ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..стр.3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ………………………………………………………......стр.6-14

    1. Психологическое благополучие -как предмет

научного анализа………………………………………………….стр.6-9

    1. Факторы, влияющие на психологическое благополучие в профессиональной деятельности медицинского персонала……………………………………………......................стр.9-11

    2. Стадии формирования форм психологического благополучия…………………………………………………….стр.11-13

Выводы по первой главе……………………………………………..стр.13-14

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ПО ШКАЛЕ РИФ………………………………….стр.15-26

2.1. Организация и методы исследования…………………………..стр.15-20

2.2. Анализ результатов исследования……………………………....стр.20-25

Выводы по второй главе……………………………………………....стр.25-26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...стр.26-28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….....стр.29-31

ВВЕДЕНИЕ
Понятие «психологического благополучия» относится к экзистенциально-гуманистической психологии и означает субъективное самоощущение целостности и осмысленности человеком своего бытия. Проблема психологического благополучия личности является одной из фундаментальных в психологии, поэтому интерес к ней сохраняется на протяжении всей истории психологической науки.

Традиционно психологическое благополучие рассматривалось через противопоставление психологическому нездоровью и неблагополучию. В настоящее время активно изучается связь психологического благополучия с различными особенностями личности (смысложизненными ориентациями, суверенностью психологического пространства, стратегиями жизни и т. д.) и его профессиональной деятельности.

Актуальность темы данного психологического исследования состоит в том, что вопросы сохранения и развития профессионального благополучия именно в сфере медицины приобретают особую значимость. Повседневная деятельность медицинского специалиста сопровождается негативным воздействием многих вредных факторов, которые, например, могут снижать общий уровень здоровья, а также способствовать формированию профессиональных заболеваний. Медицинский труд характеризуется высоким эмоциональным напряжением, связанным с ответственностью за жизнь и здоровье человека, высокой интенсивностью деятельности, частыми перегрузками. Психологические факторы оказывают как положительное, так и негативное влияние на личность медицинского работника, на сам лечебно-диагностический процесс и на качество оказываемых медицинских услуг. Именно поэтому вопросы здоровья и благополучия медицинских работников являются важными основами эффективной деятельности сферы здравоохранения.

Объект исследования - психологическое благополучие медицинских работников

Предмет исследования - показатели психологического благополучия медицинских работников

Целью работы является изучить и проанализировать показатели психологического благополучия медицинских работников.

Основные задачи работы:

  1. Изучить факторы, влияющие на психологическое благополучие в профессиональной деятельности медицинского работника.

  2. Описать стадии формирования различных форм психологического благополучия.

  3. Выбрать методы для эмпирического исследования

  4. Организовать психологическое тестирование среди медицинских работников на предмет психологического благополучия

  5. Проанализировать полученные результаты

Для решения задач мы используем следующие методы психолого-педагогического исследования:

1. Анализ литературы;

2. Методы сбора эмпирических данных: наблюдение, беседа, «Шкалы психологического благополучия» Кэрол Рифф (CarolRyff);

3. Методы качественной и количественной обработки данных.

Гипотеза исследовательской работы состоит в том, что психологическое благополучие медицинских работников оказывает огромное влияние на качество, оказываемых ими услуг.

База и выборка: Медицинский спа-центр «Весна» представлена 20 исследуемыми медицинскими работниками, мужского и женского пола. Возраст исследуемых 28-50 лет.

Практическая значимость работы заключается в изучении психологического благополучия медицинских работников, коммерческой медицинской структуры, спецификой, которой является работа, в большинстве случаев со здоровыми людьми, которые приходят за эстетической коррекцией.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1. Психологическое благополучие -как предмет научного анализа

Сегодня такое выражение, как психологическое благополучие, часто используется как в отечественной, так и в зарубежной психологии для лучшего понимания состояния человека, во взаимосвязи его психических, физиологических состояний и многих других факторов. Само слово «благополучие» достаточно широко представлено, и в науке, и в повседневном сознании людей. Однако, в то же время, само словосочетание, «психологическое благополучие» вошло в понятие психологической науки относительно недавно, и в современной психологии нет общепринятого определения. Его сложно дать в силу неопределенности этого словосочетания, так как всегда это будет подразумевать определенную долю субъективного восприятия, в зависимости от того, кто апеллирует данной формулировкой. Благополучие воспринимается как многоступенчатая конструкция, со сложным механизмом взаимодействия таких факторов, как: социальных, культурных, экономических, психологических, физических, а также духовных. [19]



В рамках психологии, и с учетом жизненного опыта, быть психологически благополучным, означает быть счастливым, успешным, удовлетворенным настоящим, одним словом, жить в гармонии с собой. Если коснуться истории психологии, то словосочетание и термин «психологическое благополучие», как предмет научного исследования получил распространение в психологии с середины прошлого века.[4] Интерес к изучению проблемы психологического благополучия личности совпал с появлением позитивной психологии - направления, предлагающего обратить внимание не на изучение отклонений и заболеваний психики, а на ресурсы и потенциал личности, ее позитивное функционирование.Основоположник позитивной психологии — Мартин Селигман — выделял субъективное ощущение счастья и общей удовлетворенности, позитивные черты личности и позитивные социальные структуры и явления в качестве основных объектов изучения данного направления в психологии. [15]Проблема понимания и аспектов психологического благополучия получила свое развитие с выхода в 1969 году работы Н. Брэдбёрна  «Структура психологического благополучия».

Он представляет термин «психологическое благополучие» и отождествляет его с субъективным чувством счастья и общего удовлетворения в жизни.

Н. Брэдбёрн отмечает, что он не включает в свою концепцию психологического благополучия ряд других широко используемых тезисов, таких как самоактуализация, самооценка, автономия, но в то же время исследователь отмечает, что эти понятия могут иметь области взаимного пересечения.[1]

Труды Э. Динера внесли существенный вклад в осознание феномена психологического благополучия. Он ввел понятие «субъективное благополучие». Фактически, определение данного понятия приближенно к той трактовке «психологическое благополучие», которая обозначена в концепции Н. Брэдбурна. [6]Субъективное благополучие, по мнению автора, составляют три компонента: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции, все эти компоненты составляют «субъективное благополучие». Здесь рассматривается когнитивная (интеллектуальная удовлетворенность в сферах жизни) и эмоциональная (наличие плохого-хорошего настроения) сторона принятия себя. Э. Динер считает, что большинство людей так или иначе судят о том, что с ними происходит, по принципу «хорошо — плохо», но такая интеллектуальная оценка всегда имеет соответствующую окраску эмоции. Социально-экономические факторы — важная часть психологического благополучия, но иногда они могут отсутствовать. Если подробно говорить о внешних факторах, то уровень доходов не имеет линейной зависимости от психологического благополучия, поскольку он определяется удовлетворением основных потребностей. [2]Можно вывести формулу психологического благополучия: взаимодействие с другими людьми + активная социальная деятельность = увеличение показателей психологического благополучия и также положительная динамика социальных контактов. Если же мы будем рассматривать психологическое благополучие в более узкой форме, как удовлетворение субъективно важных областей деятельности и поведения, то возможно, что его высшей формой станет самоактуализация.


В трудах Минюровой С. А., Заусенко И. В. было выявлено, что личные качества, присущие человеку, характеризуют его стремление к личному развитию и служат личными детерминантами психологического благополучия. Те качества человека, которые отвечают за психологическое благополучие, являются определяющими мотиваторами, которые связывают отношение человека к себе и его стремлению к саморазвитию и самосовершенствованию. [13]

По мнению Д. А. Леонтьева, благополучие определяется смыслом жизни: например, гедонистический образ жизни, основанный на стремлении к счастью и удовольствиям, является тупиком с точки зрения поиска и осознания смысла жизни и, следовательно, благополучия. Уровень тревожности, который также относится к понятию «эмоциональная нестабильность» или в более запущенной форме «невротизм», является одним из наиболее изученных терминов психологического благополучия. [5]Многочисленные исследования, проведенные в рамках эвдемонического подхода к оценке психологического благополучия, подтверждают существование таких концептов, как «смысл жизни» и «личностный рост».

Основываясь на существенной разнице между гедонией и эвдемонией, К. Рифф разработал модель психологического благополучия, постулируя: 1) психологическое благополучие — это непрерывный личностный рост и полноценная ценность жизни; [6]

2) эвдемоническое благополучие — следствие эффективной саморегуляции различных психологических и физиологических систем.
Из всего вышеперечисленного, можно предположить, что уровень психологического благополучия будет соответствовать удовлетворению потребностей на разных уровнях: жизненных (биологических) потребностей; социальные потребности, которые будут включать в себя желание принадлежать к определенной социальной группе (сообществу) и занимать в ней свое место. Пользоваться привязанностью и вниманием других, быть объектами их уважения и любви.
1.2. Факторы, влияющие на психологическое благополучие в профессиональной деятельности медицинского персонала
Специфика работы медицинского персонала очень непростая, так как связана с взаимодействием многих людей и в целом с их здоровьем и даже жизнью. Поэтому, отпечатки работы откладываются на психологическом благополучии многих медицинских работников.

В выборе профессии, кроме общих факторов, влияющих на принятие решения, по мнению Е.А. Климова, имеют значение и специфические мотиваторы. На выбор медицинской профессии оказывают влияние такие причины как: желание лечить людей; желание облегчить страдания тяжелобольных, стариков и детей; возможность заботиться о здоровье своих близких; престиж профессии и семейные традиции; желание решать научные медицинские проблемы; возможность заботиться о своем здоровье; возможность оказывать влияние на других людей; доступность медикаментов; материальная заинтересованность и т.д.[8]


Взаимодействие с людьми является одним из основных мотиваторов в выборе медицинской профессии, который проявляется в реализации стремления заботиться о людях.[ 9]

Поэтому феномен психологического благополучия у медицинского работника, напрямую зависит от его профессиональной деятельности. Удовлетворение потребности в профессиональных достижениях, карьере, признании, самосовершенствовании влияет на общую удовлетворенность от своей работы медицинского работника. Если он видит результаты своего труда, прежде всего выздоровление больных, его удовлетворенность профессиональной деятельностью повышается, тем самым повышая его психологическое благополучие.

Тем самым, можно выделить следующие факторы, которые оказывают влияние на психологическое благополучие медицинских работников[18]:

-Эмоциональный фактор. В современном мире работа практикующих врачей или медицинских сестёр предполагает большую эмоциональную насыщенность. Эти эмоции обычно амбивалентны. С одной стороны, это могут быть удовлетворение по поводу успешно проведённого лечения, одобрение и уважение коллег; с другой стороны, ответственность за жизнь и здоровье пациентов, что часто проявляется в угнетение из-за ошибки в диагнозе, напряженность деятельности, усталость, разочарование в профессии и т.п. Также длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций(неизлечимое смертельное заболевание, муки, страдания больных и т.д.,) которые по механизму «эмоционального заражения» (эмпатии) передаются на медицинского работника;

-Социально-психологический фактор. Многое зависит и от того, насколько престижной в обществе считается специальность. Часто можно встретить непризнание истинных заслуг врача или медсестры, неуважительное отношение пациентов. Представители более уважаемых медицинских специальностей обычно имеют высокую заработную плату, больше возможностей для профессионального роста.

-Физический фактор.

Физическая нагрузка, неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами, что может вызывать трудности сочетать работу и личную жизнь, также может вызывать чувство неудовлетворенности.

-Личностный фактор. Ежедневно медики сталкиваются с множеством нравственно-этических проблем, решение которых во многом зависят от их индивидуальных качеств. Воспринимающий всё близко к сердцу медицинский работник чаще подвергается профессиональной деформации и эмоциональному выгоранию. Профессиональная деформация представляет собой изменение уровня выраженности профессионально важных качеств под влиянием деятельности и индивидуально-психологических особенностей личности. Только зрелая, целостная личность в состоянии справляться с подобными трудностями.