Файл: Организация социальноправовой защиты детей и подростков, попавшую в трудную жизненную ситуацию в современной России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное учреждение профессионального

образования

Юридический полицейский колледж

Якутский филиал
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Организация социально-правовой защиты детей и подростков, попавшую в трудную жизненную ситуацию в современной России»

ДОПУЩЕНО К ЗАЩИТЕ

Зам. директора по УМР ЯФ ЮПК

_______________К.К. Романов

«___»___________20___г.

Выполнил(а):

студент(ка) гр. 301 ПД

по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»

Винокурова Евгения Егоровна

Руководитель работы:

__________________/ Павлова М.И.


ЯКУТСК 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Дети и подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, как объект защиты

    1. Понятие трудная жизненная ситуация

    2. Основные направление работы с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

    3. Система международного сотрудничества в области социальной защиты детства

    4. Государственная политика по вопросам социальной – правовой защиты детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию в современной России

Глава 2. Организация социально-правовой защиты детей и подростков, попавших в трудную жизненной ситуации

2.1. Правовые проблемы принятия эффективного решения выхода из трудной жизненной ситуации детей и подростков

2.2 Защита прав детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

2.3 Социальная поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

2.4 Актуализация вопросов и реализация защиты детей от насилия и жестокого отношения в работе субъектов Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ
Понятие “социальная защита” используется для обозначения всей совокупности мер и действий, которые направлены на создание безопасных условий проживания одного отдельного человека или обширных групп населения с условиями соблюдения их прав и свобод.

В России термин “социальная защита” является относительно новым, когда как в остальном мире оно было зафиксировано еще в 1935 году. Но это не значит, что в нашей стране все эти годы социальная защита отсуствовала: это лишь означает, что на государственном уровне не было чеко прописанных правил, а также обозначенной легитимной документации, которая могла бы объяснить принципы и формы социальной защиты человека или обширных слоев населения в нашей стране.


Общие меры как социальных органов, так и правовых привели к тому, что база по социально-правовой защите несовершеннолетних в нашей стране активно функционирует, но требует доработок в связи с постоянно меняющимся обществом и возникновением новых актуальных проблем. В связи с этим требуется совершенствование социально-правовой базы, а также проведение профилактических мероприятий, которые касаются,

Дети и подростки, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления – в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей защита от невзгод и опасностей всегда были и остаются естественной потребностью и обязанностью человека, общности людей человеческого общества и государства. Возникнув в качестве мощного инстинкта продолжения человеческого рода, элементарные составляющие заботы о детях постепенно развиваются, совершенствуются и складываются в многоплановую, многоуровневую систему социальной защиты детства.

Сегодня в России насчитывается около 30 миллионов детей, и практически все они в разной степени, в разных аспектах нуждаются в социальной защите. Обусловливается это многими факторами. Ежегодно численность населения России сокращается на 600-800 тысяч человек, в значительной степени – за счет превышения смертности над рождаемостью населения. Расходы на рождение содержание, обучение и воспитание детей все более превышают материальные возможности родителей, все больше вливают на планирование семьи. Более 600 тысяч российских детей – сироты. Из них 90% социальные сироты, то есть дети, лишенные родительского попечения при живых родителях. Ежегодно около 30 тысяч родителей лишают родительских прав. Другие отказываются от своих детей, подкидывают их или просто бросают на произвол судьбы.

Многие дети живут, и воспитываются в неблагополучных семьях, которые ведут асоциальный образ жизни. Отношение родителей к детям в таких семьях зачастую потребительское – эксплуатируется детский труд, государственная забота о детях и т.д., либо безразличное – к содержанию, образованию и воспитанию детей.

Миллионы российских детей и подростков считаются беспризорными. Более 800 тысяч детей считаются без вести пропавшими. Количество сирот, беспризорников и без вести пропавших могло бы быть меньше при более активной политике усыновление обделенных родительской заботой детей.



Нередки случаи жестокого обращения взрослых с детьми, полным пренебрежением их прав и законных интересов, унижения достоинства детей, физического и психического насилия над ними, что влечет за собой побеги их семей и детских учреждений, а порой и суициды.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сложная, комплексная проблема оказания помощи детям и подросткам с трудностями развития носит междисциплинарный характер, и на практике с необходимостью требует межведомственного подхода.

Целью исследования является теоретически обосновать и проверить эффективность методов социальной реабилитации и профилактики детей и подростков в трудной жизненной ситуации.

В рамках достижения цели исследования определены следующие задачи:

  1. Уточнить и конкретизировать содержания понятия «Дети в трудной жизненной ситуации»

  2. Рассмотреть основные направления работы с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

  3. Выявить правовые проблемы принятия эффективного решения выхода из трудной жизненной ситуации

  4. Изучить сущность и содержание социально-правовой защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Объектом исследования является дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Предмет исследования – организация социально-правовой защиты детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию в современной России.

Теоретической основой исследования послужили исследования в общей и детской отечественной и зарубежной педагогике, находящихся в трудной жизненной ситуации (С. Беличева, Ю. В. Василькова, А. Гарбузов, Т. Гончарова, О. А. Карабанова, Н. Н. Обозов, В. В. Столин, А. Г. Шмелев, С. Г. Шуман, Э. Г. Эйделмиллер и др.). Ученые, представляющие социальную педагогику, предлагают различные технологии социального воспитания детей и подростков, имеющих разные жизненные проблемы (М. А. Галагузова, Я. И. Гилинский, Н. Ф. Дивицына, И. Н. Закатова, А В. Мудрик, А. В. Петровский и др.).

Нормативной основой исследования выступают основные нормативные правовые акты по заявленной теме. Прежде всего, это Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации и Конвенция о правах ребенка.

Практическая значимость исследования определяется тем, что обобщенный и проанализированный практический, полученные в работе выводы могут быть также использованы в процессе преподавания курса по темам конституционно-правовой защиты прав детей в России.


Структура дипломной работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов и рассмотрению государственной политики социальной-правовой защиты детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию в современной России. Во второй главе раскрыты правовые проблемы и реализация защиты детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования.


ГЛАВА 1. ДЕТИ И ПОДРОСТКИ, ПОПАВШИЕ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ, КАК ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ

    1. Понятие трудная жизненная ситуация


В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в педагогической, социологической, психологической литературах. Федеральный закон № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 дает следующее определение данному понятию:

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем, выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. Такую помощь должны оказать родители.


Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна способствовать включению человека в сложный противоречивый окружающий мир. Сегодня перед ней стоит остро проблема её дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители - ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей.

Всё это усугубляется такими внешними факторами, как безработица, низкое материальное положение, пьянство, наркомания, а в селе и отсутствие социокультурных институтов. Так как семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка, увеличивается количество детей, испытывающих трудности в той или иной сфере. Неуклонно растёт количество социальных сирот, соответственно увеличивается число приёмных и опекунских семей. Всё это способствует увеличению численности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24.07.1998 года № 124-ФЗ, ст.1 (в ред. от 30.06.2007 г.) сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь.

Дети, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это – дети:

  • оставшиеся без попечения родителей;

  • дети-инвалиды;

  • дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

  • дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

  • дети - жертвы насилия;

  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

  • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

  • дети, проживающие в малоимущих семьях;

  • дети с отклонениями в поведении;

  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений. Помощь в преодолении данных ситуаций могут оказать учреждения, участвующие в исполнении Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999.