни, доминирует мотив стремления к успеху, более умеренны и реалистичны в своих карьерных ожиданиях; сформирована и преобладает внутренняя мотивация; характерны способы регулирования конфликтов - сотрудничество и компромисс и др. -
Максимальная адекватность, устойчивость, гибкость самооценки, при общем ее высоком уровне; профессиональная направленность - человек-человек, высокий уровень всех шкал; полнота вовлечения в профессию. -
Высокая и хорошая нервно-психическая устойчивость, низкий и нормальный уровень тревожности, низкий уровень эмоциональной напряженности и др. -
Высокий индекс жизненной удовлетворенности. -
Преобладание внимания к профессиональной деятельности, сотрудничеству; знание и умение работать по предупреждению конфликтности в профессиональном сообществе; высокий уровень лояльности -
Высокий и средний уровни развития коммуникативных и организаторских способностей; плавность речи, быстрая вербализация; высокий темп поведения, адекватное восприятие своего поведения и др. -
Гибкость мышления, легкость переключения с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности; высокий и средний уровень развития интеллекта, гибкости, самостоятельности и самоконтроля, адаптации; средний уровень практичности, проницательности и др.
13. Позитивное влияние данной профессии на человека:
Преимуществом профессии психолога являются умения:
-
дающие возможность осознать и многое понять про себя и свою жизнь; -
разбираться с жизнью других людей; -
помогать другим людям справляться с трудностями; -
обрести спокойствие внутри себя; -
познать причины поведения людей и их поступков; -
формировать философское отношение к внешним событиям; -
вести частную практику и быть независимым от работодателей. -
Представляет собой особый научный интерес, а также дает ценный опыт. -
Приносит удовлетворение, ведь она связана с помощью людям и делает их жизнь намного счастливее.
14. Негативные стороны профессии:
Работать психологом — это не всегда позитивная отдача, и стойкий положительный результат. Работа в государственных учреждениях с социальной направленностью на неблагополучные семьи, служба в хосписах, детских домах – очень специфична, требует огромной самоотдачи и видение своей деятельности как миссии, но даже это не спасает от эмоционального выгорания, которое наступает быстрее, чем в других профессиях. Другие минусы специальности:
-
не всем можно помочь; -
психологи, работающие в службе доверия, часто сталкиваются с суицидом и попытки помощи не всегда увенчиваются успехом; -
жизнь и проблемы других людей начинают захватывать больше, чем собственные; -
депрессия, одно из частых состояний психолога, который так и не научился дистанцироваться и пропускает все через себя; -
манипулятивные техники рождают чувство власти и превосходства над людьми. -
работа подразумевает высокий уровень ответственности, а иногда может приводить ко внутреннему изнеможению.
Психограмма психолога
Важными нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.
Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. Психолог должен хорошо знать свои личностные особенности, способности, возможности, сильные и слабые стороны, способы компенсации недостатков.
Он должен уметь регулировать свои эмоциональные состояния, мобилизовывать свои психологические функции (память, внимание, мышление), осуществлять поиск и анализ необходимой научной, социальной, учебной и профессиональной информации, тренировать профессионально важные качества.
Наконец, психолог должен иметь и постоянно развивать в себе профессионально важные качества: интеллектуальность (любознательность, логичность и практичность ума, рефлексивность); социабельность (эмпатия, потребность в социальных контактах и социальном одобрении, коммуникабельность). Очень важным нам представляется сочетание потребности в достижениях, силы «я» и самокритичности, эмоциональной устойчивости, жизнерадостности и оптимизма.
В работе с учащимися психологу нужны знания об их возрастных и типологических особенностях; представление о динамике развития личности в онтогенезе; соотношение воспитания, обучения и развития; взаимодействие обучаемости и обученности школьников. Ему придется сталкиваться с отклонениями в развитии, поведении, учении и общении учащихся, для распознания которых психолог должен знать психологию этих процессов и явлений. В этой работе ему потребуются критичность, независимость, нестандартность мышления и руководство здравым смыслом, восприимчивость, чувство новизны и способность выполнять разнообразную деятельность, энтузиазм, аккуратность и последовательность, терпеливость и упорство, способность обучать других, подчинять себе и большое чувство ответственности. Какие личностные проявления несовместимы с работой психолога? Это незрелость личности, низкая сила "эго", низкий интеллект, отсутствие эмпатии, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность. Медицинские ограничения для психолога: вирусоносительство, хронические мигрени; сердечно-сосудистые заболевания; нервно-психические заболевания; проблемы с памятью и вниманием; нарушения речи, зрения и слуха.