Файл: Сравнительнокритический анализ, тетрадь чистописания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-Следующим показателем сформированности графического навыка является скорость письма, который проявляется в количестве знаков, написанных учеником в связном тексте за единицу времени, чаще всего за минуту. Увеличение скорости свидетельствует о том, что мелкие, разрозненные акты письма, объединяясь, превращаются в единый процесс целостного воспроизведения сложных буквенных сочетаний, и письмо протекает легко, без особых затрат нервных и физических сил.

Для измерения скорости письма учитель предлагает ученику написать предложение или небольшой текст, а сам фиксирует на секундомере затраченное время. Скорость письма выразится в среднеарифметическом количестве букв, воспроизведенных учащимся за 1 минуту.

Изучение скорости письма можно проводить со всем классом, например, таким образом: дети представляют, что они спортсмены, и выполняют команды. «На старт» - принимают правильную позу, берут ручку; «внимание» - проводят в начале строки вертикальную черту, фиксирующую начало задания: «марш» - начинают писать предложение, учитель нажимает на кнопку секундомера; «стоп» - учитель останавливает секундомер, ученики отрывают ручку от бумаги и ставят руку на локоть. Так делается две-три пробы, и затем подсчитывается среднеарифметическое число букв, написанных за минуту.

Результаты при первой установке дают представление о возможностях каллиграфического качества письма. Затем можно сравнить и увидеть, как оно изменяется в условиях ускоренного (вторая установка) и очень скоро (третья установка) письма.

Соотношение качества и скорости письма выражается в следующих вариантах. С увеличением скорости письма изменяется его качество: 1) резко ухудшается; 2) остается прежним или даже 3)улучшается. Ясно, что второй и третий варианты соотношения скорости и каллиграфического качества письма свидетельствуют о достаточной сформированности графического навыка у детей, тогда как первый вариант говорит об обратном, то есть эти учащиеся не овладели в достаточной степени первоначальным письмом как необходимой основой для выработки графического навыка в дальнейшем, что требует дополнительной работы с ними.

Критерии сформированности графического навыка проявляются в неразрывном единстве. Так, например, каллиграфическая четкость письма будет показательной лишь при определенной скорости написания букв и их сочетаний. Если же каллиграфия письма не отвечает установленной норме, то скорость как показатель автоматизированности графического навыка утрачивает свое значение. С другой стороны, скорость сама по себе, в отрыве от качественного показателя навыка письма, в частности графической грамотности, каллиграфической четкости и устойчивости, не может являться достаточно объективным и надежным критерием автоматизированности действия письма. Формирование связанности (безотрывности) теснейшим образом связано с выработкой скорости и устойчивости почерка у ученика.


Таким образом, можно сделать вывод, что процесс даже в том случае, когда мы говорим о его технической, сугубо каллиграфической стороне, - это обычно синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. Особенно велика роль интеллекта на этапе становления навыка письма. От ученика требуется умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и только потом осуществлять нужные движения тонко координировать их.

Безусловно, каллиграфический навык можно сформировать и без опоры на интеллект как сугубо предметное, имитационное действие. Но тогда процесс обучения, во-первых, будет значительно более длительным, а во-вторых, в результате мы получим сформированный почерк ребенка, но не внесем желательных изменений в личность ученика: у него не появится способность самостоятельно анализировать зрительно воспринимаемый образец, планировать его воссоздание, произвольно управлять своими движениями, контролировать их и так далее.


4.Анализ УМК по данной проблеме
По традиционной программе «Школа России» рекомендуется отводить в конце I и во II классах один урок в неделю, а в III – IV классах по 8-10 мин на уроках грамматики и правописания.

Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию грамматических навыков проводится в индивидуальном порядке

Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса.

В I классе – это упражнение для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова и предложения и, наконец, связные тексты, упражняются в написании, в письме под диктовку.

Во втором и третьем классах содержание графических упражнений, кроме выполнения программы этих классов, составляют письмо трудных для учащихся букв и их соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, письмо под счет.

Состав упражнений входит также исправление недочетов каллиграфического характера: несоблюдение правильного наклона букв, нарушения параллельности, соразмерности букв по высоте и широте, выход за строку, искажение форм букв и других с учетом особенностей письма каждого ребенка. С этой целью рекомендуется прописывать образцы букв в тетрадях учащихся: в первом и во втором классах у всех, во третьем и четвёртом классах – выборочно.



Содержание упражнений по чистописанию связывается по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, с усвоением написания слов на непроверяемый безударную гласную, слов из словаря. Всякое письмо учащегося начальный классов должно быть опрятным, четким и правильным.

Конечная задача обучения письму заключается в том, чтобы ученик мог:

«перевести» звук в букву (имеется ввиду фонетико-графические написания);

правильно и четко написать букву, слово, предложение; списать с книги и с доски; написать под диктовку, проверить написанное и исправить допущенные ошибки;

научиться излагать свои впечатления и мысли в письменной форме.

По программе «Планета знаний» рекомендуется в I классе на каждом уроке письма уделять внимание каллиграфии в течении 7-10 минут, воII и III классе отводится 5-8 минут, в IV классе эта работа проводится 3 – 4 раза в неделю.

Автоматизированность навыка письма и индивидуальный почерк учащегося формируются на протяжении последующего периода обучения его в начальных и средних классах школы.

Оценка по каллиграфии выставляется отдельно от оценки по русскому языку.

Основой для разработки каллиграфических заданий является логический принцип группировки письменных букв, а именно: буквы изучаются по определенным группам и в заданной последовательности.

На протяжении всего периода обучения в начальных классах совершенствуется каллиграфическое качество письма: вырабатывается идентичность и устойчивость в воспроизведении букв и их соединений, в почерке учащихся появляются индивидуальные черты – округлость, угловатость, тяготение к более прямому или более наклонному письму.

Проанализировав УМК по данной проблеме можно сделать вывод, что не во всех программах уделяется особое место каллиграфии. Даже, если класс обучается по одной из любых программ, учителем могут быть взяты элементы и из других программ, для лучшего формирования каллиграфических умений и навыков у учащихся своего класса.


Заключение

В настоящее время, когда наша школа переживает период реформы, необходимо наметить дальнейшие перспективы методики формирования графических навыков письма.

Методика обучения чистописанию постоянно развивается. Причины изменения методики разнообразны. Прежде всего - это изменения потребностей общества в оформлении мыслей в письменной форме (от писцов - к книгопечатанию, от письменного оформления документов – к машинописи, магнитофонной и стенографической записи и так далее). Изменение орудий и материалов письма тоже вело к изменениям в методах обучения. Также оказывал влияние на методику обучения каллиграфическим навыкам письма и возраст начинающего обучению письму.


Основными источниками обогащения, а иногда и ухудшения методических приемов являются в основном следующие:

выводы и рекомендации, полученные в практическом обучении каллиграфическим навыкам письма. Эти выводы делаются на основе своего наблюдения или обобщения опыта других учителей. Надо сказать, что это очень важный источник обогащения методики чистописания. Так, в начале 20 века И.Е. Евсеевым было создано замечательное пособие по чистописанию. Впоследствии появились методические рекомендации Е.В. Гурьянова и Е.Н. Соколовой.

Перенесение опыта обучения чистописанию из других стран.

Изменения, вносимые в методику на основе широкого или узкого лабораторного эксперимента (методического, психологического, гигиенического).

Очень важно проводить большие исследования процесса овладения навыками письма не только отдельных методических приемов, но и изучения влияния овладения орудием письма на качество письма и его скорость.

Для того, чтобы в преподавании чистописанию и применению методических приемов было меньше догматизма, необходима определенная культура учителя (знание не только методов, но и закономерностей формирования навыков в определенном возрасте, в перспективе, знание индивидуальных возможностей детей), творческий подход к процессу обучения, увлеченность своей работой.

Методика обучения каллиграфическим навыкам письма дается учителю для того, чтобы он в определенных конкретных условиях мог применять методические приемы, учитывая индивидуальные особенности отдельных учащихся и средний уровень большинства учащихся класса. Это касается больше всего скорости письма и соединения букв.

Представляется, что в первоначальном обучении чистописанию детей начальных классов процесс должен быть оснащен не только применением образцов письма в форме прописей и показом письма учителем. Необходимо также создание учебного кино, создание удобных для процесса обучения кольцовок или дисплейного показа процесса письма, показа ошибочного написания и других.

Дальнейшие поиски и разработки ученых в области графических навыков письма и творческий опыт учителя поведут к дальнейшему совершенствованию методов формирования каллиграфических навыков письма.


Литература:
1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников//Начальная школа. – 1999. - №4.

2. Агаркова Н.Г. Графический навык. Каллиграфический навык. (Программа для начальной школы)//Начальная школа. – 1994. - №7.


3. Агаркова Н.Г. Графический навык. Графический почерк. (Программа для начальной школы)//Начальная школа. – 1995. - №12.

4. Андрианова Т. М., Илюхина В. А. Обучение грамоте в 1классе по «Букварю» Т. М. Андриановой и «Прописям» В. А. Илюхиной / М.: АСТ: Астрель, 2011. (Планета знаний)

5. Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Как писать буквы. – М., 1993.

6. Власенков А.И. Программы… Каким отдать предпочтение//Начальная школа. – 1995. - №3. – с.1,6.

7. Власенков А.И. Программы… Каким отдать предпочтение//Начальная школа. – 1995. - №4. – с.1,6.