Файл: 1. Сущность прокурорского надзора предмет, объекты, пределы, соотношение с другими видами государственного контроля и надзора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2917

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, учитывая возрастающую значимость разрешения обращений общественных правозащитных организаций в интересах граждан, предлагается ставить подобные вопросы на особый контроль.

Для выработки действенных шагов в организации взаимодействия прокурору необходима всесторонняя и объективная информация об институтах гражданского общества в регионе, их проблемах. Источниками ее получения являются:

- данные о зарегистрированных общественных объединениях, полученные в территориальных органах Минюста России;

- данные, полученные в процессе выполнения надзорных мероприятий;

- данные, полученные в порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры;

- данные от иных государственных органов, в том числе от контрольных и надзорных, органов местного самоуправления, Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, общественных советов и иных структур;

- материалы из СМИ, официальных сайтов конкретных институтов гражданского общества, Интернета и иных общедоступных источников.

Необходимо учитывать, что в России создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Соответственно, и акцент на анализ их деятельности и определение приоритета при организации сотрудничества с ними целесообразно ставить прокурорам субъектов РФ - на межрегиональные и региональные, а прокурорам районного звена - на местные объединения (отделения межрегиональных общественных объединений).

Важным условием организации эффективного взаимодействия с институтами гражданского общества является ее планирование, которое должно основываться на системном, глубоком анализе состояния законности и правопорядка, приоритетных направлениях деятельности органов прокуратуры в рассматриваемый период. Планировать мероприятия по взаимодействию с общественностью целесообразно на полугодие. Кроме того, для обеспечения последовательности и непрерывности взаимодействия возможно планирование этой деятельности на год.

При формировании в прокуратуре рассматриваемого плана мероприятий необходимо учитывать инициативы институтов гражданского общества, органов государственной власти, местного самоуправления, а также предложения самих прокуроров. Планы должны быть комплексными, конкретными по предмету, месту, лицам и срокам исполнения. Мероприятия нужно называть четко и ясно с указанием конкретных субъектов взаимодействия.


Кроме того, целесообразно готовить планы проведения отдельных мероприятий, обращая внимание на их подготовку, исполнителей и сроки.

Важное значение для дальнейшего совершенствования форм и методов сотрудничества, повышения эффективности взаимодействия в целом имеет текущий контроль за выполнением проводимых мероприятий.

Для организации контроля за качеством взаимодействия прокурору целесообразно истребовать от ответственного исполнителя информацию о проведенных мероприятиях, полученных результатах. Посредством "обратной связи" получение информации об этих мероприятиях возможно и от самих институтов гражданского общества. Одним из источников ее получения является Интернет.

Немаловажный вопрос организации рассматриваемой деятельности - учет проведенных мероприятий. Организация системного учета в рассматриваемом направлении позволяет обеспечить анализ проделанной работы за отчетный период, качество мероприятий, выявить недостатки в их подготовке и проведении.

И учет, и контроль служат в том числе решению таких задач, как выявление недостатков и упущений в рассматриваемой деятельности, адекватное реагирование на них, устранение допущенных нарушений, способствующих им причин и условий.

Для совершенствования взаимодействия с институтами гражданского общества работникам органов прокуратуры целесообразно:

1) приоритетным направлением сотрудничества с общественностью считать взаимодействие с правозащитными и иными общественными организациями;

2) во взаимоотношениях с общественными организациями неуклонно руководствоваться требованиями федерального законодательства, запрещающего как необоснованный отказ в предоставлении информации, так и вмешательство в осуществление прокурорского надзора;

3) активнее использовать зарекомендовавшие себя ранее и появившиеся в последние годы формы и методы работы с упомянутыми организациями;

4) усилить поиск новых эффективных форм сотрудничества.


70. Основные стадии процесса применения права.

Применение права - единый и вместе с тем сложный процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из нескольких логически связанных друг с другом стадий, в рамках каждой из которых разрешаются конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права.

Стадии:

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);

2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.

3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.

4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.). Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению.

На второй стадии - при выборе нормы - дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено - умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой - прямой или косвенный (эвентуальный).

Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана.

На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

Пятая стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас,
когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.
71. Значение юридической практики в процессе прокурорской деятельности.

Под юридической практикой понимается деятельность компетентных органов и должностных лиц по изданию и применению норм права, а также уже накопленный и объективированный опыт такой деятельности.

Юридическая практика формируется в результате длительного и многообразного процесса правореализации, т.е. претворения права в жизнь. В ходе этого процесса вырабатываются определенные общие положения, тенденции, ориентиры, которые затем используются в последующей работе.

В частности, практика создает так называемые правоположения, под которыми понимаются устоявшиеся типовые решения по применению юридических норм. Эти правоположения реально приобретают черты общих правил. Особенно это касается прецедентов.

Юридическая практика выполняет три основные функции:

1) правонаправляющую, когда практика как бы расставляет вехи и определяет общее русло для становления и развития права;

2) правоконкретизирующую, когда уточняется смысл, содержание отдельных норм применительно к конкретным ситуациям, случаям, отношениям;

3) сигнально-информационную, когда практика выражает потребность в изменении тех или иных актов, их совершенствовании или даже отмене.

Практика как бы сигнализирует законодателю о неблагополучии в правовой сфере. В этом смысле она служит своеобразным путеводителем, прокладывает дорогу теории. Давно сказано: опыт - учитель жизни.

Различают следующие типы юридической практики: правотворческую, правоприменительную и правоисполнительную, интерпретационную практику.

По сферам проявления она подразделяется на судебную, прокурорскую, следственную, адвокатскую, арбитражную, нотариальную и другие виды. Разумеется, все они тесно взаимосвязаны.

Значение юридической практики состоит в том, что именно она показывает, насколько совершенно либо несовершенно наше законодательство, в чем его достоинства и недостатки, плюсы и минусы, эффективность или неэффективность, помогает устранять в нем коллизии и пробелы.

Практика постоянно изучается, обобщается. На ее основе делаются необходимые выводы и прогнозы на будущее.
72. Юридическая процедура и юридический процесс. Понятие, соотношение и основные


разновидности

Юридический процесс представляет собой урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.

Юридический процесс — это сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последовательность. По содержанию он представляет собой цепь взаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений, фиксируемых в соответствующих документах.

Особенности юридического процесса заключаются в следующем:

во-первых, это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц;

во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами;

в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.

Виды юридического процесса различаются прежде по отраслевому признаку. Конституция РФ закрепляет четыре вида процессов: гражданский, уголовный, административный, конституционный. Как особая разновидность гражданского процесса в системе российского права существует арбитражный процесс.

Следует иметь в виду, что процесс — более широкая категория, нежели процедура. Процедура характерна только для деятельности человека. Она формируется им осознанно в связи с необходимостью наиболее целесообразной организации совместной деятельности. Особое значение имеют процедуры в сфере действия права.

Юридическая процедура представляет собой последовательность действий, во-первых, урегулированных нормами права и, во-вторых, направленных на достижение определенного правового результата.

В зависимости от вида правовых норм, регулирующих то или иное отношение, можно говорить о регулятивной и охранительной юридической процедуре. Регулятивная процедура является служебной по отношению к регулятивным правовым нормам, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Такая процедура получила в литературе наименование позитивной (положительной), то есть рассчитанной на нормальное, ординарное развитие общественных связей, когда права и интересы субъектов права не нарушаются и не оспариваются, но существует необходимость их осуществления в определенной последовательности. Охранительная процедура служит цели реализации охранительных норм, направленных на защиту прав субъектов в случае их нарушения либо оспаривания, и предполагает применение мер юридической ответственности к правонарушителю. Такой вид процедуры получил наименование юридического процесса (юрисдикционной деятельности).