Файл: Организация социальноправовой защиты детей и подростков, попавшую в трудную жизненную ситуацию в современной России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 393

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



    1. Основные направления работы с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации


Как было сказано в предыдущем параграфе, существуют различные причины, по которым подростки могут оказаться в трудной жизненной ситуации. По этой причине, очень важно проводить психологическую работу и социальную помощь с детьми и подростками.

Поддержка и помощь детям в трудной жизненной ситуации может быть информативной (права и обязанности каждого участника взаимодействия, льготы и способы их получения, варианты помощи и услуги предоставляющего учреждения), посреднической (установление контактов, создание сетей, гармонизация отношений), образовательной (предоставление знаний, формирование навыков и умений, повышение психолого-педагогической и социальной компетентности), снисходительной (посещение ребенка в семье, образовательном учреждении, группе временного пребывания, социальном приюте).

Дети имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, характере услуг, доступных в данном районе, и о том, куда следует обращаться при возникновении конкретных проблем, развитие навыков безопасной жизни, которые включают обучение принятию решений и решению проблем, творческому мышлению и критической оценке, общению и межличностным навыкам, преодолению эмоций и стресса; психологическое консультирование - помощь, направленная на этих детей во время кризиса, сфокусированная на понимании детьми сути ситуации для принятия решений по ее преодолению.

Семья была, есть и будет главным социальным институтом в формировании личности. Социально-педагогическая поддержка подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, неотделима от работы с семьей. Иными словами, оказывать помощь нужно не только подросткам, но, в первую очередь, и их родителям.

Методы работы с семьями, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:

  • посещения семьи с целью обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних детей;

  • ознакомление с семьей;

  • метод совместного планирования работы с семьей;

  • привлечение всех ведомств, участвующих в решении проблем семьи (комиссия по делам несовершеннолетних, инспекция по делам несовершеннолетних департамента полиции, органы социальной защиты, здравоохранения, службы защиты детей, учебные заведения, центры занятости);

  • индивидуальные и семейные консультации;

  • консультации специалистов;

  • поддержка семьи в виде консультаций, наблюдений специалистов и направления в различные организации;

  • вовлечение членов семьи в досуговую деятельность;

  • работа с родителями может принимать следующие формы;


Для того, чтобы организовать комплексную помощь подросткам, которые оказались в трудной жизненной ситуации, необходимо выстроить, своего рода, цепочку, которая будет состоять из оказания помощи в экстренной ситуации, оказания поддержки со стороны педагогов, оказания помощи специалистами специализированных учреждений и центров.

Предоставление семьям социально-бытовых услуг, денежной и социально-правовую помощь, предоставление консультаций по социально-правовым вопросам, консультации психолога, а также бесплатное предоставление необходимых медицинских услуг.

Год от года растет число родителей, лишенных родительских прав, увеличивается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физическое и нравственное здоровье детей подвергается опасности с каждым днем.

Эти и другие факты свидетельствуют о том, что организация работы с семьями требует переосмысления и обновления ресурсов, внедрения инновационных технологий, форм и методов психологической и социальной работы.

Эти семьи характеризуются своими проблемами: экономическими, трудовыми, инвалидности, медицинскими, психологическими и т.д. Дети из таких семей часто имеют низкую самооценку, неадекватное понимание значения собственной личности, нарушения в эмоциональной и когнитивной сфере и трудности в общении, что может негативно сказаться на дальнейшей жизни ребенка.

Только комплексная и систематическая помощь семьям в трудной жизненной ситуации способствует адаптации ребенка и его подготовке к последующей жизни. Развитие здоровой личности во многом зависит от поддержки, оказываемой подростку в школе или других учебных заведениях.
1.3. Система международного сотрудничества в области социальной защиты детства
Одним из первых актов ООН в области социальной защиты детства стало образование Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), который стал главным механизмом международной помощи детям.

В 1948 году ООН приняла всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечено, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Необходимость особой защиты прав ребенка подчеркивается и в других документах ООН: в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в уставах и иных документах международных организаций и специализированных учреждений ООН, занимающихся вопросами благополучия детей.



В 1959 году Организация Объединенных Наций приняла Декларацию прав ребенка. Главная идея декларации: человечество обязано давать ребенку лучшее из того, что оно имеет. В Декларации провозглашены десять принципов обеспечения социальной зашиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях.

Декларация призвала родителей, неправительственные организации, отдельных лиц, местные власти и национальные правительства признать изложенные в ней права и свободы детей и стремиться их соблюдать.

В Декларации особо подчеркивается необходимость специальной защиты детей, предоставления им возможности и условий для нормального, здорового развития в условиях свободы и достоинства.

Декларация прав ребенка побудила правительства многих государств и неправительственные организации усилить внимание к социальной защите детей, принять правовые акты и провести организационные мероприятия, защищающие интересы детей.

Программным документом ООН на многие годы явилась Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, принятая на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей в 1990 году.

В этой Декларации констатируется, что каждый день множество детей во всем мире подвергается опасностям, которые препятствуют их росту и развитию; что дети подвергаются неисчислимым страданиям, будучи жертвами войны и насилия, расовой дискриминации, апартеида, агрессии, иностранной оккупации и аннексии; будучи беженцами и перемещенными детьми; будучи жертвами халатности, жестокости и эксплуатации.

Каждый день, свидетельствует Декларация, миллионы детей страдают от бедствий, нищеты и экономического кризиса, от голода и отсутствия дома, от эпидемий и неграмотности, от деградации окружающей среды, от последствий внешней задолженности государства и отсутствия устойчивого и постоянного роста уровня жизни. В мире ежедневно умирают несколько тысяч детей от недоедания и болезней, от плохих санитарных условий и отсутствия чистой воды, от последствий наркомании.

Декларация рекомендует правительствам, международным организациям, неправительственным организациям, всем другим учреждениям систему мер по социальной защите детства буквально во всех основных сферах жизни человеческого общества.

Важным документом ООН в области социальной защиты детства явились Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятые в 1985 году. В Правилах сформулированы сферы применения и цели правосудия в отношении несовершеннолетних, возраст уголовной ответственности и процессуальные права несовершеннолетних, особенности расследования и судебного разбирательства дел несовершеннолетних, особенности мер воздействия на несовершеннолетних и др.


Имеется также значительное количество более частных международных и региональных соглашений по конкретным аспектам социальной защиты детства.

Но реальное положение детей и состояние их социальной защищенности в мире потребовали более универсального и более обязательного международного документа в области социальной защиты детства, в котором на основании юридических норм фиксировались бы конкретные меры по социальной защите ребенка, так, чтобы эти меры были обязательными для государств, его подписавших. Таким документом явилась Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г.

Конвенция ООН «О правах ребенка» разрабатывалась несколько лет Комиссией ООН по правам человека. В состав рабочей группы входили юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий из многих стран. Конвенция развивает и конкретизирует положения Декларации и других принятых ранее документов ООН о правах и социальной защите детей. В 54 статьях Конвенции отражены практически все наиболее существенные моменты, связанные с жизнью, положением ребенка в обществе и его социальной защитой. Самое главное отличие Конвенции от разного рода деклараций в том, что, подписывая Конвенцию, государства заявляют о своих обязательствах соблюдать ее положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед мировым сообществом.

Государства, присоединившиеся к Конвенции, обязались привести свои законодательства в соответствие с положениями Конвенции. Устанавливая общие нормы, Конвенция учитывает также различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных регионов и государств, что позволяет каждой стране выбрать собственные национальные средства зашиты детства. В этом универсальность Конвенции.

Достоинством Конвенции является и то, что в ней сведены воедино права ребенка, которые раньше можно было отыскать только путем изучения большого числа документов, относящихся к различным отраслям права. Это значительно облегчает реализацию практических аспектов социальной защиты детства.

Основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка» заключаются в следующем:

  • Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Столь же неотъемлемы права ребенка на имя и гражданство.

  • Во всех действиях административных органов, органов социальной защиты и судов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. При этом надлежащим образом должно учитываться мнение ребенка.

  • Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах детского благополучия. В свою очередь, государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд на свою территорию или выезд из нее.

  • Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологического ущерба и от дурного обращения, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатацию.

  • Государства обеспечивают подходящую замену уходу за детьми, у которых нет родителей, используя институты усыновления (удочерения), опеки и попечительства, приемной семьи, государственные учреждения и другие возможные формы.

  • Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения, а государства обязаны обеспечивать охрану здоровья всех детей, уделяя первоочередного внимания профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности.

  • Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира и терпимости. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Основную ответственность за воспитание ребенка несут родители, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.

  • Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью. Дети меньшинств и коренного населения должны свободно пользоваться достижениями собственной культуры и родным языком.

  • Государства должны обеспечить защиту ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может помешать образованию или нанести ущерб здоровью и благополучию детей, от незаконного употребления наркотиков и от участия в производстве наркотиков или торговле ими.

  • С детьми, ставшими участниками нарушения уголовного законодательства, должны обращаться так, чтобы способствовать развитию у них чувства достоинства и значимости, и содействовать их реинтеграция в жизнь общества. Под стражей дети должны содержаться отдельно от взрослых. Они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению. Смертная казнь и пожизненное тюремное заключение не назначаются за проступки, совершенные лицами в возрасте до 18 лет.

  • Ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать какого-либо участия в военных действиях; дети, затрагиваемые вооруженными конфликтами, должны находиться под особой защитой. Государствами предпринимаются меры для предотвращения хищения детей и торговли ими.

  • Дети, которые были подвергнуты дурному обращению, задержанию или пострадали от недосмотра, должны получать надлежащее обращение или проходить подготовку в целях их восстановления и реабилитации.

  • Конвенция обязывает государства широко информировать население о содержащихся в ней правах детей.


Анализ содержания Конвенции ООН «О правах ребенка» показывает, что это наиболее обстоятельный, подробный и разносторонний документ мирового сообщества, посвященный социальной защите детства, за что Конвенцию иногда называют конституцией прав ребенка.

В свою очередь, государства, присоединившиеся к Конвенции, обязываются этим актом привести свои национальные законодательства, в том числе и конституции, в соответствие с положениями подписанной ими Конвенции, несут за свои действия в отношении детей юридическую ответственность, а государства-нарушители Конвенции могут быть подвергнуты международным санкциям.

Учитывая выдающийся гуманистический характер Конвенции, Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей очередной сессии в 1992 году предложил государствам ежегодно 20 ноября - в день принятия Конвенции - отмечать Всемирный день детей.

Комитет ООН выделил вопросы, вызывающие обеспокоенность за судьбы российских детей, часть которых была отражена в Докладе «О положении детей в России» и в их числе следующие:

  • недостаточность принимаемых мер по защите детей от негативного влияния проводимых в России реформ;

  • недостаточную заботу о нуждах детей из наиболее уязвимых социальных групп: инвалидов, неполных семей и др.;

  • наличие серьезных проблем в сфере семейной жизни россиян: оставление детей, разводы, внебрачные дети, восстановление материального содержания ребенка и др.;

  • практику направления детей, лишенных семейного окружения, в интернаты;

  • проблемы в рамках программы вакцинации, качества предродового ухода, планирования семьи, подготовки медицинских работников на местах;

  • реализацию права ребенка на досуг, положение девочек-подростков в сельских районах;

  • систему отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, осуществление права ребенка на контакты с семьей и на защиту в таких ситуациях;

Исходя из приведенных выводов, Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал Российской Федерации совершенствовать систему социальной защиты детства по следующим основным направлениям:

  1. Обеспечение регулярного контроля за воздействием проводимых реформ на положение детей. Сформулировать показатели, позволяющие следить за изменениями, в области принятия законов и других нормативных актов по социальной защите детства.

  2. Создание государственного комитета или другого органа по координации и контролю за осуществлением Конвенции, поддержание и активизация деятельности местных и неправительственных организаций в области социальной защиты детства.

  3. Активное участие неправительственных организаций, детских и молодежных объединений в работе по изменению существующих взглядов в целях более эффективной защиты детских прав.

  4. Активизация усилий в деле обучения по вопросам семейной жизни, проведение дискуссий и других мероприятий о роли семьи в обществе, правах детей и ответственности родителей.

  5. Развитие альтернативных форм, заменяющих уход в интернаты; развитие профессиональной подготовки сотрудников детских учреждений, сферы социальной защиты, юриспруденции, образования.

  6. Улучшение системы первичной медико-санитарной помощи в целях повышения эффективности дородового и послеродового ухода, санитарного просвещения, полового образования, планирования семьи, программ вакцинации и других направлений.

  7. Разработка процедуры и механизма рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними.

  8. Проведение всеобъемлющей судебной реформы в части отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, уделяя особое внимание мерам перевоспитания, психологического восстановления и социальной реабилитации ребенка. Повышение квалификации лиц, отправляющих правосудие в отношении несовершеннолетних.

  9. Ужесточение, активизация борьбы с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом.