Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гармонический инфантилизм – это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Эмоции отстают в развитии, задержано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы. В некоторых случаях может быть не выражено отставание физическое – наблюдается только психическое, а иногда имеется и психофизическое отставание в целом. Все эти формы объединяются в одну группу. Психофизический инфантилизм иногда имеет наследственную природу. В некоторых семьях отмечается, что и родители в детстве имели соответствующие черты [9, с. 45].
Вторая группа – задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечно–сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения [10, с. 11].
Ясно, что плохое соматическое состояние не может не отразиться и на развитии центральной нервной системы, задерживает ее созревание. Такие дети месяцами находятся в больницах, что, естественно, создает условия сенсорной депривации и тоже не способствует их развитию.
Третья группа – задержка психического развития психогенного происхождения. Надо сказать, что такие случаи фиксируются довольно редко, так же, как и задержка психического развития соматогенного происхождения. Должны быть очень неблагоприятные условия соматические или микросоциальные, чтобы возникла задержка психического развития этих двух форм. Значительно чаще мы наблюдаем сочетание органической недостаточности центральной нервной системы с соматической ослабленностью или с влиянием неблагоприятных условий семейного воспитания [10, с. 12].
Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия – безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм [6, с. 35].
При отсутствии органической или выраженной функциональной недостаточности центральной нервной системы отставание в развитии детей, относящихся к перечисленным трем формам, во многих случаях может быть преодолено в условиях обычной школы (особенно если педагог осуществляет индивидуальный подход к таким детям и оказывает им дифференцированную помощь в соответствии с их особенностями и потребностями) [10, с. 15].
Последняя, четвертая, группа – самая многочисленная – это задержка психического развития церебрально–органического генеза.
Причины – различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до 2 лет.
В рамках психолого–педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны – от умственно отсталых детей [11, с. 20].
Развитие психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии понимается как исключительно сложный, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а, следовательно, и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого–педагогических факторов.
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева и др.). В.И. Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения [16, с. 2].
Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия. В.Г. Лутонян отмечает, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.
Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников авторы отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т.П. Артемьева, Т.А. Фотекова, Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени).
В исследованиях многих ученых (И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева, С.Г. Шевченко) отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Так, С. Г. Шевченко, изучая особенности речевого развития детей с ЗПР, отмечает, что дефекты речи у таких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности. В гораздо меньшей степени изучались личностные особенности детей с ЗПР. В работах Л.В. Кузнецовой, Н.Л. Белопольской раскрываются особенности мотивационно–волевой сферы. Н.Л. Белопольская отмечает специфику возрастных и индивидуально–личностных особенностей детей [5, с. 45].
Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность. Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. У.В. Ульяненковой выделены уровни сформированности общей способности к учению, которые соотносятся ею с уровнем интеллектуального развития ребенка. Данные исследований интересны тем, что позволяют увидеть индивидуальные различия внутри групп детей с ЗПР, которые касаются особенностей их эмоционально–волевой сферы [8, с. 14].
У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии.
Измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Изучая особенности взаимодействия с окружающими Г.В. Грибанова, отметила, что отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении.
В качестве других возможных причин ЗПР детей может выступать педагогическая запущенность. Категория педагогически запущенных детей также неоднородна. Запущенность может быть обусловлена разными конкретными причинами и может иметь различные формы. В психологической и педагогической литературе термин «педагогическая запущенность» чаще всего используется в более узком значении, рассматривается лишь как одна из причин школьной неуспеваемости. В качестве примера можно сослаться на совместную работу отечественных психологов А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, работу Л.С. Славиной и др [7, с. 90].
Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР:
-
причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга; -
общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта; -
отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий; -
социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.
Из приведенной классификации видно, что три группы причин ЗПР из четырех имеют ярко выраженный социально–психологический характер. ЗПР ребенка может быть обусловлена действием, как отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностью факторов, складывающейся в процессе взаимодействия [8, с. 16].
Таким образом, под ЗПР принято понимать временное снижение темпа созревания развития психической сферы ребенка, отдельных ее функций, вызванное как биологическими факторами, так и социальными. Согласно клинико–педагогической классификации К.С. Лебединской выделят четыре варианта задержки: конституционального происхождения, соматогенного, психогенного и церебрально–органического генеза.
Вне зависимости от конкретного варианта психика ребенка с ЗПР характеризуется рядом особенностей, среди которых наличие большого количество черт, характерных для детей более младшего возраста [12, с. 33].
1.3 Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В настоящее время самую многочисленную группу среди детей с отклонениями в развитии составляют дети с задержкой психического развития
Дошкольники с ЗПР представляют разнородную по составу группу. У большинства из них наряду со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или признаками ее функциональной незрелости отмечается общая соматическая ослабленность, наличие заболеваний различных органов и систем организма [3, с.15].
Эти дети составляют группу риска по состоянию здоровья и нервно-психического развития и нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания.
Для таких детей характерно:
-
рассеянность внимания, -
деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, -
легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются, -
могут наблюдаться проявления инертности ‒ в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое, -
недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.
Изучению детей с задержкой психического развития дошкольного возраста посвящены научные исследования Н. Ю. Боряковой, Е. Н. Васильевой, Е. А. Екжановой, И.А. Коро-бейникова, Л. В. Кузнецовой, Р. И. Лалаевой, И. Ю. Левченко, Е. С. Слепович, Р. Д. Тригер, У. В. Ульенковой, С. Г. Шевченко и других ученых [3, с. 18].
Вопросы содержания и методов коррекционно-развивающего обучения разрабатывались исследователями, но аспект формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с задержкой психического развития не рассматривался.
Поэтому проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у одной из самых незащищенных от воздействия окружающей среды категорий детей - дошкольников с задержкой психического развития вызывает особенный интерес и является одной из актуальных и недостаточно изученных проблем специальной педагогики [6, с. 36].
Направленность личности с нарушением интеллекта на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
Особенности представлений о здоровом образе жизни у детей с задержкой психического развития:
-
страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляется низкая двигательная активность; -
недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной деятельности; -
слабо сформированы навыки самообслуживания; -
недостаточно сформированы представления детей о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий; -
не закреплены знания о качествах, присущих здоровому человеку [6, с.38].
Развитие у дошкольников с ЗПР элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с задержкой психического развития во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно ‒ образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления коррекционного педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок ‒ педагог ‒ родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.