Файл: Введение Есть два способа придать философский смысл такому понятию, как наука.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Есть два способа придать философский смысл такому понятию, как наука. Первый - трансцендентально-аналитический. Она заключается, во-первых, в представлении "науки" как специфической структуры сознания в его познании и когнитивно-процессуальной определенности. Во-вторых, отвечая на вопрос: как такая структура возможна с точки зрения общих свойств сознания, его основ и познавательных средств? Этот подход является имманентно-философским, потому что он опирается, прежде всего, на категорические ресурсы самой философии и только во-вторых, на изучение эмпирической природы науки. Трансцендентально-аналитическая традиция понимания "науки" была инициирована древнегреческими философами (Парменид, Платон, Аристотель). Она доминировала в истории философии вплоть до начала XIX века, но была наиболее четко сформулирована И. Кантом в виде поставленных им вопросов: как возможна математика, как возможна теоретическая естественная наука и т. д. Поэтому подобное философское исследование науки можно назвать "кантийской" парадигмой философии науки. Второй логически возможный вид философского анализа науки - обобщающий синтетический. Она основана преимущественно на эмпирическом изучении науки как специфической социокультурной реальности со специфическими когнитивными, коммуникативными и практическими механизмами функционирования и воспроизводства. Философия науки в таком понимании, по сути, базируется на метанаучных разработках (история науки, социология науки, логика науки, научные исследования). Важнейшим аспектом для понимания сущности современной науки является ее признание в качестве важного первичного элемента, основы инновационной системы общества. Эта система, помимо науки, включает в себя технологию, производство, маркетинг и потребление различных товаров и услуг, производимых в обществе. Современные развитые государства и страны имеют в основе своего существования и развития не только экономику, но и инновационную экономику, в которой производство товаров и услуг в значительной степени основывается и зависит от систематического использования научных знаний во всех частях экономической системы.
С другой стороны, наука (в том числе фундаментальная) достаточно жестко связана с удовлетворением потребностей и решением задач экономического развития.
И это не в последнюю очередь связано с тем, что современная наука стала очень "дорогой" для общества с точки зрения финансового и материального обеспечения, а налогоплательщики (на средства которых существует наука, особенно ее государственный сектор) имеют право рассчитывать на эффективную, практически ощутимую отдачу от огромных средств, вложенных в поддержание и развитие современной науки. Большинство развитых стран ежегодно тратят на науку от двух до двух с половиной процентов своего валового внутреннего продукта.
Однако существование науки как важнейшего звена инновационной экономики (экономики, основанной на знаниях) требует не только значительного уровня ее финансовой и материальной поддержки со стороны государства и частного сектора (прежде всего - промышленных предприятий), но и соответствующего организационно-правового обеспечения, являющегося основным объектом научно-технической политики современных обществ и государств.
Организационно наука как часть инновационной системы общества разделена на цепь внутренне взаимосвязанных, но относительно самостоятельных подсистем научного знания со своими специфическими задачами, методами и функциями (фундаментальная наука - разработка (полезные модели, технологии, ноу-хау) - прототипы).
Затем начинается серийное производство, маркетинг и потребление инновационной продукции. Эти организационные подсистемы научного бытия требуют особого философского осмысления как с точки зрения выявления специфических закономерностей функционирования каждой из них, так и с точки зрения построения теорий эффективного функционирования всей цепочки науки в целом. Разнообразие философских проблем возникает и в понимании систем "научного общества", "научного государства", которые находят свое конкретное воплощение и правовую формулировку в соответствующих концепциях национальной научно-технической политики. Разработка и анализ этих концепций также является одной из важнейших задач современной философии науки. Ведь практика управления наукой в разных странах свидетельствует о существовании как универсальных законов, так и схем эффективного управления НТИ. Каковы причины этих особенностей и в какой степени их необходимо сохранять в контексте глобализации современных мировых систем, включая науку? Наконец, важнейшим аспектом существования современной науки как неотъемлемой части инновационной системы современного общества является правовое регулирование научной деятельности. Юридическая философия современной науки - один из вопросов, которому, как представляется, в последние десятилетия уделяется мало внимания в философии науки. Решение этих проблем имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, и философы должны внести свой вклад в их решение. Прежде всего, это комплекс философских вопросов, связанных с понятием "интеллектуальная собственность", его сущностью, структурой, формированием институтов интеллектуальной собственности, соотношением понятий "интеллектуальная собственность", "научное знание" и "научная собственность", проблемами государственного управления интеллектуальной собственностью, долей интеллектуальной собственности в общем объеме и стоимости валового внутреннего продукта, прогнозом научно-технического развития и, наконец, вопросами гармонизации международного и национального законодательства.
Наука как часть инновационной системы современного общества
Реализация ограниченных когнитивных ресурсов классической науки приходится на конец XIX - начало XX века, время начала кризиса ее основ (время создания относительности, квантовой механики, конструктивной логики и математики и т.д.) "Качественно новый этап в реализации научного проекта "наука" - неклассическая наука, основанная на существенно отличных от классической науке основах. Онтология неклассической науки: релятивизм (пространство, время, масса), неопределенность (фундаментальные отношения объектов), масса (совокупность объектов любого вида - статическая система), системность, структурализм, организация, эволюция систем и объектов. Гносеология неклассической науки: субъектно-объектная концепция науки научного знания, гипотетичность, вероятностный характер научных законов и теорий, частичная эмпирическая и теоретическая верификация научного знания. Методология неклассической науки: отсутствие универсального научного метода, плюрализм научных методов и средств, интуиция, творческий конструктивизм. Социология неклассической науки: "гранулированная" структура научного сообщества, разнообразие форм научного сотрудничества, наука как объект экономического, правового, социального и государственного регулирования, противоречивое разнообразие норм научной этики. Неоклассический этап развития "новой европейской" науки превышает пик развития в 70-х годах XX века. Его заменяет парадигма "постнеклассической" науки (фиксация, разделение и описание специфики, тщательно реализованная в работах В.С. Степина).
Лидерами постклассической науки являются биология, экология, синергетика, глобалистика и гуманитарные науки. Преобладающим объектом исследований постклассической науки являются сверхсложные системы, включающие человека как существенный элемент его функционирования и развития (механический, физический, химический, биологический, экологический, технологический, компьютерный, медицинский, социальный и т.д.). Идеология, философские основы и методология пост-неклассической (современной) науки существенно отличаются и во многом несовместимы с принципами и духом не только классической фазы модернистской (новой европейской) науки, но и ее неклассической фазы. Принципы онтологии постнеклассической науки таковы: Систематизм, Структурализм, Организм, Нелинейный (многомерный) эволюционизм, Телеологизм, Антропология.
Его эпистемологические основы: Проблемная субъективность, социальность (коллективность) научно-познавательной деятельности, контекстуальность научных знаний, полезность, экологическая и гуманистическая ценность научной информации. Методология пост-неклассической науки: методологический плюрализм, конструктивизм, консенсуальность, эффективность, целесообразность научных решений. Мы не будем здесь фиксировать внимание на том, что пост-классическая наука - это, по-видимому, переходное состояние от исторического таксона "модернистской науки" с ее представлениями о научной рациональности к качественно новому историческому таксону науки, который можно назвать "постмодернистской наукой" с совершенно разными представлениями о "науке" и "рациональности".
Важно лишь подчеркнуть мысль о том, что исторические пути бытия того, что называлось и называется "наукой", настолько разнообразны и противоречивы, что их невозможно легко обобщить эмпирическим путем. Помимо диахронического ("исторического") плюрализма "науки", существует также ее синхронный плюрализм. Это обусловлено существенным различием в методологическом арсенале различных научных дисциплин, идеалах и нормах научных исследований, реализуемых в них, а также организационных формах деятельности.
Анализируя современную науку, можно выделить как минимум четыре достаточно разных класса наук, которые существенно различаются по ряду параметров:
-
логико-математический; -
научный; -
инженерно-технологический; -
социально-гуманитарный.
Трудно назвать, что их всех объединяет (тем более, что в каждом классе очень разные дисциплины и теории, включая альтернативные, эмпирические и теоретические уровни знаний и т.д.). Действительно, что общего у "математики" и "истории" или даже "математики" и "физики"? Гораздо легче сформулировать различия и даже контрасты между математическими, физическими и гуманитарными "науками" с точки зрения предметов, способов конструирования знаний, способов обоснования знаний, критериев их принятия ("правдивости") и даже организационных форм научных сообществ и их ценностных ориентаций. Свидетельством существенного расхождения этих видов "наук" является, в частности, частое недопонимание представителей различных наук между собой.
Ярким примером этого является серьезное обсуждение Э. Вигнером непонятной эффективности чистой математики в описании физической реальности. Об этом свидетельствует и "шоковая реакция" историков на массовое применение математических моделей и методов в истории, осуществленное академиком-математиком А. Фоменко и его школой. Рассмотрим возможность применения философского метода для ответа на вопрос, что такое "наука". Последнее начинается с построения универсального содержания "науки" как особого теоретического объекта ("категории"), который имеет свои основы в универсальных свойствах сознания С этой точки зрения, во-первых, наука является результатом деятельности рациональной сферы сознания (а не чувственной, и уж точно не иррациональной сферы).
Во-вторых, наука - это объективный вид сознания, который в значительной степени опирается на внешний опыт. В-третьих, наука в равной степени связана с когнитивной и оценочной сферами рационального сознания. С точки зрения универсальных свойств сознания, тогда науку можно определить как рациональную и субъективную деятельность сознания. Его целью является построение ментальных моделей объектов и их оценка на основе внешнего опыта. Источником рационального знания не может быть ни сенсорный опыт как таковой, ни художественное воображение, ни религиозно-мистическое откровение, ни экзистенциальный опыт, а может быть только мысль - либо в виде построения эмпирических моделей сенсорного опыта, либо в виде построения теоретических объектов (мира "чистых сущностей" или мира идеальных объектов).
Рациональное знание, полученное в результате мыслительной деятельности, должно отвечать следующим требованиям: концептуальная и лингвистическая выразительность, четкость, последовательность, логическая обоснованность, открытость к критике и изменениям.
Требование детерминированности мышления является основным условием его рациональности. Она имеет адаптивно-практический смысл и формирует необходимую основу поведения, которая всегда предполагает и осуществляет определяющий выбор между А и не А. Закон идентичности, основополагающий закон рационального мышления, является логическим представителем закона определения в мышлении. Два других фундаментальных закона мысли - закон о противоречии и закон об исключаемых третьих - являются скорее следствием закона о самобытности и предусматривают его осуществление. Необходимо подчеркнуть, что рациональное мышление (и рациональные знания) - это более широкое понятие, чем научные знания. Хотя все научные знания являются рациональными, не все рациональные знания являются научными. Многие слои повседневных и философских знаний рациональны, но ненаучны. Научная рациональность - это, так сказать, "расширенная" рациональность. Основные свойства научной рациональности: объективность (эмпирическая или теоретическая), уникальность, доказательность, проверяемость (эмпирическая или аналитическая), способность к совершенствованию. Важно отметить, что реализация каждого из вышеперечисленных необходимых свойств научной рациональности может быть и достигается существенно различными способами в различных видах науки (логико-математической, научной, инженерной, социально-гуманитарной).