Файл: Реформа пенсионной системы в Российской Федерации на современном этапе состояние и перспективы развития.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 365

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА – ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Реформа пенсионной системы в Российской Федерации на современном этапе: состояние и перспективы развития».

Цель и задачи исследования:

Основные проблемы существующей пенсионной системы:

На данный момент в связи с изменениями пенсионного законодательства 01.06.2022 и изменениях 01.01.2023 можно выделить следующие проблемы: :

Основные показатели деятельности пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Общий анализ доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2016-2020 гг.

Структура доходов ПФР за 2020 год

Структура расходов ПФР за 2020 год

Несмотря на активность законодателя в сфере пенсионного обеспечения, сохраняется ряд существенных теоретических недоработок, мешающих нормальному функционированию пенсионной системы.

Предложения по усовершенствованию пенсионной реформы заключаются в следующем:

1. Совершенствование тарифной политики;

2. Совершенствование страховых принципов пенсионной системы;

3. Повышение эффективности работы по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и погашение задолженности по указанным взносам;

5. Создание единого, хоть и громоздкого, Кодекса социального обеспечения РФ;

6. Необходимо законодательно, в Трудовом кодексе РФ, ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", ФЗ "О страховых пенсиях" развести понятия «страховой стаж» и «трудовой стаж»;

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА – ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Реформа пенсионной системы в Российской Федерации на современном этапе: состояние и перспективы развития».


Специальность 40.02.01
Актуальность темы исследования заключается в том, что пенсионное обеспечение граждан является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Вопросы пенсионного обеспечения волнуют каждого жителя нашей страны. Пенсионная реформа представляет собой важную часть политики государства, которая связана с изменением действующего законодательства и направлена на повышения уровня социального и пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. Для пенсионной реформы на современном этапе характерно то, что постоянно происходят изменения, которые затрагивают различные вопросы в области назначения, перерасчета, индексации пенсий с той целью, чтобы не нарушались пенсионные права жителей России.
Актуальность темы

Цель и задачи исследования:

  • Цель выпускной квалификационной работы – разработка теоретических и практических предложений по совершенствованию правового регулирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
  • Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
  • - рассмотреть основные этапы пенсионной реформы;
  • - определить цели, задачи и направления пенсионной реформы;
  • - определить сущность и принципы пенсионной реформы;
  • - выявить внешние факторы, влияющие на систему пенсионного обеспечения;
  • - провести анализ деятельности Пенсионного фонда России (с 01.01.2023г. Социального фонда России (СФР);
  • - выявить актуальные проблемы пенсионной реформы;
  • - рассмотреть проблемы долгосрочной стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации;
  • - оценить целесообразность мероприятий, направленных на повышение эффективности пенсионной системы Российской Федерации.

Основные проблемы существующей пенсионной системы:

На данный момент в связи с изменениями пенсионного законодательства 01.06.2022 и изменениях 01.01.2023 можно выделить следующие проблемы: :


  • изменение показателя индексации пенсий на каждый год в меньшую сторону до 8,6 %, связанное с состоянием мировой экономики и работой российского законодательства над разрешением экономических вопросов;
  • отсутствие перспектив в дальнейшей поддержке системы накопительных пенсий;
  • проблема недостаточной оптимизации системы в период эпидемии COVID-19;
  • проблема уменьшение количества взносов от страхователей и застрахованных лиц;
  • по причине уменьшения процента индексации пенсий, большая часть страховых пенсий не может компенсировать доход, который теряет гражданин при выходе на пенсию ;
  • проблема тенденции к увеличению дефицита, покрытие которого из государственного бюджета снижает устойчивость последнего;
  • доверия человека к государству и пенсионной системе.

Основные показатели деятельности пенсионного обеспечения в Российской Федерации


Наименование показателя

2016

2017

2018

2019

2020

Количество застрахованных по обязательному пенсионному страхованию, млн. чел.

145,0

149,7

152,2

153,8

155,3

Численность пенсионеров, млн. чел.

41,46

42,7

42,9

43,5

43,9

Плательщики страховых взносов на пенсию, млн. чел.

9,3

9,5

9,4

9,3

8,9

Средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров, руб.

11568

12380

12725

13306

14414

Средний размер социальной пенсии, руб.

7548

8302

8645

8797

9084

Средний размер накопительной пенсии

693

759

802

866

925

Количество выданных сертификатов на материнский капитал, млн. шт.

5,6

6,7

7,6

8,3

9,0

Доля граждан, получающих услуги ПФР в электронной форме, %

н/д

н/д

52,14

70,3

70,0

Общий анализ доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2016-2020 гг.


Наименование показателя

2016

2017

2018

2019

2020

Доходы, млрд. руб.

6159,0

7126,6

7625,2

8260,1

8269,6

Расходы, млрд. руб.

6190,0

7670,3

7829,7

8319,5

8428,7

Профицит бюджета ПФР, млрд. руб.

-31,0

-543,7

-204,5

-59,4

-159,1

Структура доходов ПФР за 2020 год

Структура расходов ПФР за 2020 год

Несмотря на активность законодателя в сфере пенсионного обеспечения, сохраняется ряд существенных теоретических недоработок, мешающих нормальному функционированию пенсионной системы.

  • Во-первых, следует указать на непоследовательность пенсионных реформ, осуществлявшихся в последние десятилетия. Законодателем принимались противоречивые решения, свидетельствующие об отсутствии у него четкой позиции по ряду важных моментов
  • Во-вторых, следует согласиться с учеными, отмечающими тенденцию беспрецедентной «декодификации» законодательства в области социального обеспечения, в том числе пенсионного.
  • В-третьих, еще одной проблемой является отсутствие в законодательстве единого подхода к определению таких ключевых понятий, как стаж и пенсия.
  • В-четвертых, отсутствует единый подход к классификации пенсий. Доктрина традиционно выделяет пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и социальные пенсии. Современный российский законодатель, предпочитает классифицировать пенсии по источнику их финансирования. Исходя из этого критерия он устанавливает такие их разновидности, как страховые, пенсии по государственному обеспечению и накопительная пенсия (каждая из разновидностей регулируется сегодня отдельным законом).

Предложения по усовершенствованию пенсионной реформы заключаются в следующем:


1. Совершенствование тарифной политики;

2. Совершенствование страховых принципов пенсионной системы;

3. Повышение эффективности работы по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и погашение задолженности по указанным взносам;

4. Введение внутриотраслевой кодификации либо по предмету регулирования (пенсионный кодекс, кодекс медицинской помощи и др.), либо по форме социального обеспечения (кодекс социального страхования и кодекс государственного социального обеспечения);

5. Создание единого, хоть и громоздкого, Кодекса социального обеспечения РФ;

6. Необходимо законодательно, в Трудовом кодексе РФ, ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", ФЗ "О страховых пенсиях" развести понятия «страховой стаж» и «трудовой стаж»;

7. Для обозначения иных социально значимых периодов деятельности (воспитание детей, нетрудоспособность, уход за инвалидом и т.п.) можно выработать особое понятие, например – «стаж социально значимой деятельности», «периоды объективной нетрудоспособности» и т.п. – и не включать их в какой-либо стаж, а добавлять к нему путем сложения 8. Необходимо в ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" выработать единый подход к определению понятия «пенсия» с учетом таких ее характеристик, как денежный и пожизненный характер, регулярность выплаты, соотносимость с прожиточным минимумом.
  • Спасибо за внимание!