Файл: Вопросы к экзамену Понятие современного международного публичного права, его предмет и методы. Международное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30. Геноцид как международное преступление
Бесчеловечные акты против населения с давнего времени преследовались по национальному законодательству. После второй мировой войны, международное сообщество государств стало все больше приходить к выводу о том, что не только во внутреннем праве государств, но и Международном праве должны быть закреплены нормы защиты и уважения прав и свобод человека.
Термин «геноцид» был впервые введён в обиход в 1943 году польским юристом еврейского происхождения Рафаэлем Лемкиным, а международный правовой статус он получил после Второй мировой войны в декабре 1948 года («Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него») как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества.
Геноцид – действия совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично какую либо национальную, этническую, расовую, или религиозную группу путем: убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда здоровью, мер направленных на предотвращение деторождения в этой группе, изъятие детей из семьи, предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение этой группы.
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции 96 (;) от 11 декабря 1946 года объявила, что геноцид является преступлением, нарушающим нормы международного права и противоречащим духу и целям ООН, и что цивелизованный мир осуждает это.
Геноцид признан международным преступлением. В частности в Российской Федерации уголовная ответственность за геноцид, как преступление против мира и безопасности человечества (ст. 357 УК)[1].
Согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. геноцид, независимо от того, совершается он в мирное или в военное время, является преступлением, нарушающим международное право[1].
По Конвенции наказуемы как сам геноцид, так и заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, покушение на совершение и соучастие в геноциде.
Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или международным уголовным судом[1].
Государства сотрудничают в пресечении геноцида и обязуются выдавать лиц, обвиняемых в совершении геноцида.
31. Основные положения института выдачи преступников, а также передачи лиц, приговоренных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве своего гражданства.
Выдача лица, совершившего преступление, восходит к древним временам, и является одним из старейших институтов международного уголовного права.
Правовая база о выдаче включает значительное число международных конвенций универсального и регионального характера, а также многочисленные двусторонние договоры о выдаче. К ним относятся:
– Европейская Конвенция о выдаче 1957 г.;
– Межамериканская Конвенция о выдаче 1981 г.;
– Типовой договор о выдаче 1990 г., утвержденный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН;
– Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.;
– Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией о выдаче 2002 г. и др.
Общепризнанным считается, что выдача преступников регламентируется преимущественно национальным законодательством страны, к которой обращено требование о выдаче. Так, собственного права признается достаточным для принятия решения о выдаче в таких странах, как Италия, Франция, Германия, Российская Федерация и др., даже и при отсутствии международных договоров. Однако при обращении к другому государству с просьбой о выдаче преступника необходимо руководствоваться двусторонним договором. В настоящее время в международной практике сложились в основном две системы выдачи преступника:
– европейско-континентальная система;
– англо-американская система стран общего права.
Англо-американская система действует в странах общего права, а европейская - в континентальной Европе, странах Латинской Америки и бывших колониях.
Выдача преступника в странах общего права (Великобритания, США, Канада, Австралия, Индия и др.) базируется на международном договоре.
Верховный Суд CШA неоднократно выносил решения о том, что выдача преступника может состояться на основании договора между государствами.
Не выдает преступника при отсутствии соответствующего договора Канада. Однако в соответствии с Законом о выдаче 1985 г. Канада может выдать преступника при отсутствии международного договора в двух случаях:
1) при наличии специального соглашения с иностранным государством[54];
2) когда выдача осуществляется в одну из стран Содружества. Кроме осуществления выдачи преступника, как правило, при наличии международного договора второй особенностью стран общего права является непризнание обычной нормы международного права о невыдаче своих граждан. Законом о выдаче 1989 г. Великобритания не устанавливает невыдачу собственных граждан. Заключаемые странами общего права договоры не исключают возможность выдачи собственных граждан, оставляя решение конкретного вопроса на усмотрение сторон. Такая особенность этих государств объясняется тем, что исторически в этих странах доминировал принцип территориальной юрисдикции. Согласно данному принципу только суд государства места совершения преступления вправе осуществить правосудие над лицом, совершившим это преступление. Поэтому могло быть и так, что лицо, совершив преступление в одной стране, возвращалось на родину и могло остаться безнаказанным.
Можно также отметить, что для уголовного преследования и судебного разбирательства в соответствии с правовой системой CШA не является препятствием незаконный способ доставки виновного на территорию США.
Напротив, система права Великобритании особо пунктуально относится к процедуре выдачи и предусматривает в качестве непреложного условия законность процедуры выдачи преступника.
Англо-американская система выдачи характеризуется и тем, что дело обязательно должно рассматриваться судом. При этом выдача возможна при предоставлении запрашиваемой стороной «достаточных оснований» или «неопровержимых доказательств» признания обоснованности уголовного преследования лица.
Следует отметить, что по этому признаку (уровень требований к представляемым доказательствам) наиболее часто сталкиваются страны общего и европейского права при решении вопроса о выдаче. Однако можно отметить смягчение уровня требований к представляемым «неопровержимым доказательствам» при выдаче преступника в государство - участника Европейской Конвенции о выдаче. Так поступила Великобритания, подписав Европейскую Конвенцию о выдаче в 1991 г., сохранив при этом «жесткий» характер к уровню требований при выдаче преступника в одну из стран Содружества.
Основу европейско-континентальной системы выдачи преступника составляет Европейская Конвенция о выдаче преступника 1957 г.
В соответствии с Конвенцией во взаимоотношениях государств - ее участников данная Конвенция заменяет положения любых двусторонних и многосторонних договоров государств о выдаче, а также применяется участниками, не имеющими между собой договоров о выдаче (ст. 28). На основании этого положения государства - участники Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам 1993 г. с момента вступления для них в силу Европейской Конвенции 1957 г. при решении вопросов о выдаче преступника должны применять положения Европейской Конвенции.
Однако Европейская Конвенция допускает использование государствами-участниками не положений этих договоров, а своего «единообразного законодательства» или «специальной системы». Необходимым условием является уведомление Генерального секретаря Совета Европы. Эту норму (ст. 28) Конвенции 1957 г. использовали Скандинавские страны (Финляндия, Дания, Исландия, Швеция и Норвегия), применяющие при решении вопросов о выдаче преступника свое единообразное законодательство.
На основании внутреннего законодательства решаются вопросы выдачи преступника также между Ирландией и Великобританией.
Три государства - члены СНГ, участвующие в Минской Конвенции 1993 г. (Россия, Украина, Молдова), ратифицировали Конвенцию 1957 г. При рассмотрении вопроса об использовании Россией, Украиной, Молдовой своей специальной системы на основе Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. необходимо учитывать, что не все положения этого многостороннего договора соответствуют Конвенции. В частности, это касается судебного обжалования решения о выдаче лицом, в отношении которого оно было принято. Минская Конвенция не предусматривает такой механизм защиты прав лиц, подвергаемых экстрадиции.
Конвенция 1957 г. определяет порядок и условия выдачи лиц, в отношении которых компетентные органы запрашивающей Стороны ведут уголовное преследование в связи с совершенным преступлением или которые разыскиваются для приведения в исполнение приговора или постановления о задержании. Выдача преступника осуществляется при соблюдении следующих принципов:
1. Преступления должны быть экстрадиционными, т. е. входить в число преступлений, за совершение которых можно обращаться с просьбой о выдаче. Выдача производится в том случае, если за совершение преступления, в связи с которым поступил запрос, законодательством запрашивающей Стороны и запрашиваемой Стороны предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года (ст. 2).
2. Необходимо наличие «двойной преступности» деяния. Правонарушение должно рассматриваться как преступление по законодательству обеих сторон. Принцип двойной преступности деяния является международно-правовым, хотя американские юристы считают его скорее договорным принципом, чем принципом международного уголовного права.
3. При выдаче обязательно соблюдение принципа «специализации» или «конкретности». Уголовное преследование выданного лица должно осуществляться только за то преступление, в отношении которого состоялась выдача лица (ст. 14).
Помимо указанных принципов осуществления выдачи преступника Конвенцией предусматриваются ограничения экстрадиции по таким признакам:
– политический характер преступления;
– военные и финансовые преступления (связанные с валютой, налогами, таможенными пошлинами и сборами);
– преследование осуществляется по дискриминационному признаку (расовому, религиозному, гражданства или по политическим убеждениям);
– истечение срока давности;
– соблюдение принципа «поп bis in idem»;
– возможность применения к выдаваемому лицу наказания в виде смертной казни;
– места совершения преступления и др.
Выдача не осуществляется, если лицо, в отношении которого поступил запрос, обвиняется в совершении политического преступления (ст. 3). При этом в Конвенции отмечается, что попытка убийства главы государства или члена его семьи не рассматривается как политическое преступление.
Принцип «поп bis in idem» означает невозможность нового осуждения лица при наличии не только ранее вынесенного обвинительного приговора, но и оправдательного приговора, а также освобождения лица от уголовной ответственности, например на основании помилования или амнистии (ст. 9).
Конвенция не содержит абсолютного запрета в выдаче преступника за преступление, наказанием за которое может быть смертная казнь. Если преступление, в связи с которым поступил запрос о выдаче, наказуемо в запрашивающей Стороне смертной казнью, а в запрашиваемой Стороне этот вид наказания не предусмотрен или не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано (ст. 11). В случае наличия возможности применения смертной казни к лицу после его выдачи запрашивающей Стороне последняя предоставляет гарантии, что этот вид наказания в данном случае применяться не будет.
Гражданин ФРГ Енс Серинг совершил в штате Вирджиния США убийство и скрылся в Великобритании. По запросу США о выдаче власти Великобритании арестовали Серинга. Последний в целях предотвращения выдачи написал жалобу в Европейскую комиссию и Европейский Суд по правам человека. Европейский Суд по правам человека в 1989 г. вынес решение, что выдача Серинга в США в соответствии со ст. 3 Европейской Конвенции по правам человека нарушает его основные права и свободы, поскольку ему грозит быть осужденным к смертной казни. Великобритания осуществила выдачу Серинга после того, как власти Вирджинии предоставили гарантии, что выданное лицо не будет подвергнуто угрозе быть наказанным к смертной казни. Прокурор Вирджинии выдвинул обвинения в совершении преступления, за которое законом не предусматривалась смертная казнь.