Файл: Задания к контрольной работе вариант 1 I. Фонетический уровень расставьте ударения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ


ВАРИАНТ 1

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
1. Расставьте ударения.

Исчерпать, балуешь, облегчить, пролила, бензопровод, досуг, вероисповедание, давнишний, вечеря, дефис, подключат, христианин, щавель, новорожденный, танцовщица, осужденный, хозяева, премировать, фетиш, факсимиле.
II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

  1. Долго еще после этого случая все надсмехались над ним. - Долго еще после этого случая все насмехались над ним.

  2. Квитанция была своевременно оплочена. - Квитанция была своевременно оплачена.

  3. Сначала нужно встретиться и всё обговорить. - Сначала нужно встретиться и всё обсудить.


III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
1. Образуйте формы родительного падежа множественного числа.

Якут – (кого?) якутов, комментарий – (чего?) комментариев, джинсы - (чего?) джинсов, туфля - (чего?) туфель, румын - (кого?) румын, гольфы - (чего?) гольфов, мандарин - (чего?) мандаринов, плащ-палатка – (чего?) плащ-палаток, торнадо - (чего?) торнадо, раздумья - (чего?) раздумий.

2. Определите род имен существительных. Подберите к ним прилагательные (определения).

Аэрозоль, мужской род – специальный аэрозоль; ранчо, средний род – большое ранчо; авеню, женский род – широкая авеню; алоэ, средний род – маленькое; пончо, средний род – мексиканское пончо; жалюзи, средний род – красивое жалюзи; Сочи, мужской род – солнечный Сочи; бенгали, мужской род – сложный бенгали; портье, мужской род – дежурный портье; тюль, мужской род – белый тюль; невежа, мужской род – настоящий невежа; МИД, мужской род – Российский МИД.

3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Триста шестьдесят четыре, двести сорок восемь, шестьсот девяносто.

Триста шестьдесят четыре:

Родительный (кого? чего?) – трехсот шестидесяти четырех.

Дательный (кому? чему?) – тремстам шестидесяти четырем.


Творительный (кем? чем?) – тремястами шестидесяти четырьмя.

Предложный (о ком? о чем?) – трехстах шестидесяти четырех.

Двести сорок восемь:

Родительный (кого? чего?) – двухсот сорока восьми.

Дательный (кому? чему?) – двумстам сорока восьми.

Творительный (кем? чем?) – двумястами сорока восемью.

Предложный (о ком? о чем?) – двухстах сорока восьми.

Шестьсот девяносто:

Родительный (кого? чего?) – шестисот девяноста.

Дательный (кому? чему?) – шестистам девяносто.

Творительный (кем? чем?) – шестьюстами девяноста.

Предложный (о ком? о чем?) – шестистах девяноста.
4. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм, и исправьте предложения.

1) Большинство возражали против такой оценки его творчества. - Большинство возражало против такой оценки его творчества.

2) Страна любила и гордилась поэтом. - Страна любит и гордится поэтом.

3) Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. - Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающихся джазом.

4) Президент указал о том, что переход к следующему этапу военных действий произойдет в декабре. - Президент указал на то, что переход к следующему этапу военных действий произойдет в декабре.

5) Собравшиеся голосовали за это решение обоими руками. - Собравшиеся голосовали за это решение обеими руками.
IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
1. Объясните значения слов с разными ударениями.

Острота – остроумное выражение;

острота – острый.

Козлы – строительные леса;

козлы – животные.

Характерный – обладающий характером;

характерный – свойственный чему-либо, кому-либо.

Видение – восприятие чего-либо зрением;

видение - образ, явление из мира фантазии, воображения.

Ирис – растение;

ирис – конфета.

Атлас – сборник карт, таблиц, диаграмм и т. п.;

атлас - Шелковая гладкая блестящая ткань.

2. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.

Интеллигент - это порядочный, высокообразованный человек с развитым интеллектом, высокой внутренней культурой, самоуважением и уважением к окружающим, имеющий чувство меры в словах и действиях.



Подчиняясь законам толпы, интеллигент все-таки полагает себя единственным носителем истинных побуждений в бессмысленной толпе.

Адаптация -  это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира.

Наиболее умеренная часть социал-демократии пошла по пути пассивной адаптации к новым правилам игры.

Икебана - традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов в специальных сосудах.

Икебана передает красоту природы с помощью цветов и растений.

Интеграция – это объединение в единое целое каких-либо частей.

Интеграция в мировую культуру есть залог нашей цивилизации. 

Манипуляция - это скрытое управление против воли управляемого, при котором манипулятор получает одностороннее преимущество за счет управляемого. 

Манипуляция заставляла людей делать вещи, которые они не совершили бы добровольно. 
3. Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.

Стиснув зубы – это значит заставить себя сдержаться, проявить выдержку.

Он молчал, стиснув зубы.

Медвежий угол - отдаленное, малонаселенное, глухое место.

В дали от города, я нашёл медвежий угол.

Ахиллесова пята -  слабое, наиболее уязвимое место кого-либо или чего-либо.

Ахиллесова пята этой компании - плохие сотрудники.

Пиррова победа - победа, которая далась очень тяжело, большими жертвами.

Это была пиррова победа, доставшаяся мне слишком дорогой ценой.

Кровь стынет - кто-либо испытывает чувство сильного страха, ужаса.

Раздался скрежет, от которого кровь стыла в жилах.

4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1) Учится он на троечки, звезд с неба не достает. Учится он на троечки, звезд с неба не хватает.

2) Как говорится, со щитом или без щита, но я обязательно вернусь. Как говорится, со щитом или на щите, но я обязательно вернусь.

3) Известно, какую важную роль в общении людей имеет личное обаяние. Известно, какую важную роль в общении людей играет личное обаяние.

5. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

1) Мы были
шокированы прекрасной игрой актеров. Мы были удивлены прекрасной игрой актеров.

2) Программа рассчитана на обогащение кругозора учащихся. Программа рассчитана на расширение кругозора учащихся.

3) Позвольте спросить у Вас один вопрос. Позвольте задать вопрос.

4) Во дворе дети строят снежную бабу. Во дворе дети лепят снежную бабу.

5) Двухмесячный ребенок выпрямляет ноги, если прикоснуться ладонями рук к его ступням – это опорная реакция. Двухмесячный ребенок выпрямляет ноги, если прикоснуться ладонями рук к его ступням – это ответная реакция.

6) Все сотрудники отдела собрались на собрание. Все сотрудники отдела пришли на собрание.

7) Представление обещало быть очень грандиозным. Представление обещало быть грандиозным.

8) Парень бросал на подругу многозначные взгляды. Парень бросал на подругу многозначительные взгляды.

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
1. Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова: книжную или разговорную. Если слово имеет книжную окраску, то укажите, в каких функциональных стилях оно может использоваться.

Рефлекторный – книжная, научный, публицистический; контракт – книжная, официально-деловой; болтовня – разговорная; окружность - книжная, научный; милосердие - книжная, публицистический; объект - книжная, официально-деловой; жалко – разговорная; дружественный визит - книжная, художественный; скрещивание - книжная, научный; адресант - книжная, официально-деловой; восхитительный – книжная, художественный; шеф – разговорная; побудить – книжная, научный; грудничок – разговорная; воздействие – книжная, научный, публицистический.

2. Определите, к какому стилю принадлежит текст. Приведите доказательства.

Интересно отметить, что олимпиады для школьников – не советское и не постсоветское изобретение. Ещё в XIX веке интеллектуальные состязания для учащейся молодёжи проводило Астрономическое общество Российской империи.

В настоящее время олимпиада проходит в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Победители и призёры каждого этапа составляют 25 процентов от общего числа участников по соответствующему предмету. Нынешняя олимпиада (в ней приняли участие 1500 школьников) проводилась по 21 предмету, в числе которых русский, английский, французский и немецкий языки, математика, литература, история, информатика, право, химия, физика, экология, экономика и другие. Состязались в знании
этих предметов ученики девятых, десятых и одиннадцатых классов.

В областном министерстве образования, под эгидой которого работу с одарёнными детьми проводят сотрудники Дворца молодёжи и Института развития образования, подчеркнули, что отбор претендентов проводится очень строго.

По итогам всероссийской олимпиады школьников в 2012 году Свердловская область вошла, как и в предыдущие годы, в число регионов-лидеров Российской Федерации, показавших лучшие результаты участия (по количеству победителей и призёров). Это «Золотая дюжина» олимпиадного движения в России. Из регионов Уральского федерального округа с нами может состязаться только Челябинская область.
Это публицистический стиль, статья в журнале, или газете. Так как приводятся факты, статистика, ведется рассказ о событии, при этом отсутствуют научные термины. 
VI. РИТОРИКА
Создайте текст аргументирующей речи (150 – 300 слов) для устного выступления, используя один из предложенных тезисов (требования к составлению речи см. методические рекомендации на с. 12).

  1. Зачем я получаю высшее образование?

Высшее образование дает человеку не только необходимый объем специальных знаний в той или иной области науки, техники, литературы, искусства, но и другие, не менее важные навыки. Во время обучения в вузе, вы получаете дополнительные знания в смежных областях, без которых сегодня не обойтись ни одному действительно грамотному и образованному человеку. В вузах студенты всех специальностей изучают информатикуфилософию и культуру, основы права, иностранные языки и экономику. 

Но, самое главное, во время обучения, человек получает навыки работы в информационном поле. В вузе он учиться работать с литературой, организовывать поиск необходимых для работы источников знаний, обрабатывать их, анализировать и делать выводы из того, что он узнал. Современные компьютерные технологии и возможности интернета только расширили то пространство знаний, которое доступно студентам и выпускникам вузов.

Можно сказать, что высшее образование – это другой качественный уровень восприятия информации, который отличает выпускника вуза от выпускника