Файл: Вопросы к экзамену Понятие современного международного публичного права, его предмет и методы. Международное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Международные каналы представляют собой соединяющие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях интенсивного морского судоходства и используемые всеми государствами в соответствии с международным правом и национальным законодательством. Особенностью правового режима международных каналов является то, что они, будучи частью территории государства — владельца канала, подпадают под действие соответствующих международных договоров, существенно ограничивающих правомочия данного государства.
Принципы правового режима международных каналов: уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внутренние дела; свобода судоходства по каналу для судов всех государств без какой бы то ни было дискриминации; обязанность пользователей соблюдать нормы международного права и национального законодательства государства — владельца канала.
Режим судоходства по большинству каналов характеризуется следующими основными чертами:
каналы в мирное время открыты для всех невоенных судов и военных кораблей всех государств;
администрации канала предварительно сообщается название и принадлежность судна, получается свидетельство на судно (в большинстве каналов ограничивается прохождение судов определенных размеров и тоннажа), предусмотрена уплата сборов;устанавливаются правила прохождения канала.
В военное время воюющим государствам в канале запрещается высаживать и принимать на борт войска, грузить и разгружать военные грузы и т.д.; в отношении территории канала запрещается блокада.
Детально правовой режим каналов регулируется национальным правом соответствующего государства и международными договорами, например, Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г.
17. Правовое регулирование международных полетов в воздушном пространстве над государственной и международной территорией.
Международное воздушное правопредставляет совокупность норм, регулирующих отношения государств в сфере использования воздушного пространства, организации воздушных сообщений, коммерческой деятельности и обеспечения безопасности гражданской авиации. Оно охватывает
два аспекта: 1) правовое регулирование международных полетов в воздушном пространстве того или иного государства; 2) правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве.
Каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством, находящимся в пределах его сухопутной и водной территории. Воздушное пространство в указанных пределах является неотъемлемой частью территории государства. Правовой режим воздушного пространства государства определяется национальным законодательством. Однако при этом государство учитывает и те международные обязательства, которые касаются международных воздушных связей.
Важнейшим международным актом в области воздушного права стала подписанная в 1944 г. в Чикаго Конвенция о международной гражданской авиации. Участники Конвенции признали право каждого государства на суверенитет над воздушным пространством над своей территорией.
Во второй части Конвенции содержатся положения об учреждении Международной организации гражданской авиации (ИКАО), целями которой являются разработка принципов и методов международных аэронавигаций, содействие развитию международного воздушного транспорта с тем, чтобы обеспечить упорядоченное развитие международной гражданской авиации, поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств, избегать дискриминации в отношении участников Конвенции, способствовать безопасности полетов и т. п. Участники Конвенции внесли в ее содержание ряд изменений и поправок.
Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией:
Основанием допуска иностранных воздушных судов на территорию определенного государства, т. е. осуществления международных полетов, является международный договор либо специальное разрешение.
Международные договоры и национальное законодательство государств делят международные полеты на две категории: регулярные и нерегулярные.
Регулярныеосуществляются специально назначенными государством авиапредприятиями по линиям, обусловленным в соответствующем международном договоре. Нерегулярные полеты выполняются на основе специального разрешения, но в последние годы некоторые государства стали заключать двусторонние соглашения о нерегулярных воздушных сообщениях.
Так, согласно Закону о Государственной границе РФ воздушные суда пересекают государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Пересечение государственной границы вне выделенных воздушных коридоров, кроме случаев ее вынужденного пересечения (вынужденный влет), допускается только по разрешению Правительства РФ.
Воздушным судам при следовании от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство России запрещаются как посадка, так и вылет из аэропортов, не открытых Правительством для международных полетов. Запрещается залет в запретные для полетов районы. В случае вынужденного пересечения государственной границы (несчастный случай, авария, стихийное бедствие) командир воздушного судна обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского аэропорта и в дальнейшем следовать ее указаниям или указаниям воздушного судна РФ, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.
Заключение международного договора или выдача специального разрешения, предоставляющего право полета в пределах воздушного пространства государства, требует выполнения определенных условий, содержащихся как в международных договорах, так и в национальных законах. К таким условиям, независимо от категории полета, относятся:
• особый порядок пересечения государственных воздушных границ (пересечение границы в специально выделенных воздушных коридорах под контролем органов управления воздушного движения и на высотах, специально определенных для таких полетов);
• правила посадки в определенном аэропорту с прохождением таможенного и иного контроля;
• выполнение в аэропортах административных предписаний;
• осуществление досмотра воздушных судов;
• обязательное наличие на борту воздушного судна необходимой документации и т. д.
18. Правовой режим небесных тел, космонавтов, космического пространства и объектов в нем.
Нормы, относящиеся к международно-правовому регулированию космического пространства и небесных тел, содержатся главным образом в Договоре по космосу 1967 г. и Соглашении о Луне 1979 г.
1. Свобода исследования и использования космического пространства означает, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства, а все государства имеют равные права в отношении доступа в космическое пространство, а также его исследования и использования.
2. Существуют некоторые ограничения свободы исследования и использования космического пространства, предусмотренные нормами международного космического права: осуществление деятельности по исследованию и использованию космического пространства в соответствии с международным правом, т.е. общие принципы и нормы международного права обязательны для взаимоотношений между государствами, независимо от того, где происходит их деятельность, включая пространства, не находящиеся под чьим-либо суверенитетом.
3. Принцип запрещения национального присвоения космического пространства и его частей. Помимо всего прочего, государства имеют право при проведении научных исследований собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их оттуда. Такие образцы остаются в распоряжении тех государств, которые обеспечили их сбор, и могут использоваться ими для научных целей. При этом отмечается желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других заинтересованных государств и международного научного сообщества для проведения научных исследований.
Нельзя считать правомерным заявление ряда государств, расположенных в районе экватора (так называемая Боготская декларация от 3 декабря 1976 г.), относительно распространения их суверенитета на участки геостационарной орбиты, находящейся на расстоянии около 36 тысяч или над Землей в плоскости экватора, т.к. временное занятие участков космического пространства и небесных тел не запрещено международным космическим правом.
4. В Соглашении о Луне впервые небесные тела и их природные ресурсы объявлены «общим наследием человечества» и установлена обязанность разработать специальный международный режим для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны и других небесных тел. Эта концепция принята по требованию развивающихся стран.
5. Предотвращение потенциально вредных последствий космической деятельности и охрана окружающей среды. В ст. 9 Договора по космосу установлено два тесно связанных обязательства:
1) осуществлять деятельность в космическом пространстве «с должным» учетом соответствующих интересов всех других государств;
2) проводить изучение и исследование космического пространства «таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества» (проблема «космического мусора»).
19. Проблема «Малой Курильской гряды» в современной России.
В конце 2016 года в отношениях РФ и Японии опять крайне актуализировалась курильская проблема.
Если еще в начале 2016 года Кремль декларировал, что тема островов Южной Курильской гряды закрыта, и российский суверенитет над ними сомнению не подлежит, то уже в сентябре появилась новая формула: Курилы в обмен на тесное сотрудничество, как это было реализовано с Китаем. Российский лидер открыто подчеркнул, что в обмен на экономическое сотрудничество мы отдали территорию, которая с 1929 года была под юрисдикцией СССР. И если Япония готова к сотрудничеству, то может получить земли, которые до 1945 года принадлежали ей — сделка с Китаем стала возможной «на фоне очень высокого уровня доверия, которое сложилось к тому моменту между Россией и Китаем. И если мы добьёмся такого же высокого уровня доверия с Японией, то и здесь мы можем найти какие-то компромиссы».
Но именно территориальная сделка с Китаем в 2004 году, тогда же, сразу запустила новый виток японских требований к России, как потенциально успешного мероприятия при должном дипломатическом упорстве в торге и последовательной медийной агрессии в вопросе территориальных притязаний.
Приводим обстоятельный, учитывающий национальные интересы России, анализ истории курильского вопроса и проблем двусторонних отношений, вызванных территориальными претензиями Японии.
На 2004–2005 годы пришелся знаковый этап упомянутого обострения японских претензий на Курилы.
Курильские острова имеют стратегическое значение для поддержания обороноспособности, сохранения гарантий суверенитета и независимости