Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение
Свердловской области
«Нижнетагильский педагогический колледж №2»
Царегородцева Анна Александровна
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Специальность: 44.02.04 «Специальное дошкольное образование»
Руководитель: Желнова А.В.,
преподаватель первой
квалификационной категории
2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 | |
Глава 1 | Теоретические основы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития | 8 |
1.1 | Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста | |
1.2 | Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. | 15 |
1.3 | Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития | 22 |
1.4 | Возможности информационно – коммуникативных технологий как средства формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития | 27 |
Глава 2 | Проектирование деятельности педагога по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством информационно – коммуникативных технологий | 34 |
2.1 | Организация исследования по определению уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития | |
2.2 | План деятельности педагога по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством информационно – коммуникативных технологий | 43 |
Заключение | 53 | |
Список использованных источников | 56 | |
Приложение | 59 |
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование актуальности исследования: проблема сохранения здоровья подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения врачей, педагогов, психологов. Сегодня дошкольные учреждения сталкиваются с серьезной проблемой: постоянно ухудшающееся состояние здоровья дошкольников. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, только 10% дошкольников относятся к числу здоровых, 40% относятся к группе риска, а 50% имеют патологию развития.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная область «Физическое развитие» одним из ключевых направлений организации жизнедеятельности детей является «овладение элементарными правилами и правилами здорового образа жизни, становление ценностей здорового образа жизни» [13, с. 8].
Решение задач по формированию осмысленного отношения к своему здоровью идет как в прямо образовательной деятельности, так и осуществляется в процессе образовательной деятельности и в режимных моментах. Система обучения знаний, умений и навыков обеспечения и поддержании здоровья позволяет успешно решать задачу развития собственной философии здоровья и формирования, укрепляющих здоровье привычек, пока вредные еще не выработались, и тогда поведенческие навыки ЗОЖ становятся неотъемлемой частью бытия [23, с. 8].
Современные концепции сохранения здоровья населения и формирование здорового образа жизни предполагают, что создание физической культуры человека должно начинаться еще в дошкольном возрасте, так как сформированные в эти годы отношение к систематическим занятиям физическими упражнениями может во многом определить стиль поведения человека в дальнейшей его жизни [21, с. 2].
ФГОС ДО рекомендует учитывать «индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья» [27, с. 3].
Здоровьесберегающий характер такого обучения способствует получению базовых знаний из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни. Успешное формирование основ здорового образа жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия педагогов и родителей детей [20, с. 110].
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно выстроить потребность в здоровом образе жизни. Отношения
ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста. Основы здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, выполнение гигиенических процедур, высокая двигательная активность), и умением реализовать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку и прочее).
В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка [22, с. 38].
Объект исследования: процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: информационно – коммуникативные технологии как средства формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Целью исследования является: проектирование деятельности воспитателя по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством информационно – коммуникативных технологий.
Задачи:
-
Изучить процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. -
Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. -
Раскрыть особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. -
Рассмотреть возможности информационно – коммуникативных технологий в формировании представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. -
Определить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и проанализировать полученные результаты. -
Составить план педагога по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством информационно – коммуникативных технологий.
Методы исследования: определялись в соответствии с целью и задачами работы: изучение и анализ теоретических источников по данной теме, тестирование, количественная и качественная обработка результатов.
База исследования: реабилитационный центр «Серебряное копытце» для детей и подростков с ограниченными возможностями Дзержинского района города Нижний Тагил.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Во введении раскрывается актуальность проблемы исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования, методы исследования, база исследования и структура работы.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучаемого объекта и предмета нашего исследования: дана характеристика понятия «здоровый образ жизни», рассмотрены основы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, охарактеризованы возможности информационно – коммуникативных технологий в формировании представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Вторая глава посвящена исследованию, на основе которого, нами составлено перспективное планирование деятельности педагога по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством информационно – коммуникативных технологий.
В заключении подведены итоги проведенного исследования, в обобщенном виде изложены выводы изученных вопросов, сформулированных в целях и задачах выпускной квалификационной работы.
Список использованных источников в нашей работе отражает перечень источников, которые использовались при написании выпускной квалификационной работы.
В приложении представлены протоколы уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость работы заключается в уточнении направлений работы по формировании представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством информационно – коммуникативных технологий.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
Здоровье ‒ естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Здоровый образ жизни (далее ЗОЖ) ‒ образ жизни человека, направленный на профилактику болезни и укрепление здоровья.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М.Амосова, О.И.Давыдовой, В.Г.Жданова, О.Л.Зверевой, Я.А.Коменского [9, с. 23].
В старшем дошкольном возрасте особо значимыми становятся потребности в знаниях и впечатлениях (по мнению Л.И. Божович, М.Ю. Кистяковской, М.И. Лисиной), вследствие этого ребенок стремится к познанию нового, непонятного в окружающей действительности, хочет вникать в сущность объекта и явления, а это, в свою очередь, формирует у него представления о здоровом образе жизни.
Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом [1, с. 7].
Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.
Формирование здорового образа жизни немыслимо без формирования знаний о том, что такое здоровый образ жизни. Дошкольный возраст является сенситивным для формирования представлений об окружающем мире и человеке в нем. В этот же период должны закладываться представления о здоровом образе жизни у дошкольников [8, с. 35].
Проанализируем программы воспитания