Файл: 1. Сущность прокурорского надзора предмет, объекты, пределы, соотношение с другими видами государственного контроля и надзора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2894

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Представление может быть подано в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта. Согласно ст. 294 АПК РФ представление должно содержать:

- данные о прокуроре, подающем жалобу, и других лицах, участвующих в деле;

- данные об оспариваемом судебном акте и принявшем его арбитражном суде;

- данные о других судебных актах, принятых по данному делу;

- предмет спора;

- доводы прокурора с указанием оснований для пересмотра судебного акта со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, подтверждающие, по мнению прокурора, нарушение или неправильное применение норм материального права и (или) норм процессуального права, повлекшие за собой существенное нарушение прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- перечень прилагаемых к жалобе документов.

К представлению прокурора должны прилагаться копии оспариваемого судебного акта и других судебных актов, принятых по делу.

Представление с прилагаемыми документами направляется в Высший Арбитражный Суд РФ с копиями в количестве экземпляров, равном количеству лиц, участвующих в деле.

По ходатайству прокурора Высшим Арбитражным Су­дом РФ может быть приостановлено исполнение оспариваемого судебного акта, если будет обоснована невозможность поворота его исполнения.

Непосредственное рассмотрение представления Генерального прокурора РФ или его заместителя в порядке надзора отнесено к компетенции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, постановление которого вступает в законную силу со дня его принятия, и подлежит опубликованию в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». Копия постановления направляется прокурору в пятидневный срок со дня его принятия.

Участие прокурора в производстве по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Статья 311 АПК РФ содержит основания для пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, к которым относятся:

- существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны прокурору или иному заявителю по делам, указанным в ст. 52 АПК;

- установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательств, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;


- установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного дела;

- отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу;

- признанная вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, повлекшая за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по этому делу;

- признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд РФ;

- установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека.

Заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам подается прокурором в арбитражный суд, принявший данный судебный акт, не позднее трех месяцев со дня открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта. По ходатайству прокурора, срок подачи заявления может быть восстановлен, если оно подано не позднее шести месяцев со дня открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра, и арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными. Речь, например, может идти о случаях, указанных в ч. 5 ст. 52 АПК, т.е. когда дело отнесено к категории, по которой прокурор вправе обращаться в арбитражный суд, однако в силу первоначального отсутствия у него информации о существе спора не имел возможности непосредственно участвовать в суде соответствующей инстанции.

Заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам подается прокурором в арбитражный суд исходя из того, что решения и определения, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются судом, принявшим эти решения и определения.

Постановления и определения арбитражного суда апелляционной и кассационной инстанций, а также принятые в порядке надзора постановления и определения Высшего арбитражного Суда РФ, которыми изменен судебный акт арбитражного суда первой, апелляционной или кассационной инстанции либо принят новый судебный акт, пересматриваются тем судом, который изменил судебный акт или принял новый судебный акт.



Заявление, исполненное в письменной в форме, должно содержать:

- наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

- данные о прокуроре, подающем заявление, и других лицах, участвующих в деле;

- наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, о пересмотре которого по вновь открывшимся обстоятельствам ходатайствует прокурор; номер дела, дата принятия судебного акта; предмет спора;

- требования прокурора; вновь открывшееся обстоятельство, предусмотренное ст. 311 АПК и являющееся, по мнению прокурора, основанием для постановки вопроса о пересмотре судебного акта, со ссылкой на документы, подтверждающие открытие или установление этого обстоятельства;

- перечень прилагаемых к заявлению документов, среди которых должны быть:

- копии документов, подтверждающих вновь открывшиеся обстоятельства;

- копия судебного акта, подлежащего пересмотру;

- документ, подтверждающий направление другим участвующим в процессе лицам копий заявления и документов, которые у них отсутствуют;

- доверенность, подтверждающая полномочия прокурора (если речь идет о прокурорском работнике, не уполномоченном ст. 52 АПК направлять иски и заявления в арбитражные суды).

Прокурор извещается о месте и времени судебного заседания, однако неявка его при надлежащем уведомлении не является препятствием для рассмотрения заявления.

В случае отмены судебного акта дело повторно рассматривается в общем порядке тем же арбитражным судом, которым отменен ранее принятый им судебный акт. То есть присутствующий в разбирательстве прокурор реализует права и несет обязанности, закрепленные за ним арбитражным процессуальным законодательством применительно к конкретной стадии арбитражного процесса.

Решение, постановление арбитражного суда об отмене судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам и определение об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам могут быть обжалованы. При этом право направить в арбитражный суд такую жалобу согласно ч. 5 ст. 52 АПК имеет прокурор, не бывший инициатором пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам и даже не являвшийся участником рассмотрения соответствующего дела в суде.

50. Международное сотрудничество органов прокуратуры. Основные направления.

Положения ст. 2 Закона о прокуратуре, перечисляющие формы международного сотрудничества органов прокуратуры РФ. Более детально основные направления международного сотрудничества и взаимодействия органов прокуратуры РФ с компетентными органами других стран в сферах обеспечения законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью регламентируют многосторонние и двусторонние международные договоры и межведомственные соглашения.

Так, в соответствии со ст. 4 Положения о КСГП основными направлениями сотрудничества являются:

1) организация взаимодействия и сотрудничества прокуратур государств - участников СНГ в борьбе с преступностью, нарушениями законности и правопорядка в защите прав и законных интересов человека и гражданина;

2) координация (согласование) деятельности межгосударственных органов СНГ в сфере борьбы с преступностью и укрепления правопорядка;

3) изучение и обобщение практики выполнения международных договоров в сфере борьбы с преступностью и выработка предложений по совершенствованию правового регулирования этого направления деятельности;

4) осуществление обмена информацией о состоянии преступности и тенденциях ее развития, об организации и опыте работы органов прокуратуры, о координации деятельности национальных правоохранительных органов в борьбе с преступностью;

5) разработка и согласование предложений о месте и роли прокуратуры в государственной системе с учетом закономерностей и специфики ее развития в каждом государстве;

6) участие в работе по сближению законодательства государств - участников СНГ и созданию общего правового пространства;

7) сотрудничество в разработке и осуществлении мер подготовки и повышения квалификации прокурорских работников, их научного, научно-технического, методического и информационного обеспечения;

8) организация и проведение совместных научных исследований по актуальным проблемам борьбы с преступностью, прокурорского надзора и организации деятельности прокуратур в государства - участниках СНГ.

Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур России и стран СНГ к основным направлениям международного сотрудничества относит:

1) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

2) борьбу с преступностью, в том числе в ее организованных формах, терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, с преступлениями в сфере экономики и высоких технологий и иными видами деяний, представляющих повышенную угрозу для общества;


3) организацию и обеспечение исполнения международных договоров о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, в том числе в вопросах выдачи и борьбы с отмыванием доходов от преступной деятельности;

4) пересылку материалов прокурорско-следственной деятельности, в том числе архивных;

5) подготовку и повышение квалификации кадров для органов и учреждений прокуратуры;

6) научно-исследовательскую деятельность по вопросам, представляющим взаимный интерес.

В ст. 3 Соглашения определены такие формы сотрудничества, как:

1) обмен информацией по вопросам совместной деятельности, в том числе о тенденциях преступности и в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

2) проведение рабочих встреч по правовым вопросам, в том числе на этапах подготовки и рассмотрения конкретных запросов о выдаче и правовой помощи по уголовным делам;

3) проведение консультаций по вопросам, представляющим взаимный интерес, в том числе выносимым на обсуждение международных организаций и форумов;

4) обмен законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также ведомственными изданиями и методическими материалами;

5) обмен опытом работы путем проведения ознакомительных визитов и стажировок;

6) проведение совместных научных исследований, научно-практических конференций и семинаров, подготовка научных публикаций;

7) взаимодействие в подготовке и повышении квалификации кадров для органов и учреждений прокуратуры, включая проведение лекций, консультаций, семинаров, совместную разработку учебных изданий;

8) обмен на взаимовыгодной основе учебной и методической литературой и научными трудами.

Соглашение устанавливает, что запрашиваемая сторона принимает все необходимые меры для обеспечения быстрого и возможно более полного исполнения запроса на основе законодательства запрашиваемой стороны. При этом запрашивающая сторона незамедлительно уведомляется об обстоятельствах, препятствующих исполнению запроса или существенно задерживающих его исполнение. Если исполнение запроса не входит в компетенцию запрашиваемой стороны, она незамедлительно уведомляет об этом запрашивающую сторону и по ее просьбе передает его компетентному органу своего государства.

В соответствии с международными договорами РФ и УПК основными формами международного сотрудничества и взаимодействия органов прокуратуры РФ с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в сфере уголовного судопроизводства являются: