Файл: 1. Сущность прокурорского надзора предмет, объекты, пределы, соотношение с другими видами государственного контроля и надзора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2843

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

146. Общая характеристика производства в суде надзорной инстанции. Порядок и сроки рассмотрения уголовного дела, виды принимаемых решений и основания их принятия.

Сроки рассмотрения надзорной жалобы судьей Верховного Суда РФ (ст. 412.6 УПК РФ).

Надзорные жалобы и представления судья Верховного Суда РФ рассматривает:

- в течение одного месяца со дня их поступления, если уголовное дело не было истребовано;

- в течение двух месяцев, если уголовное дело было истребовано, за исключением периода со дня истребования дела до дня поступления его в Верховный Суд РФ.

Срок рассмотрения уголовного дела в надзорной инстанции Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (ч. 1 ст. 412.10 УПК РФ).

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает надзорные жалобы и представления в судебном заседании не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей Верховного Суда РФ постановления о передаче уголовного дела в суд надзорной инстанции.

Для стадии надзорного производства свойственны свои итоговые процессуальные решения. К ним относятся:

- постановление судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче надзорных жалобы или представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ (п. 1 ч. 2 ст. 412.5 УПК РФ);

- постановление Президиума Верховного Суда РФ, вынесенное по окончании рассмотрения уголовного дела в соответствие с положениями, предусмотренными ч. 1 ст. 412.11 УПК РФ.

Завершая характеристику надзорного производства, можно обобщить изложенное, сформулировать понятие стадии и показать значение надзорного производства для уголовного процесса.

Стадия надзорного производства – это исключительная стадия уголовного процесса в которой Президиум Верховного Суда РФ по жалобам сторон, иных лиц или представлению Генерального прокурора и его заместителей, после предварительного производства на основании постановления судьи проводит проверку законности вступившего в законную силу приговора, определения, постановления суда в судебном заседании и принимает меры к устранению существенных нарушений уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявших на исход дела.Значение стадии надзорного производства состоит в том, что она является: дополнительной гарантией выявления и устранения существенных нарушений закона, либо выявление данных, свидетельствующих о несоблюдении лицом условий и невыполнении им обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве, повлиявших на разрешение уголовного дела; дополнительным способом обеспечения правосудности судебных решений вступивших в законную силу, который,
имея резервное значение, используется, когда неприменимы или исчерпаны все обычные средства процессуально-правовой защиты; дополнительным средством, оказывающим положительное влияние на формирование единой судебной практики на всей территории Российской Федерации.

Порядок подачи и содержание надзорных жалобы, представления.

Производство в надзорной инстанции, решая в целом единые с кассационным производством задачи по пересмотру судебных решений вступивших в законную силу, содержит те же основные черты (общие условия), что и кассационное производство. При этом, производство в надзорной инстанции представляет собой чрезвычайный способ проверки судебных решений, вступивших в законную силу, когда неприменимы или исчерпаны обычные средства процессуально-правовой защиты.

Этапы производства в надзорной инстанции. К ним относятся:

1. Принесение надзорной жалобы или представления (ст. 412.2 – 412.4 УПК РФ);

2. Рассмотрение надзорной жалобы или представления единолично судьей Верховного Суда Российской Федерации (ст. 412.5 – 412. 8 УПК РФ);

3. Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (ст. 412.10 – 412.12 УПК РФ).

Первый этап – принесение надзорной жалобы или представления (ст. 421.2 – 412.4 УПК РФ).

Надзорные жалоба или представление по своему содержанию аналогичны кассационным. Они направляются в Президиум Верховного Суда РФ в соответствии с ч. 3 ст. 412.1 УПК РФ.

В Президиум Верховного Суда РФ в порядке надзора обжалуются вступившие в законную силу (ч. 3 ст. 412.1 УПК РФ):

1) судебные решения верховных судов республик, краевых или областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

2) судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

3) судебные решения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;



4) определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке; 5) постановления Президиума Верховного Суда РФ.

Надзорные жалоба или представление должны соответствовать предъявляемым требованиям (ст. 412.3 УПК РФ). Если надзорная жалоба или представление не соответствуют предъявляемым требованиям, либо они поданы участниками уголовного процесса с пропуском срока на обжалование судебного решения или поступила просьба об их отзыве, то надзорная жалоба или представление возвращаются заявителю без рассмотрения.

Рассмотрение надзорных жалобы, представления и его результаты.

Второй этап – рассмотрение надзорной жалобы или представления единолично судьей Верховного Суда Российской Федерации (ст. 412.5 – 412.8 УПК РФ).

Регистрация надзорной жалобы или представления в Верховном Суде РФ, принятие судьей Верховного Суда РФ к рассмотрению надзорной жалобы или представления не обязывают судью вынести постановление о передаче их с уголовным делом для рассмотрения в Президиум Верховного Суда РФ. Надзорная жалоба это лишь ходатайство участника уголовного процесса перед судом надзорной инстанции о принятии дела к рассмотрению. Надзорное представление прокурора не имеет каких-либо преимуществ перед надзорной жалобой. В этом заключается одно из проявлений принципа равенства сторон в праве на обжалование судебного решения.

Решению вопроса о передаче надзорной жалобы или представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ может предшествовать истребование судьей уголовного дела и его изучение. В этом случае срок истребования уголовного дела не входит в срок рассмотрения судьей надзорной жалобы или представления.

Закон не предусматривает каких либо ограничений и критериев для истребования уголовного дела. Критерии для истребования уголовного дела вырабатываются судебной практикой и определяются особенностями уголовного дела. Как правило, решение об истребовании уголовного дела принимается судьей в тех случаях, когда не представляется возможным разрешить жалобу или представление по существу путем изучения копий судебных документов, приобщенных к надзорному ходатайству. Либо когда в жалобе или представлении приводятся доводы о несоответствии копии судебного решения оригиналу.

Решении судьи при изучении надзорной жалобы или представление, уголовное дело, и принимает решение:


1) об отказе в передаче надзорной жалобы или представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ (ст. 412.7 УПК РФ) либо о

2) передаче надзорной жалобы или представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ (ст. 412.8 УПК РФ).
При отсутствии оснований для передачи надзорной жалобы или представления в Президиум Верховного Суда РФ судья выносит постановление об отказе в передаче жалобы или представления для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции и излагает в нем конкретные доказательства, опровергающие доводы жалобы и подтверждающие законность (обоснованность) приговора или иного судебного решения, вступившего в законную силу.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 УПК РФ постановление судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче надзорной жалобы или представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании судом надзорной инстанции должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Если постановление судьи не отвечает этим требованиям, то оно не согласуется с принципом законности и подлежит отмене Председателем Верховного Суда РФ или его заместителем.

Председатель Верховного Суда РФ (его заместитель) вправе не согласиться с решением судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче надзорной жалобы или представления для рассмотрения в судебном заседании судом надзорной инстанции и вынести постановление об его отмене и передаче уголовного дела в Президиум Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 412.5 УПК РФ).

При наличии оснований для передачи надзорной жалобы или представления с уголовным делом в Президиум Верховного Суда РФ судья выносит постановление о передаче надзорной жалобы или представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Закон предусматривает лишь процессуальную форму принятия решения о передаче надзорной жалобы или представления с уголовным делом в суд надзорной инстанции, но не указывает условия принятия этого решения. Такое решение может и должно быть принято судьей Верховного Суда РФ лишь при наличии повода и основания. Поводом для рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции является надзорная жалоба или представление, а основанием – фактические данные, содержащиеся в жалобе (представлении), уголовном деле, дополнительных материалах, совокупность которых указывает на существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход уголовного дела (ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ).


Третий этап – рассмотрение уголовного дела в судебном заседании Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (ст. 412.10 – 412.12 УПК РФ).

Уголовное дело в порядке надзора рассматривается Президиумом Верховного Суда РФ в течение двух месяцев со дня его поступления в Верховный Суд РФ (ст.412.6 УПК РФ).

Рассмотрение уголовного дела в порядке надзора осуществляется большинством (не менее трех) членов Президиума Верховного Суда РФ (ч. 4 ст. 30 УПК РФ).

Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель, член Президиума Верховного Суда РФ, вынесшие постановление о передаче надзорной жалобы или представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, не вправе участвовать в его рассмотрении (ч. 2 ст. 412.10 УПК РФ).

В надзорном рассмотрении уголовного дела не вправе участвовать судья Верховного Суда РФ, принимавший участие в рассмотрении этого уголовного дела в судах первой, второй или кассационной инстанций. Также он не вправе участвовать в рассмотрении уголовного дела в порядке надзора в случае отмены вынесенных с его участием решений – приговора, определения или постановления о прекращении уголовного дела (ч.ч. 1 и 2 ст. 63 УПК РФ).