Файл: Учебнометодическое пособие по выполнению учебной практики для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование. Начальное образование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18
№ п/п
Название растения
(рус., лат.)
Семейство (рус., лат.)
Место произрастания
Фенофаза
1.
2

Задание 3. Собрать гербарий сорных растений.
Задания после экскурсии (в учебной аудитории или лаборатории):
Задание 1. Обработать собранный во время экскурсии гербарный материал. Заполнить полевые этикетки.
Задание 2. Указать жизненную форму и хозяйственное значение сорных растений собранных во время экскурсии. Данные записать в дневник в виде таблицы:
№ п/п
Название растения
(рус., лат.)
Семейство
(рус., лат.)
Жизненная форма
Хозяйственное значение
1.
2.

Задание 3. Составить морфологическое описание 5 сорных видов растений.

19
Тема 4. Определение растений (6 часов)
Общие сведения
После сбора растений на очередь приходит определение собранных растений. Для определения берутся живые растения. Начинать определение необходимо пользуясь новейшими региональными
«флорами», определителями, атласами.
Для исследования растений при определении необходимо всегда иметь лупу и бинокуляр, а также препаровальные иглы, тонкий пинцет, маленький ножик (скальпель), бритвенные лезвия, линейку с миллиметровыми отметкамии т.д.
Научное название каждого вида растений состоит из наименования рода и видового эпитета, например одуванчик лекарственный – Taraxacum officinale
F.H. Wigg. После видового названия сокращенно написана фамилия ученого, который впервые описал данный вид для науки. Родственные роды объединяются в семейства. В связи с этим определение растения представляет собой обычно трехступенчатый процесс: сначала нужно установить название семейства, к которому относится определяемое растение, потом название рода, затем вида.
Все определительные таблицы – ключи, как для определения семейства, так и родов каждого семейства, построены по дихотомическому принципу, принятому в большинстве ботанических определителей. Этот принцип основан на сравнении признаков рассматриваемых альтернативно (взаимоисключающе), поэтому каждая ступень определительной таблицы-ключа содержит тезу (набор определительных признаков) и антитезу
(набор признаков прямо противоположного значения). Тезисы имеют порядковый номер (1, 2, 3 и т.д.), антитезисы набраны с новой строки и начинают знаком тире (–). Цифра в конце каждого тезиса или антитезиса обозначает номер ступени, к которой следует обращаться для дальнейшего определения.
Определяющий должен внимательно прочитать тезис и антитезис и решить, к тезису или антитезису подходят признаки определяемого растения.
От этого зависит переход к следующей ступни (номер которой указан в конце строки).
Очень важно тщательно рассмотреть и установить признаки, по которым расходятся тезисы и антитезисы. Успех определения в значительной мере зависит именно то этого. Растения можно определять непосредственно в природной обстановке и по гербарию. Живое растение определять легче, так как детали строения видны лучше. Для рассмотрения мелких деталей почти всегда приходится прибегать к помощи простейшей увеличительной оптики
(различным ручным и штативным лупам).


20
План работы
Задание 1. Провести экскурсию по территории университетского парка с целью сбора растений разных жизненных форм со следующим их определением в лабораторных условиях.
Задание 2. Определить растения собранные во время предыдущих экскурсий и самостоятельно.
Задание 3. Заполнить или проверить уже заполнение полевые
(временные) этикетки во всех «рубашка» с растениями.
Тема 5. Монтирование гербария
Общие сведения
Смонтировать гербарий, значит прикрепить высушенные растения и их отдельные части (цветы, плоды, кору и т.д.) к плотной листу бумаги и сформировать им форму, наиболее пригодную к дальнейшему хранению и использованию.
Прежде всего, для монтирования растений необходимо выбрать определенный формат листа бумаги гербария. Самым удобным размером для монтажа гербария и его дальнейшего использования являются листы длиной
40–44 см и шириной 28–30 см (формат А3).
Для монтировочных работ, прежде всего, нужно иметь плотные листы бумаги выбранного формата (А3) на которые будет крепиться растение, острые ножницы, клей, кисточка для клея, узкие полоски бумаги или грубые нити с иглой для крепления растений к листам гербария, препаровальную иглу, мягкие пинцеты и т.д.
Кроме того, приступая к монтажу гербария, необходимо запастись этикетками и пакетиками, в которые вкладывают отдельные части растения, цветки, семена, которые осыпались и т.д. Пакетики приклеивают к листу бумаги так, чтобы они легко открывались.
Задача монтирования – предоставить образцу гербария форму, самую удобную для дальнейшего хранения и пользования. Поэтому перенося растение из «рубашки», в которой оно сушилось на монтировочный лист, мы имеем возможность исправить недостатки, допущенные при сборе или прессовании.
На монтировочных листах растения размещают так, чтобы можно было видеть, как располагаются почки, бутоны, цветки, плоды, листья на стеблях, а также оборотную сторону части листьев.
Если же растение не размещается на листе гербария в натуральную величину, то его разрезают, например, на две части: верхнюю (часть стебля с цветками или соцветиями) и нижнюю (часть стебля с листьями и корнем), потом одну часть размещают в левой части гербарного листа, а другую – в правой, оставляя место для этикетки.

21
Части или отдельные органы растений (корень, листья, цветки) при монтировании не должны выходить за пределы гербарного листа.
Растение, которое не помещается на гербарном листе полностью в натуральную величину по вертикали, нужно положить по диагонали.
Очень мелкие растения монтируют по несколько экземпляров на одном листе. Причем более крупные и тяжелые экземпляры располагают внизу возле этикетки, а мелкие – в верхней части гербарного листа.
На каждом листе гербария размещают полностью или частями только один вид растения.
Растения прикрепляют к гербарному листу узкими полосками бумаги или незаметными стежками нитей.
В правом нижнем углу каждого гербарного листа необходимо оставить свободное место для наклейки чистовой этикетки.
Без этикетки образец гербария не имеет никакого ни научного, ни учебного значения.
Временные полевые этикетки рекомендуется не выбрасывать, а прикладывать к смонтированному листу гербария. В том же случае, когда чистовой этикетаж проводится не коллектором, а другим лицом эту рекомендацию следует считать обязательной. Если же этикетирует сам коллектор, то он должен расшифровать и использовать свои черновые этикетки так полно, чтобы они стали ненужными; тогда их, естественно, можно не хранить.
Для лучшего сохранения и защиты от пыли, каждый смонтированный гербарный образец помещают в «рубашку» из мягкой прозрачной или тонкой непрозрачной бумаги.
План работы
Задание 1. Смонтировать гербарий, собранный во время экскурсий на полевой учебной практике и самостоятельно.
Тема 6. Оформление гербария (6 часов)
Общие сведения
Чистовой этикетаж – это операция, которой завершают оформление гербария.
Этикетки делают из белой бумаги хорошего качества (обычно бланки этикеток разрабатываются заранее и заказываются в типографии).
Данные о растении заносят в чистовые этикетки от руки с временных или полевых этикеток. Чистовую этикетку заполняют по образцу:


22
ГЕРБАРИЙ
Луганского государственного университета имени Тараса
Шевченко
Бобовые Fabaceae
Астрагал австрийский
Astragalus austriacus Jacq.
Место произрастания на степном склоне
Место нахождения окр. г. Ровеньки
«12» мая 2016 г.
Собрал: Петров А.
Определил: Иванов Д.
В заглавии этикетки обязательно указывают учреждение, в котором хранится гербарий. В первой строке бланка указывают русское и латинское название семейства, во второй – русское название рода и вида, в третьей – латинское родовое и видовое название растения с указанием автора. Если растение еще не определено, то для названия оставляют место, чтобы вписать его потом. Ниже указывают местопроизрастание растения (поле, огород, луг, лес и т.д.), дальше – географическое местонахождение растения (область, район, село и т.д.). Также на этикетке обязательно ставят дату сбора (число, месяц, год) и фамилию лица, которое собрало и определило растение.
План занятия
Задание 1. Заполнить чистовые этикетки и прикрепить их на гербарных образцах.
Задание 2. Составить каталог гербария в виде таблицы:
№ п/п
Семейство
(рус., лат.)
Название растения (рус., лат.)
Количество экземпляров
1.
2.


23
2.2. Основы зоологии (6 часов)
Общие сведения
Во время экскурсий студенты закрепляют знания по зоологии, изучают местную фауну, совершенствуют навыки сбора и фиксации насекомых, определяют их охранный статус и хозяйственное значение.
В лаборатории под руководством преподавателя и самостоятельно студенты овладевают методикой монтажа и оформления зоологической коллекции насекомых.
Под фауной понимают исторически сложившуюся совокупность видов животных, обитающих на определенной территории. Систематическое значение этого понятия определяется таксономическим положением входящих в нее групп организмов – орнитофауна (фауна птиц), энтомофауна (фауна насекомых), ихтиофауна (фауна рыб). Географическое значение определяется приуроченностью тех или иных групп животных к конкретной территории – фауна города Луганска, фауна Донбасса.
Фауна характеризуется общностью экологии входящих в нее видов животных: фауна степи объединяет преимущественно роющие и бегающие виды, впадающие в спячку и питающиеся жесткими травами.
Наличие эндемичных животных (обитающих в пределах ограниченного ареала) позволяет оценить степень изолированности фауны и ее возраст.
Тема 1. Методика сбора и хранения насекомых
Для изучения насекомых необходимо уметь правильно собирать материал. Собранные зоологические коллекции служат фактическим материалом и являются основным документом, подтверждающим достоверность любого полевого исследования.
Существует разные способы сбора насекомых, и каждый из них имеет свою особенность. При сборе насекомых используют сачки, различные ловушки, пинцеты, кисточки, пробирки, коробки, морилки.
Энтомологический сачок – самое распространенное орудие лова насекомых. Конструкция сачка представляет собой мешок из ткани навешанного на обруч, который прикреплен к палке. Двигаться для поимки активных насекомых лучше в направлении солнца, иначе тень, попадающая на объект охоты, будет служить сигналом опасности, и шанс поимки будет минимальным. Необходимо также учитывать и направление ветра: лучше идти против ветра, тогда орудие лова не будет запутываться. Сразу после поимки насекомого мешок сачка нужно располагать таким образом, чтобы тот был перекинут через обруч, и перекрывал выход из сачка. Кошение сачком лучше проводить в сторону солнца и против ветра, в сухую погоду, для того чтобы не спугнуть собственной тенью насекомых и избегать запутывания сачка.


24
Во время сбора или после сбора живых насекомых умерщвляют, для этого существует несколько способов применимых для тех или иных групп насекомых.
Разделяют два вида консервации насекомых – сухой и мокрый.
В сухом виде сохраняют крупных и средней величины насекомых с плотным покровом, а очень мелких насекомых, или с мягким хитиновым покровом предпочтительно помещать в емкости со спиртом или формалином.
Дневных бабочек обычно поддавливают осторожно в области груди, тем самым повреждают мышцы и парализуют движения насекомого. Других насекомых, в большинстве своем крупных ночных бабочек, жуков, ос помещают в морилки.
Морилка представляет собой плотно закрывающейся сосуд. Лучше применять изделия из пластмассы, которые легче и прочнее стеклянных банок.
С насекомыми в эту колбу помещают ядовитые вещества (цианистый калий, серный эфир, уксусный эфир, хлороформ или этилацетат).
Умерщвленный материал следует упаковать для транспортировки, для чего используют специальные матрасики и пакетики. Пакетики в виде треугольников используются в основном для сохранения чешуекрылых, стрекоз, ос. Размеры пакетиков могут варьировать в зависимости от размера насекомого и представляют собой треугольник с завернутыми краями, на одном из краев пакетиков, прежде чем помещать туда отловленный экземпляр нужно подписать информирующую о месте сбора, дату и имя коллектора. Матрасики представляют собой плотный картон с вырезанными для загиба краями, на который располагается плотно сжатая вата толщиной не более 1 см. Сверху покрывается листком бумаги, на который заносится информация о сборе насекомого. Если сборы на матрасике являются из разных мест или времени сбора, то на самом матрасике с помощью карандаша или ниток обводится область с насекомыми.
Насекомые, которые были зафиксированы в растворе, должны закрываться плотно пробкой.
План работы
Задание 1. Изучить основные методики сбора насекомых. Записать основные положения, касающиеся различных методик сбора насекомых, в дневнике.
Задание 2. Изучить основное оборудование для сбора насекомых.
Записать основные принципы использования различных видов оборудования для сбора насекомых в дневнике.
Задание 3. Изучить основные методики фиксирования и хранения насекомых. Записать основные положения, касающиеся различных методик фиксирования и хранения насекомых, в дневнике, с указанием для каких насекомых приемлема та или иная методика хранения.


25
1   2   3   4   5   6   7