Файл: Введение Есть два способа придать философский смысл такому понятию, как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, хотя ученые, вносящие наиболее значительный личный вклад, имеют право требовать адекватной материальной и моральной поддержки со стороны своих коллег и общества, а также соответствующего профессионального признания. Такое признание является важнейшим стимулом для научной деятельности. Императив альтруизма означает, что главной целью деятельности ученых должно быть служение истине. Последнее никогда не должно быть средством личной выгоды в науке, а только социально ценной целью.

Запрет организованного скептицизма не только запрещает догматическое утверждение истины в науке, но и налагает на ученых профессиональную обязанность критиковать мнения своих коллег, когда для этого есть хоть малейший повод. К критике следует относиться соответствующим образом, а именно как к предпосылке развития науки. Настоящий ученый - скептик по природе и призванию. Скептицизм и сомнения так же необходимы, незаменимы и деликатны в работе ученого, как скальпель и игла в руках хирурга. Ценность рационализма заключается в том, что наука стремится не просто к объективной истине, а к проверенному, логически организованному дискурсу, конечным арбитром которого является научный разум. Запрет на эмоциональный нейтралитет запрещает людям науки пользоваться эмоциями, личными симпатиями, антипатиями и т.д. ресурсы чувственной сферы сознания в решении научных проблем. Сразу же следует подчеркнуть, что такой подход к научной этике является чисто теоретическим, а не эмпирическим, поскольку здесь наука описывается как конкретный теоретический объект, задуманный с точки зрения собственного ("идеального") существования, а не с точки зрения бытия. Это было хорошо понято самим Мертоном, так же как и то, что науку как социальную структуру невозможно отличить от других социальных феноменов (политика, экономика, религия и т.д.) никаким другим способом (вне ценностного измерения). Даже самые близкие студенты и последователи Мертона, которые проводили обширные социологические исследования поведения членов научного сообщества, были убеждены, что по сути дела амбивалентно, что ученые постоянно находятся в состоянии выбора между полярными поведенческими императивами в своей повседневной профессиональной деятельности.

Таким образом, ученый должен:

  • Как можно быстрее сообщить о своих результатах научному сообществу, но не быть вынужденным спешить с публикацией из-за страха перед их "незрелостью" или недобросовестным использованием;

  • Будьте открыты новым идеям, но не поддавайтесь интеллектуальной "моде";

  • Стремитесь производить такие знания, которые высоко ценятся коллегами, но работать без учета уважения к другим;

  • Защищайте новые идеи, но не поощряйте прыжков к умозаключениям. 

  • Приложите усилия, чтобы узнать работу, которая имеет отношение к его или ее области, но имейте в виду, что эрудиция иногда тормозит творчество.

  • будьте предельно внимательны к формулировкам и деталям, но не педантичны, так как это происходит в ущерб содержанию;

  • всегда помните, что знания интернациональны, но не забывайте, что каждое научное открытие приносит славу национальной науке, откуда оно исходит;

  • обучайте новое поколение ученых, но не уделяйте слишком много внимания и времени преподаванию; учитесь у великого мастера и подражайте ему, но не похожи на него.


Очевидно, что выбор того или иного императива всегда является ситуативным, контекстуальным и определяется значительным числом когнитивных, социальных и даже психологических факторов, которые "интегрированы" отдельными людьми. Одним из важнейших открытий в изучении науки как социального института стало осознание того, что наука - это не единая, монолитная система, а гранулированная конкурентная среда, состоящая из множества малых и средних научных сообществ, интересы которых зачастую не только не совпадают, но иногда даже противоречат друг другу. Современная наука представляет собой сложную сеть взаимодействующих команд, организаций и учреждений - от лабораторий и отделений до государственных институтов и академий, от "невидимых университетов" до крупных организаций со всеми атрибутами юридического лица, от научных инкубаторов и научных парков до научно-инвестиционных корпораций, от дисциплинарных сообществ до национальных научных сообществ и международных ассоциаций. Все они взаимосвязаны через разнообразные коммуникационные связи, как друг с другом, так и с другими мощными подсистемами общества и государства (экономическими, образовательными, политическими, культурными).

Заключение

Эффективное управление и самоуправление современной наукой сегодня невозможно без постоянного социологического, экономического, правового и организационного мониторинга всех ее многочисленных подсистем. Современная наука - это мощная самоорганизующаяся система, двумя основными параметрами управления которой являются, с одной стороны, экономическая (материальная и финансовая) поддержка и социальный порядок общества, а с другой - свобода научного поиска. Поддержание этих параметров на должном уровне и в гармоничном единстве - одна из главных задач современных развитых стран. Эффективная научно-техническая политика является главным гарантом адаптивного, устойчивого, конкурентоспособного существования и развития любого крупного государства и человеческого сообщества в целом. Таким образом, науку можно определить как специальную, профессионально организованную когнитивную деятельность, направленную на получение новых знаний и обладающую следующими свойствами: объективность (эмпирическая или теоретическая), общность, достоверность (эмпирическая и/или теоретическая), определенность, точность, проверяемость (эмпирическая или логическая), воспроизводимость субъекта знаний (потенциально бесконечная), объективная истина, полезность (практическая или теоретическая). В различных областях науки эти общие критерии научности знания получают определенную конкретизацию, обусловленную спецификой субъектов данного подхода. Данный подход направлен на обобщение их логико-методологической, субъективной и операционной уникальности, выявление структуры общих закономерностей, тенденций развития "науки".



Наука - очень сложный и во многом противоречивый объект эмпирического бытия. Это верно и для исторической сущности науки, так сказать, для ее диахронического аспекта, и для ее синхронной сущности с учетом ее современного состояния.

Для того, чтобы служить потребностям практики, с целью повышения господства человека над окружающей его реальностью и, прежде всего, над природой, новая наука, по мнению ее архитекторов, должна служить: сосредоточению внимания на изучении отдельных процессов и явлений, с тем чтобы впоследствии использовать полученные знания о свойствах и закономерностях этих процессов в технических и технологических целях;  сама наука должна быть не созерцательно-наблюдательной, а экспериментальной по своему основанию, т.е. т.е. объектом науки не должна быть сама природа по своей естественности и целомудренности, а должна быть "вырвана" из природы как совокупность или быть материальной системой, искусственно созданной в лабораториях.

Такие "рукотворные" системы легче изучать, чем природные системы в их естественном состоянии. Они, в принципе, бесконечно воспроизводимы. По сравнению с ними гораздо легче получить точное, логически последовательное и количественное описание. Количественное описание свойств, отношений и функциональных законов таких систем подразумевает использование математического языка, языка функций. Последние, в силу непрерывности их диапазона значений, позволяют в принципе неограниченно расширять интервал точности, уникальности и определенности научного языка. Онтологическое обоснование такого подхода было четко сформулировано Галилеем: "Книга природы написана на языке математики" и еще более настойчиво: "Бог есть математик".

Парадигматическими примерами новой науки были аналитическая геометрия (Р. Декарт), механика (Х. Галилео, И. Ньютон) и математический анализ (И. Ньютон, Х. Лейбниц, О. Коши, К. Вейерштрасс). Был предложен новый термин "наука" для обозначения новой науки - экспериментально-математическое исследование реальности.

Однако новая (модернистская) наука также претерпела значительные изменения за 300 лет своего существования и развития, и в ходе своего развития она прошла ряд качественно разных этапов, которые по ряду параметров противоречат друг другу. Среди этих этапов мы выделяем классическую, неклассическую и постклассическую науку (В.С. Степин). Эти виды "науки" отличаются друг от друга не только предметным содержанием и предметной областью, но и основами (онтологическими, гносеологическими, социальными и т.д.).


Таким образом, онтологическими основами классической науки были: антителеологизм, однозначный детерминизм и механизм. Гносеологические основы классической науки: объективные методы исследования, эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивно-аксиоматический способ теоретизирования. Его социальные основы: дисциплинарная организация, создание научных и образовательных учреждений нового типа (научно-исследовательские лаборатории, институты, академические и инженерные сообщества, политехнические и научные колледжи и кафедры, экспериментальные площадки, научные журналы), востребованность науки в обществе, укрепление связей между наукой и производством, создание сектора промышленной науки, появление массовой науки.

Список литературы

  1. Баранцев Р.Г. Методика современной естествознания. М., 2001.

  2. Вернадский В.И. Научное мышление как планетарный феномен. М., 1992.

  3. Хайденко Н.Н.. История новой европейской философии и ее связь с наукой. М., 2002.

  4. Глобальный эволюционизм. Философский анализ. М., 1995.

  5. Горохов В. Специфика философского понимания технологии // "Философские науки", 2005, N2.

  6. Иванов Б.И., Чешев В.В. Происхождение и развитие технических наук. Л., 1996.