Файл: Реферат Правовая охрана и использование земель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На сегодняшний день существует два вида сервитута частный и публичный сервитут. Например, частный сервитут могут установить на мою землю чтобы другой человек смог проехать на свой участок — это частный сервитут. Публичный сервитут устанавливается также в соответствии с земельным кодексом и также в статье 24 пункте 4 прописано для каких целей может устанавливаться сервитут. Например, для того чтобы граждане имели свободный доступ к водному объекту или его береговой линии. Также нужно обязательно упомянуть о том, что наложение сервитута на участок не лишает землевладельца его прав владения, использования и распоряжения земельным участком. Если произойдет такая ситуация что земельный участок перейдет по каким-либо причинам к другому лицу, то это не отменяет сервитут.

Правообладатель земли, на которой установлен сервитут в праве требовать соразмерную плату с лиц в сторону которых был установлен сервитут. Если установление сервитута приводит к затруднению его использования, то владелец земли имеет право требовать от государства соразмерную плату если иное не предусмотрено данным кодексом10.
3.5 Аренда
Одной из форм использования земель в земельном праве РФ считается аренда. Аренда – это предоставление какого-либо имущества, в данном случае земельного участка, во временное пользование за определенную плату на основе договора аренды. Это одна из самых распространенных и наиболее эффективных форм использования земли во всем мире. Следует помнить, что объектом аренды может быть только имущество; нельзя передать в аренду имущественные права. С учетом этого, если собственнику принадлежит не земельный участок как таковой, а только доля в праве общей собственности на этот участок, заключить договор аренды не представится возможным.
3.6 Особенности аренды
Статья 22 ЗК РФ устанавливает, что земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом, за исключением земельных участков, изъятых из оборота (указаны в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ). При этом согласно Федеральному закону от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" объектом аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Чтобы стать объектом аренды, земельный участок должен быть определен точно так же, как и в других случаях, когда земельный участок выступает в качестве недвижимого имущества в гражданско-правовых отношениях. В договоре должны быть четко указаны местоположение земельного участка, его целевое назначение, границы, кадастровый номер и другие признаки, позволяющие точно установить и идентифицировать соответствующий земельный участок. Эти сведения являются существенными условиями договора, поэтому при их отсутствии договор считается недействительным. Статья 26 ЗК РФ устанавливает, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости»".


Договоры аренды, субаренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Сдача в аренду является формой распоряжения земельным участком. Прежде всего, правом сдачи земельного участка в аренду обладает его собственник (статьи 209, 608 ГК РФ). В соответствии с законодательством земля может находиться в собственности как физических, так и юридических лиц. Соответственно, реализовать право сдачи земли в аренду могут граждане и юридические лица. Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы устанавливается договором аренды и в силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ является существенным условием данного договора, т.е. при отсутствии в договоре такого условия он считается незаключенным. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка (а также его покупку), но после собственника здания, строения, сооружения, находящихся на этом земельном участке (пункт 3 статьи 35 ЗК РФ).

Арендатор земельного участка (за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков) вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка (за исключением передачи арендных прав в залог). При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется (пункт 5 статьи 22 ЗК РФ).

Арендатор земельного участка (за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков) имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим ЗК РФ (пункт 6 статьи 22).


3.7 Основания прекращения договора аренды

Статья 46 ЗК РФ устанавливает, что аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством: по соглашению сторон; по решению суда; по истечении срока аренды при наличии письменного заявления арендодателя; по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 ЗК РФ (нецелевое или нерациональное использование и т.д.). Прекращение аренды земельного участка по основаниям, указанным в абзаце 2 подпункта 1 пункта 2 статьи 45 ЗК РФ, не допускается: 1. В период полевых сельскохозяйственных работ; 2. В иных установленных федеральными законами случаях. В соответствии со статьей 450 ГК РФ договором аренды могут быть установлены и другие условия расторжения договора по инициативе арендодателя. Частью 2 данной статьи предоставляет право расторжения договора одной из сторон при существенном нарушении условий договора другой стороной. Перечень этих условий зависит от содержания конкретного договора. На основании статьи 619 ГК РФ арендодатель, прежде чем досрочно расторгнуть договор, должен письменно предупредить арендатора о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок11.(Слайд №9)
3.8 Использование земель сельскохозяйственного назначения
Земли сельскохозяйственного назначения имеют особый режим в сфере использования и охраны земель на правовом уровне. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для сельхоза производства, разведения Аква культур, защитных лесных насаждений, учебных и научно-исследовательских целей. Использования земель сельскохозяйственного назначения может вестись гражданами для садоводства, огородничества, животноводства, крестьянскими хозяйствами для осуществления их деятельности, производственными кооперативами, государственными унитарными организациями, и другими коммерческими предприятий. Религиозными организациями, казачьими обществами и другими некоммерческими предприятиями.12
3.9 Правовая охрана земель
Целью охраны земель является содержание земель в пригодном для использования состоянии и предотвращения их уничтожения и доведения до состояния, когда их нельзя использовать. Охрана земель косвенно прописана в конституции и определяется двумя статьями, первая статья 9, в которой написано то земля охраняется как основа жизни и деятельности народов, это скажем так общее определение и основной аспект здесь уделен социальному значению охраны земель. Также об охране земель написано в 42 статье конституции России, там уже говорится больше говорится про наши права. Вот дословный текст данной статьи «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.» Дальше в данном реферате рассматривается более подробно аспекты которые есть в статье 42
13, а возмещении ущерба причиненного имуществу, и в принципе окружающей среде. О состоянии земли то этим занимается специализированный государственный орган, который может быть нам известен как Рос реестр. Ниже на рисунке один вы можете увидеть его логотип. Рос реестр публикует на своем сайте отчет и анализ по состоянию земель в виде статистики и просто текстовой информации состояние земель по всем субъектам Российской федерации де каждый житель с ней может ознакомиться в свободном доступе. Деятельность в сфере охраны земель затрагивает абсолютно всех субъектов земельных отношений: Органы государственной власти, физические лица, юридические лица, местные органы самоуправление. Целью охраны земель является содержание земель в пригодном для использования состоянии и предотвращения их уничтожения и доведения до состояния, когда их нельзя использовать.

Основные обязанности

1) Восстановление плодородия земель, которые предназначены для сельского хозяйства.

2) Защита земель от ветровой и водной эрозии, подтоплений, селей, заболачивания, загрязнения хим. Веществами, так радиоактивными отходами, другими веществами и микроорганизмами, другого негативного воздействия.

3) Обязательная защита сельскохозяйственных угодий от зарастания кустарниками и деревьями, и сорными растениями, поддержание уровня мелиорации.

4) Если проводятся работы при которых происходит нарушение почвенного слоя в том числе разработка недр, то при этом верхний почвенный плодородный слой снимается и используются для улучшения малопродуктивных земель.

5) Лица, деятельность которых привела к ухудшению состоянии земель должны обеспечить их рекультивацию, восстановление, привести их в состоянии пригодное для целевого и допустимого использования. Устранить все последствия загрязнения.

6) Охрана оленьих пастбищ производится согласно законодательству Российской федерации и законодательском субъектов Российской Федерации в районах крайнего севера.

Земли и земельные участки, которые подверглись загрязняю химическими или радиоактивными веществами в том числе здания и сооружения, должны использоваться в порядке, который определяет Правительство Российской Федерации. На данных территориях запрещено производство и реализация сельхоз продукции. Подробно о своих правах и обязанностях в сфере охраны земель сельскохозяйственного назначения можно и нужно ознакомиться во второй главе земельного кодекса Российской Федерации. Лучше всего читать версию со свежими поправками
14.(Слайд №10)
3.10 Виды ответственности за правонарушения
Административная ответственность: Этот вид ответственности за нарушение земельного законодательства наступает: за экономические правонарушения (ст.7.1. Кодекса об административных правонарушениях); за экологические правонарушения (ст.8.6. КоАП РФ); за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст.10.9 КоАП РФ).  Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону. Ответственность наступает за нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, правам и интересам собственников. Вред возмещается независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Понятие вреда можно определить, как умаление имущественного блага. Дисциплинарная ответственность: за нарушение земельного законодательства возникает на основании ст.75 ЗК РФ. Она может представлять собой применение дисциплинарных взысканий:

а) к работнику, не исполнившему, либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности (ст.192 Трудового кодекса – ТК РФ);

б) к должностному лицу (в случае несоблюдения трудовых и иных норм, повлекшие за собой ущерб земле и ее недрам). Дисциплинарные взыскания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.254, 246 УК РФ); экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст.167 УК РФ); производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.231, 260 УК РФ). Также УК РФ предусмотрены санкции за: нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст.249); нарушение правил охраны и использования недр (ст.255); незаконная порубка деревьев (ст. 260); уничтожение или повреждение лесов (ст.261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Порядок осуществления уголовной ответственности на нарушение земельного законодательства регламентирован наиболее детально и определяется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. Решающей стадией уголовной ответственности является рассмотрение дела в судебном заседании. Отношения уголовной ответственности завершаются отбытием наказания, назначенному осужденному, либо освобождением от наказания. Земельно-правовая ответственность: за нарушения земельного законодательства представляет собой принудительное изъятие земельных участков у граждан в связи с совершением неправомерных действий.