Файл: Что такое античность и в чём особенности возникновения и развития античной цивилизации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций


Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Всеобщая история
Группа Пм22Э271в

Студент
И.О. Макарова


МОСКВА 2023



Часть 1.

  1. Что такое античность и в чём особенности возникновения и развития античной цивилизации?

Античность — это цивилизация, созданная древними греками и римлянами, которая продлилась с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э. - более 1200 лет.
Отличительная черта Античности - это новое восприятие мира, в котором происходит полный распад родовых отношений и на первый план выдвигается отдельно взятый человек. Искусство обращает свой взор к реальной, повседневной, а не только ритуальной жизни. В мифе утверждается антропоморфизм.


Этот период делится на два этапа:

  1. Древнегреческая.

  1. Римская.

Античная цивилизация, также, как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией. Она возродилась непосредственно из первобытности, а не на основе предыдущей цивилизации.
Античное общество развивалось очень динамично, так как с самого начала в нем происходила борьба между рабским крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Главной причиной этого является бурное развитие ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати. Противоречия между могуществом торгово-ремесленной части демоса и уходящей в прошлое силой землевладельческой знати составило движущую пружину развития греческого общества, которое к концу VI в. до н. э. разрешилось в пользу народа.


В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

Появился первый в истории образец народовластия -- демократия как олицетворение свободы. Демократия в греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти.

В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны.

Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.

В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Оценивая его роль в античности, думается, ближе к истине позиция тех исследователей, которые секрет уникальных достижений античности видят не в рабстве (труд рабов неэффективен), а в свободе. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации.
2. Что такое полис и каковы особенности его внутреннего устройства?

Полис – это особый вид общины, который состоял из крестьян-земледельцев и городских жителей.

Главные неотъемлемые черты полиса:

  1. античная форма собственности, в которой присутствовала, как государственная, так и частная, причем частная была опосредована государственной;

  2. присутствовал институт гражданства - население полиса состояло из полноправных, неполноправных и бесправных категорий его жителей;

  3. отношение граждан к военной организации полиса;

  4. формы самоуправления гражданского коллектива, благодаря народному собранию, которое объединяло исключительно граждан, учитывалось волеизъявление каждого гражданина полиса;

  5. стабильность гражданского коллектива и небольшие размеры территории полиса.

Таким образом, можно сказать, что каждый член полиса одновременно являлся и гражданином, и собственником, и воином.
Только граждане полиса имели право:


  1. владеть землей и распоряжаться ею на территории полиса;

  2. участвовать в военной и политической организации полиса.

Все члены полисной гражданской общины, как горожане, так и сельские жители, представляли собой сплоченный и замкнутый коллектив, строго сохранявший и контролирующий все права и привилегии своих членов.

Сельское хозяйство являлось главной сферой деятельности членов полиса. Поэтому основой экономики классического полиса являлось в большей степени сельское хозяйство.

Для своего времени древнегреческий полис был наиболее совершенной формой организации господствующего класса, главным преимуществом которого была широта и устойчивость его социальной базы.
3. В чём сущность рабовладельческого общества и специфика применения рабского труда?

Возникновение и развитие рабовладельческих отношений в различных странах происходило по-разному, но вместе с тем имелись общие для всех стран и народов основные экономические условия, которые способствовали переходу к соответствующему способу производства.

Среди этих условий выделим следующие:

  1. развитие производительных сил достигает такого уровня, когда становится возможным создание не только необходимого, но и прибавочного продукта;

  2. появление индивидуального хозяйства и частной собственности на средства производства;

  3. развитие имущественного неравенства, выделение в общинах богачей и зажиточной верхушки, которая имела крупное хозяйство и нуждалась в дополнительной рабочей силе.

В различных формах рабской зависимости различают два основных типа рабства:

1) раннее, или патриархальное, рабство, связанное с натуральным видом хозяйства:

2) античное рабство, характерное для обществ с развитыми товарно-денежными отношениями.

Рабовладельческое общество возникло с развитием товарно-рыночных отношений. В данный период торговля людьми была на законодательном уровне. Также официально было прописано разрешение на полное владение рабами и возможность совершать с ними любые действия.

Выделяются основные черты рабовладельческого общества:

  1. раб является полной собственностью хозяина, также как его достижения и результаты труда;

  2. раб не владеет орудием производства;

  3. раб принудительно трудится на хозяина;

  4. он не имеет юридического и правового голоса в обществе и не защищен законом;

  5. разрешение на замужество или женитьбу дает только хозяин;

  6. сферу деятельности выбирает только владелец рабов.

К патриархальному рабству относится домашнее рабство, в него входило много производственных процессов (молотьба, помол зерна, уход за скотом). Поэтому использование труда раба в «домашнем хозяйстве» свидетельствует не о суженном применении рабского труда в примитивном хозяйстве, а, наоборот, о его широком распространении. Одной из характерных черт патриархального рабства было совместное участие рабовладельца и его раба (или рабов) в трудовом процессе. Античное рабство отличается от патриархального тем, что в большей степени юридически закрепляло отчуждение личности раба, как это следует из сравнения римского законодательства с древневосточными судебниками

На Западе и Востоке рабство развивалось по одним и тем же законам, и самые разнообразные формы рабства встречаются и на Западе, и на Востоке. В одной и той же стране в одно и то же время обычно сосуществовали разные формы эксплуатации рабов. Как на первом, так и на втором этапах развития Р. с. основные базисные признаки рабства одни и те же, различны лишь их внешние формы.
4. Что общего и в чём специфика социального и политического устройства древних Афин и Спарты?

К началу V века до н. э. в Греции выделилось два наиболее значительных города-государства - Спарта и Афины. Пути развития этих государств были различны.

Спартанская община носила аграрный, землевладельческий характер;

торгово-денежные отношения были здесь развиты слабо. Земля, поделённая

на примерно равные участки (клеры) и находившаяся у отдельных семей

спартиатов, считалась собственностью общины, государства в целом, и

владеть ею отдельный спартиат мог лишь как член общины. Эти земли

обрабатывались трудом бесправного, зависимого и прикреплённого к клерам населения - илотов. В отличие от обычного для Греции типа рабовладения

илоты принадлежали не отдельным спартиатам, а всей общине в целом. В

Спарте существовала также особая категория неполноправного населения –

периэки (“живущие вокруг”, т.е. не на территории самого города Спарты). Их

положение было менее тяжёлым. Они владели имуществом и землей на основе частной собственности и занимались не только земледелием, но ремёслами и торговлей. Богатые периэки владели рабами.

Между древнейшими государственными образованиями есть много общего. Как Спарта, так и Афины представляли собой города, обладающие собственной системой управления. Они вступали в союзы со своими соседями, участвовали в военных походах. В них сформировались собственные принципы существования, которые разделялись населением. Как Спарта, так и Афины вошли в состав Римской империи в 146 году до Новой эры, однако сохранили право на самоуправление.

Тем не менее, внутренний уклад данных государственных образований был абсолютно разным. Афины – это образец демократии, где все решения проходили одобрение народного собрания. В Спарте власть принадлежала двум царям, которые действовали единолично. В Афинах люди обладали личной свободой: как демос, так и аристократы. Рабов было мало, и в основном они происходили из числа народов, потерпевших поражение в войнах. В Спарте все люди делились на рабов (илотов) и воинов, обладавших свободой.

Афины подарили миру такие достижения, как Олимпийские игры, философия, риторика, поэзия. В Спарте происходил искусственный отказ от данных «излишеств», состязания на потеху публики были запрещены. Формально не существовало частной собственности, всё принадлежало общине. Стоит заметить, что общеизвестный принцип сбрасывания слабых младенцев со скалы существовал не только в Спарте, но и в Афинах.

Различие между Афинами от Спартой заключается в следующем:

1. Общественный строй. В Спарте всё население делилось на 2 неравные категории – илотов (рабов) и дорийцев (свободных граждан). В Афинах были аристократы и демос (свободные люди), а также рабы, коих было немного.

2. Форма правления. В Афинах была древняя демократия, в то время как в Спарте – классическая аристократия.

3. Экономика. В Афинах были развиты такие формы хозяйства, как садоводство и животноводство, земледелие, торговля, ремесленность.

4. Культурное развитие. В Афинах поощрялось любое проявление свободы личности: философия, поэзия, риторика. В Спарте диктовался полный отказ от всего «лишнего», роскошью считалось всё, что выходит за рамки естественных потребностей.
5. В чём причина установления гегемонии Македонии в Древней Греции?

Филипп II закрепил политику своих предшественников по укреплению Македонии и централизации ее государственного управления. Именно Филиппу II античная история приписывает проведение целой серии различных реформ, после которых Македония превращается в одно из сильнейших государств не только греческого мира, но и становится соперницей мировой Персидской державы.

Он провел важные экономические преобразования:

  1. начал строительство городов, которые в дальнейшем становились стратегически важными военными центрами, и переселение в них жителей племенных посёлков.

  2. увеличил добычу железной руды и перевооружил армию.

  3. запустил разработку рудных месторождений – добычу железа для вооружения армии, начал чеканить свою монету.

  4. добился процветания кораблестроения, увеличив производство корабельного леса, дегтя и смолы.



Военная реформа Филиппа должна была направлена на объединение греческой и македонской военной организации. Вместо нестройного и слабо обученного греческого ополчения гоплитов, собираемого от случая к случаю, или капризных наемников Филипп II комплектовал свою армию из свободных македонских земледельцев, набираемых по территориальным округам на несколько лет, в течение которых они проходили специальный курс обучения.

Филипп усилил значение конницы, которая из сугубо вспомогательных отрядов в греческих армиях превратилась в особый род войск, способный не только взаимодействовать с фалангой, но и решать самостоятельные задачи. В составе македонской армии находились комплексы метательных орудий (катапульт, баллист и др.), тараны и осадные машины, с помощью которых можно было брать штурмом сильно укрепленные города.

В результате проведенных реформ Македония в середине IV в. до н. э. стала сильнейшим государством и начала активное вмешательство во взаимоотношения греческих полисов, преследуя при этом свои цели.
6. Что такое эллинизм и какое значение в развитии Древнего мира он сыграл?

Эллинизм начался с походов Александра Македонского на Восток в 334 г. до н. э. и закончился завоеванием последнего эллинистического государства, Египетского царства, римлянами в 30 г. до н. э. Он стал насильственным объединением древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся раздельно, в единую систему государств. Данное общество представляло собой объединение элементов древнегреческой и древневосточной цивилизации, давший новую экономическую структуру, государственное устройство и культуру, новую систему международных отношений.

Эллинизмом называют объединение и взаимодействие греческих и восточных элементов практически во всех областях жизни - экономики, классово-социальных отношений, политических учреждений, культуры и религии. В некоторых государствах преобладали греческие начала, например, Пергам, Македония, Великая Греция, в других — восточные - Бактрия, Иран, Средняя Азия, их соотношение было практически равномерным.

В целом эллинизм стал более высоким этапом исторического развития народов классической Греции и Древнего Востока, сделавших шаг вперед в экономической жизни, усложнении социально-классовой структуры, государственного строительства, культуры и религии. Основой прогрессивных изменений в эпоху эллинизма было взаимообогащение древнегреческой и древневосточной цивилизаций. Поощрение торговых операций, активное градостроительство, сложность в классовых и социальных отношениях. На смену традиционным типам суверенного греческого полиса, с одной стороны, и древневосточной деспотии — с другой, пришла форма эллинистической монархии, сочетающей в разных вариациях элементы как полисной государственности, так и древневосточных монархических порядков. Плодотворным было взаимодействие и взаимообогащение греческих и восточных начал в области культуры и религии. В эпоху эллинизма оно проявилось в бурном развитии точных наук (астрономии, математики, физики), биологии, географии, в создании сложных философских систем, массовой скульптуры, расцвете градостроительства, архитектуры, литературы, поэзии.
7. В чём причина поражения греческих полисов в борьбе с Римом?

К III в. до н.э. Греция представляла из себя разрозненные земли, объединённые лишь общей историей и наследием эллинской цивилизации. Увеличивалось социальное расслоение, назревали народные восстания и конфликты между городами - полисами.

В Античности берега современных Черногории и Албании являлись пристанищем иллирийских пиратов, совершавших налеты на торговые корабли в Адриатическом и Ионическом морях. Римские дипломаты, прибывшие к местному царю Аргону добиваться защиты купцов, оказались унижены, а на обратном пути, подверглись нападению.

В 229 году до н.э. смывать оскорбление отправился римский флот, который к 219 году до н.э. сумел зачистить всё Иллирийское побережье. Однако данное действие Рима в Элладу стало поводом к вступлению в конфликт Македонии.

С 214 по 168 года до н.э. между двумя державами вспыхнули три масштабные войны. Все они стали неудачными для греков.

Македония, будучи крупной империей и гегемоном в Греции, вызывала страх у Этолийского и Ахейского союзов, а также страдала от сепаратистских настроений. Всё это выгодно использовала римская дипломатия.

Заключив ряд антимакедонских союзов с сепаратистами, ахейцами и этолийцами, Рим получил численное преимущество и, в конце концов, полностью уничтожил Македонию, как независимую страну.

В 192 году до н.э., заручившись поддержкой Селевкидского царства, в войну с Римом вступил Этолийский союз.

Потерпевшая серию поражений Македония не смогла поддержать этолийцев, но напротив, была вынуждена принять сторону Рима. Кроме того, под знаменами римских легионов выступил Ахейский союз.

В 189 году до н.э. альянс римлян, македонцев и ахейцев разгромил этолийское ополчение. Пелопоннес подвергся тотальному разорению, а земли этолийцев оказались поделены между победителями.

В 147 году до н.э. в землях пока еще независимого Ахейского союза разгорелась революция. Народные массы восстали против правящей олигархии и требовали немедленного изгнания римлян из Эллады.

Попытки римской дипломатии уладить конфликт с новой властью оказались безрезультатными. Взявшие главенство демократы освободили рабов, отменили все долги, а также провозгласили передел земель и имущества.

К сожалению, силы Рима и Ахейского союза оказались несопоставимы. В 146 году до н.э. вдвое превосходящая по численности римская армия уничтожила ахейское войско, а после сравняла с землей столицу альянса Коринф.

В конечном итоге римская дипломатия удачно воплотила в жизнь принцип «разделяй и властвуй». Подкупая греческих олигархов, Сенат провоцировал междоусобные войны, что позволяло легионам вмешиваться в дела Эллады принимая ту или иную сторону.
Задача 1. Прочитайте отрывок из произведения Аристотеля "Политика. Афинская полития" о законодательстве Солона: «Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен, — Не сократил его прав, не дал и лишних зато. Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством Славился, — чтоб никаких им не чинилось обид. Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая, И никому побеждать не дал неправо других». Действительно ли Солон заложил основы демократии в Афинах?

Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации. Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много занимался торговыми операциями и хорошо знал нужды торгово-ремесленных слоев Афин.

Он провел ряд очень важных реформ.
Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо
понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации.
Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много
занимался торговыми операциями и хорошо знал нужды торгово-
ремесленных слоев Афин.


Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации.
Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много
занимался торговыми операциями и хорошо знал нужды торгово-
ремесленных слоев Афин.


  1. крестьяне перестали зависеть от высшего сословия, так как он уничтожил все долговые обязательства крестьян и приказал убрать долговые камни с их участков.

  2. освободил всех, кто находился в долговом рабстве, с тех пор было запрещено брать кого-то в рабство за долг;

  3. ввел систему народного собрания, на заседаниях которого стали приниматься законы и решаться государственные дела. В собрании принимал участие каждый афинянин.

  4. создал народный суд, определяющим условием которого было то, что афиняне всех разрядов были равны перед законом.

Таким образом, все реформы Солона были очень важны, ведь заложили основы демократического строя в Афинах.
Задача 2. Прочитайте отрывок: «Раскопки начались в апреле 1870 г…. В самой высокой части города стоял храм Афины, вокруг него Посейдон и Аполлон построили стену Пергама – так говорил Гомер. Следовательно, храм нужно было искать н середине холма; там же должна была находиться возведенная богами стена. Разрыв вершину холма, … обнаружил стену. Здесь он нашел оружие и домашнюю утварь, украшения и вазы – неоспоримое свидетельство того, что на этом месте был богатый город. Но он нашел и кое что другое, и тогда впервые имя … прогремело по всему свету: под развалинами Нового Илиона он обнаружил другие развалины, под этими – еще одни: холм походил на какую-то чудовищную луковицу, с которой надо было снимать слой за слоем. Как можно было предположить, каждый из слоев относился к определенной эпохе. Жили и умирали целые народы, расцветали и гибли города, неистовствовал меч и бушевал огонь, одна цивилизация сменяла другую – и каждый раз на месте города мертвых вырастал город живых». Карам К. Боги, гробницы, ученые. – М., 1964. О каких раскопках и каких цивилизациях идет речь в отрывке? Кто руководил раскопками?

В данном отрывке говорится о раскопках Древней Трои, проводимые под руководством археолога-самоучки Генриха Шлимана. Генрих Шлиман считал, что «Илиада» Гомера скрывает в себе таинственный ребус, который нужно распознать и расшифровать, чтобы найти путь к настоящей Трое, поэтому решил предпринять раскопки. Географические описания, данные в Илиаде, заставляли подозревать, что руины Трои могут быть сокрыты под холмом Гиссарлык на северо-западе современной Турции. В апреле 1870 года он, получив разрешение османских властей, начал раскопки под холмом Гиссарлык.

За сравнительно небольшой период он и его помощники нашли не менее семи исчезнувших городов, а позднее еще два - девять.

Было ясно, что нижний слой относится к древнейшим временам, так как было понятно, что тем, кто жил тогда было еще неизвестно употребление металлов, а верхний слой, очевидно, самый молодой; здесь и должны были сохраниться остатки того Нового Илиона, в котором Ксеркс и Александр совершали свои жертвоприношения.