Файл: 1. Сущность прокурорского надзора предмет, объекты, пределы, соотношение с другими видами государственного контроля и надзора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2839

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 41.7. Дисциплинарная ответственность

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и организаций прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания:

- замечание;

- выговор;

- строгий выговор;

- понижение в классном чине;

- лишение нагрудного знака "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации";

- лишение нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации";

- предупреждение о неполном служебном соответствии;

- увольнение из органов прокуратуры.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет право налагать на прокурорских работников дисциплинарные взыскания, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных пунктом 2.2 настоящей статьи.

Генеральный прокурор Российской Федерации определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации не вправе налагать дисциплинарные взыскания:

- в виде понижения в классном чине - на прокурорских работников, которым классный чин присвоен Президентом Российской Федерации;

- в виде увольнения из органов прокуратуры - на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, а также на прокурорских работников, назначенных на должность Президентом Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации обязан проинформировать Президента Российской Федерации о наложении дисциплинарного взыскания на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации или прокурорского работника, назначенного на должность Президентом Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры и директора (ректоры) научных и образовательных организаций прокуратуры имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации".

4. Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность.


5. Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", может быть применено только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации.

6. Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.

7. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни работника либо в период его пребывания в отпуске.

8. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - двух лет со дня его совершения.

9. Работник, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания.

Отстранение от должности производится по распоряжению руководителя органа или организации прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.


5. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью как функция органов прокуратуры РФ.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: сущность и значение

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью – одно из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры, которое включает в себя разработку и реализацию на практике совместных мероприятий органов по охране правопорядка, направленных а решение самых актуальных проблем борьбы с преступностью и иными правонарушениями. Общая цель этой деятельности – укрепление и защита законности в государстве.

Значение координации деятельности по борьбе с преступностью заключается в устранении параллелизма и несогласованности в работе правоохранительных органов, в поддержании баланса между методами убеждения и воспитания и средствами принуждения и наказания.

Объекты координации деятельности по борьбе с преступностью – правоохранительные органы: а) органы внутренних дел, б) органы федеральной службы безопасности, в) органы налоговой полиции, г) органы таможенной службы и др.

Для осуществления координационной деятельности ФЗ «О прокуратуре РФ» наделяет прокуроров рядом полномочий:

1. Созывать координационные совещания;

2. Организовывать рабочие группы;

3. Требовать и получать доступ к статистической и иной необходимой информации;

4. Реализовывать иные полномочия, регулирующиеся утвержденным Президентом РФ Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью.

Правовой основой координационной деятельности прокуратуры являются:

- Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", другие федеральные законы;

- Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 N 567);

- совместные приказы, указания руководителей правоохранительных органов России;

- приказы Генпрокурора РФ;

- международные договоры.

В соответствии с положением генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. Целью координации является: повышение эффективности борьбы с преступностью путем разработки правоохранительными органами и осуществления согласованных действий по своевременному выявлению, реагировании, пресечению и предупреждению, а также устранению причин и условий, способствующих их совершению.


Субъектами координации является генеральный прокурор, прокуроры субъектов РФ, прокуроры районов и приравненные к ним специализированные прокуроры.

Принципы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью:

- законность

- равенство всех участников координационной деятельности

- самостоятельность каждого правоохранительного органа

- гласность, в той мере в которой она не противоречит законодательству

- принцип ответственности каждого руководителя правоохранительного органа за выполнение согласованных с ним решений.

Форма координации деятельности:

1. координационное совещание.

Председателем координационного совещания является соответствующий прокурор или лицо, исполняющее его обязанности. Участниками координационного совещания являются руководители правоохранительных органов соответствующего уровня.

По решению председателя и участников совещания на заседании могут присутствовать иные представители государственных органов, органов местного самоуправления, представители общественных организаций и средств массовых информаций.

Решения координационного совещания принимаются по согласованию со всеми участниками, подписывается председателем. Решение реализуется посредством издания руководителями ПО нормативных актов.

2. Следственная оперативная группа (в состав входят следственные работники, прокурорские работники, оперативные работники, экспертные работники). Для расследования, выявления, пресечения преступлений.
6. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

Прокурорский надзор за исполнением законов является самостоятельной отраслью прокурорского надзора. Традиционно данная отрасль именовалась «общим надзором». Это название позволяло отграничивать рассматриваемую отрасль от других, специализированных отраслей прокурорского надзора. И хотя в действующем законодательстве, регулирующем прокурорский надзор, термин «общий надзор» не упоминается, он укоренился в сознании работников органов прокуратуры и по-прежнему употребляется ими.

В рассматриваемой отрасли наиболее рельефно проявляется сущность и назначение прокурорского надзора в РФ, осуществляемого прокурорами всех звеньев. Именно в ней находит прямое проявление деятельность российской прокуратуры по обеспечению верховенства закона — нормативного фундамента правового государства — охране прав и свобод личности, общественных и государственных интересов.


Прокурорский надзор за исполнением законов, как и всякая другая государственная общественно полезная, созидающая деятельность, имеет свой предмет и задачи. Под предметом любой практической деятельности обычно понимают ее содержание, характер, особенности, направленность на достижение вполне конкретного позитивного результата.

Предмет надзора в отрасли прокурорский надзор за исполнением законов в общем виде определен в ст. 21 Закона о прокуратуре и включает в себя следующее.

1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. Надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых (принимаемых) перечисленными выше органами. При анализе этой статьи закона нельзя не прийти к выводу, что в ней названы далеко не все органы, за исполнением законов которыми прокуроры призваны осуществлять надзор. В этой статье не упоминаются предприятия, учреждения, организации, а также различные общественные организации, объединения, движения. В связи с тем, что в обязанности перечисленных органов (организаций) вменено точное исполнение действующих на территории Российской Федерации законов (ст. 15 Конституции РФ) и при их неисполнении или ненадлежащем исполнении нередко ущемляются права и свободы граждан, права и законные интересы юридических лиц, включая и государство, эти органы и организации не могут быть исключены из сферы прокурорского надзора, независимо от их подчиненности (подведомственности) и формы собственности.

Не упоминаются в указанной статье в качестве субъектов надзора и граждане. Между тем требование точного исполнения законов предъявляется также и к гражданам. При нарушениях гражданами законов прокурор принимает меры к привлечению их к установленной законом ответственности. Из этого следует, что граждане в случаях нарушения ими законов также являются субъектами прокурорского надзора.

В сферу прокурорского надзора за исполнением законов входят также постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания РФ — Государственной Думой и Советом Федерации.