Файл: Учебнометодическое пособие по выполнению учебной практики для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование. Начальное образование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОУ ВПО ЛНР «ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»
О.Н. Курдюкова, И.А. Кицена
Организация полевой практики по изучению основ ботаники и зоологии
Учебно-методическое пособие
по выполнению учебной практики
для студентов очной и заочной форм обучения
по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование.
Начальное образование»
Луганск
2018
2
УДК 584 59 (072)
ББК 28.5 р. 3+ 28.6 р. 3
К 93
Р
е ц е н з е н т ы:
Жолудева И.Д. – кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой садово-паркового хозяйства и экологии
Луганского национального университета имени Тараса
Шевченко.
Домбровская С.С. – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры садово-паркового хозяйства и экологии
Луганского национального университета имени Тараса
Шевченко.
Панкратьева Т. Н. – директор ГОУ «Луганская специализированная школа
I–III ступени № 57»
К93
Курдюкова О.Н., Кицена И.А.
Основы ботаники и зоологии: учебно-методическое пособие по выполнению учебной практики ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко», О.Н. Курдюкова, И.А. Кицена. –
Луганск: 2018. – 75 с.
Учебно-методическое пособие по выполнению учебной практики составлено в соответствии с разделами рабочей программы курса «Основы ботаники и зоологии» кафедры биологии Луганского национального университета имени Тараса Шевченко.
В нем приведены темы, оборудование, план работы, вопросы для самоконтроля, литература, основные требования и критерии оценки.
Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование. Начальное образование».
УДК 584 59 (072)
ББК 28.5 р 3 + 28.6 р 3
Рекомендовано к печати учебно-методическим советом Луганского национального университета
имени Тараса Шевченко в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся
по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование. Начальное образование»
(протокол № 9 от 13.04.2018 г.)
© Курдюкова О.Н., Кицена И.А., 2018
©ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко», 2018
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………….. 4 1. Требования к отчету………………………………………........................ 7 1.1. Формы и методы контроля……………………………….................... 7 1.2. Критерии оценивания практики………………………........................ 8 1.3. Подведение итогов практики…………………………………………. 8 2. Содержание практики…………………………………………………….. 9 2.1. Основы ботаники ……………………………......................................
11 2.2. Основы зоологии…………………………………………...................
22 3. Охрана труда………………………………………………………………. 34
Список рекомендованной учебной литературы…………………………….. 40
Приложение А.Примерная тематика индивидуальных заданий ………….. 44
Приложение Б. Охрана растений…………………………………………….. 46
Глоссарий по основам ботаники …………..……………………................... 70
Глоссарий по основам зоологии…………………………………………….
72
4
ВВЕДЕНИЕ
Учебная (полевая) практика для студентов 1 курса по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование. Начальное образование» является обязательной частью программного учебного процесса подготовки для студентов, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата, на которой студенты завершают изучение материала, закрепляют и углубляют знания, полученные на лекциях и лабораторных занятиях по дисциплине «Основы ботаники и зоологии».
Изучение дисциплины «Основы ботаники и зоологии» для студентов 1 курса очной и заочной формы обучения по направлению подготовки
44.03.01 «Педагогическое образование. Начальное образование» является обязательной частью программного учебного процесса подготовки по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата, в процессе изучения которой, студенты получают представление о ботанике, как единой науке, изучающей растения и зоологии – науке, изучающей животных, на всех уровнях их организации, знакомятся с методами наук, с теоретическими основами и практическим применением ботанических и зоологических знаний в различных отраслях народного хозяйства.
Изучение дисциплины основывается на школьном курсе биологии.
Курс завершается летней полевой учебной практикой во втором семестре. На летней полевой практике, в соответствии с программой, студенты изучают дикорастущие растения и животных в естественной среде обитания, углубляют знания по экологии и систематике видов, знакомятся с методами ботанических и зоологических исследований в природе, изучают мероприятия по охране видов растений и животных, разрабатывают экскурсии со школьниками в природу.
Уровень подготовки студентов и усвоения знаний контролируется путем применения практических навыков и умений на экскурсиях, контроля результатов самостоятельной работы.
Итоговый контроль усвоения учебного материала осуществляется по завершению полевой учебной практики. Оценка успеваемости студента по курсу «Полевая учебная практика по основам ботаники и зоологии» выставляется по многобалльной шкале.
Целью учебной полевой практики является расширение и углубление знаний о разнообразии растений и животных, структуре и закономерностях функционирования экосистем, освоение студентами доступных методов изучения растений и животных в полевых условиях.
Задачи полевой практики:
1. Закрепление знаний, полученных на лекциях и лабораторных занятиях.
2. Изучение флоры и фауны различных биотопов; знакомство с многообразием растений, животных и приспособлениями их к условиям существования в различных экосистемах.
5 3. Овладение умениями наблюдений за животными и учета растений в природе, сбора, определения, монтажа растительного и животного материала, изготовления гербария и зоологической коллекции.
4. Овладение методикой проведения экскурсий в природу.
5. Знакомство с основными методами научно-исследовательской работы в полевых условиях и в лаборатории.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
– русские и латинские научные названия не менее 20 видов растений и животных;
– принципы работы с определителями;
– важнейших представителей основных отделов (отрядов) и семейств местной флоры и фауны;
– виды растений и животных, которые нуждаются в охране на территории региона;
– основные методы полевых исследований по ботанике и зоологии.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
– производить сбор, осуществлять сушку, монтаж растений и животных местной флоры для видового определения и составления гербария и зоологической коллекции;
– определять важнейших представителей основных отделов (отрядов) и семейств растений и животных;
– составлять списки видов флоры и фауны и проводить их анализ.
– проводить экскурсии в природу.
Вид и объем практики. Согласно учебного плана изучение дисциплины
«Полевая учебная практика по основам ботаники и зоологии» осуществляется студентами на I курсе, во 2-м семестре в объеме 108 часов. Для прохождения практики студенты ежедневно работают по графику в течение 6 часов в соответствии с календарным планом.
Видами учебных занятий на полевой практике согласно учебного плана являются: а) учебная работа (ознакомительная лекция, экскурсии, камеральная обработка материалов, оформление отчета, дневника, гербария, зоологической коллекции); б) самостоятельная работа студентов; в) консультации.
Организация практики. Базы практики. Полевая учебная практика проходит в распределённом режиме в зависимости от погодных условий, после окончания студентами теоретического обучения и проводится в окрестностях г.
Луганска или г. Ровеньки (если дисциплина изучается на базе Ровеньковского факультета). В отдельных случаях организуется выездная практика в ближние районы на несколько дней. Камеральная обработка материалов осуществляется в лабораториях (аудиториях) кафедры биологии.
Обязанности студента-практиканта. Студенты высших учебных заведений при прохождении полевой учебной практики обязаны:
6
– выполнять распоряжение руководителя практики, получать необходимое оборудование для учебной практики (под расписку) у лаборанта и обеспечивать их правильное использование и хранение;
– к началу практики получить от руководителя практики консультации относительно оформления всех необходимых документов;
– своевременно начать практику;
– в полном объеме выполнять все задания, предусмотренные программой практики и указаниями ее руководителей;
– выучить и строго придерживаться правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
– немедленно докладывать руководителю практики о несчастных случаях и заболеваниях студентов;
– нести ответственность за выполненную работу;
– своевременно сдать необходимую документацию и зачет по полевой учебной практике.
Обязанности руководителя практики:
– обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед выходом студентов на практику: прохождение медицинского осмотра, проводит инструктаж по технике безопасности, порядке прохождения практики, предоставляет студентам необходимые документы (бланки отчета, календарный план, самостоятельное задание и другие методические рекомендации);
– сообщает студентам информацию о форме отчетность по практике, которая принята на кафедре, а именно: представления дневника, отчета и собранного полевого материала (гербария, зоологической коллекции);
– обеспечивает высокое качество прохождения практики согласно программе;
– организовывает ведение контроля за посещением студентами экскурсий и занятий;
– предоставляет заведующему кафедры письменный отчет о проведении практики с замечаниями и предложениями относительно улучшения практики студентов.
7 1.
ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. ИТОГИ ПРАКТИКИ
После окончания полевой учебной практики студенты сдают зачет, во время которого каждый студент обязан представить:
1. Дневник практики, оформленный в тетради, объемом 30–60 страниц, который должен иметь сквозную нумерацию страниц. В дневнике должны быть представлены следующие разделы: цели и задачи полевой учебной практики; раздел техники безопасности; списки растений и животных района практики; созологический статус растений и животных; задания выполнены во время экскурсий и самостоятельно.
2. Отчет, оформленный на специальном бланке. В нем должна быть коротко и конкретно описана выполненная студентом работа в период практики. Студенты должны перечислить осуществленные экскурсии и краткие сведения, которые на них были получены.
3. Гербарий, собранный во время экскурсий и самостоятельно (30 видов).
4. Коллекция насекомых, собранная во время экскурсий и самостоятельно
(15 видов).
1.1. Формы и методы контроля
В процессе прохождения полевой учебной практики текущий контроль осуществляется в следующих формах:
Формы контроля
Сроки контроля
– проверка дневников ежедневно
– проверка заданий камеральной обработки ежедневно
– проверка флористических и фаунистических списков ежедневно
– проверка индивидуальных заданий в конце практики
– проверка гербария и зоологической коллекции в конце практики
– проверка заданий самостоятельной работы в конце практики
– зачет в конце практики
Итоговый контроль осуществляется на основе контроля теоретических знаний, практических навыков и умений.
Формы итогового контроля: теоретических знаний – система вопросов, тестовые задания с единичным выбором ответа; практических навыков и умений – индивидуальный контроль практических действий.
8
1.2. Критерии оценивания практики.
Максимальное количество баллов по результатам итогового контроля –
100 баллов.
Вид работ
Баллы
Отчет
25
Дневник по практике
10
Гербарий
15
Зоологическая коллекция
15
Зачет
35
Всего:
100
1.3. Подведение итогов практики.
Студенты, которые выполнили все задания программы полевой учебной практики, оформили соответствующую документацию практики (отчет, дневник, гербарий, зоологическую коллекцию) допускаются к зачету в последний день практики.
Студенты, которые не выполнили программу полевой учебной практики и получили неудовлетворительную оценку при сдаче зачета, направляются на практику во второй раз в период каникул или отчисляется из учебного заведения.
Результаты зачета заносятся в зачетно-экзаменационную ведомость, проставляются в зачетной книжке студента и журнале учета успеваемости студента.
После зачета на кафедре остаются гербарий и зоологические коллекции.
Отчеты и дневники учебной практики хранятся у преподавателя в течение одного семестра.
9
2.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Основу полевой учебной практики по ботанике и зоологии составляют экскурсии, во время которых студенты знакомятся с живыми растениями и животными в естественных условиях и собирают материал для дальнейшего изучения, определения, гербаризации и составления зоологической коллекции.
Каждая экскурсия посвящена определенной теме и заданию, предусмотренному программой полевой учебной практики, проводится под руководством преподавателя по заранее намеченному плану.
Занятия начинаются с экскурсии, а во второй половине дня собранный материал обрабатывается в лаборатории (аудиториях) или самостоятельно.
Тема 1. Введение. Основы ботаники (6 часов).
Цели и задачи практики. Техника безопасности и правила поведения во время проведения полевых наблюдений и исследований. Оснащение для сбора растений. Требования к оформлению материалов практики. Ознакомление с методиками ботанических исследований.
Тема 2. Лесные растения (6 часов).
Проведение экскурсии. Изучение видового состава, жизненных форм лесных растений. Наиболее распространенные растения района практики, их экологические особенности. Составление флористического списка растений.
Созологический статус. Сбор растений для определения и составления гербария. Обработка собранного материала. Оформление соответствующей части дневника.
Тема 3. Сорные растения (6 часов).
Проведение экскурсии. Изучение видового состава, жизненных форм сорных растений. Наиболее распространенные растения района практики, их экологические особенности. Составление флористического списка растений.
Сбор растений для определения и составления гербария. Обработка собранного материала. Оформление соответствующей части дневника.
Тема 4. Определение растений (6 часов).
Определение растений в лабораториях (аудиториях) собранных на экскурсиях. Обработка собранного материала самостоятельной работы.
Оформление соответствующей части дневника.
Тема 5. Монтирование гербария (6 часов).
Монтирование гербария собранного на экскурсиях и самостоятельно.
Тема 6. Оформление гербария (6 часов).
Чистовой этикетаж. Составление каталога гербария.
Тема 7. Введение. Основы зоологии (6 часов).
Цели и задачи практики. Техника безопасности и правила поведения во время проведения полевых наблюдений и исследований. Оснащение для сбора животных. Требования к оформлению материалов практики. Ознакомление с методиками зоологических исследований.
Тема 8. Редкие и охраняемые животные (6 часов).